Стили управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение стилей управления, их влияния на организационную структуру предприятия в целом. Объектом исследования является СОШ.
Для достижения цели этой работы необходимо определение следующих задач:
- рассмотреть понятие управления и стилей управления в организации;
- выделить типы стилей управления;
- определить эффективное управление на предприятиях России;
- определить взаимосвязь управления руководителя с коллективом на примере Директора СОШ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ И СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………5
1.1 Управление в организации, его цель, принципы……………………………5
1.2 Типы стилей управления……………………………………………………..8
1.2.1 Авторитарный стиль управления………………………………………..8
1.2.2 Демократический стиль управления…………………………………...10
1.2.3 Либеральный стиль управления………………………………………..12
2. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………15
2.1 Факторы, влияющие на эффективность управления предприятием……15
2.2 Малоначальственное управление персоналом……………………………17
3. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ДИРЕКТОРА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………26
3.1 Стиль руководства в управленческой практике…………………………...26
3.2 Стиль руководства Директора СОШ……………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...34

Файлы: 1 файл

Стили управления.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

      3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам. [7, С. 254] 

      1.2 Типы стилей управления

      1.2.1 Авторитарный стиль управления

      При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем  без участия подчиненных. Этот стиль  управления может применяться при  решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

      Лидер – это тот, кто умеет обслуживать, тот, кто умеет наладить гармонию в отношениях сотрудников на предприятии  или людей в иной ситуации, дабы имел место максимум производительности и целостный результат.

      Типичные  признаки авторитарного стиля управления:

      1. Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе.

      2. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует, следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.

      Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю: высокая сознательность, высокий самоконтроль, дальновидность, хорошая способность к принятию решений, пробивная способность.

      Подчиненные - адресаты приказаний. По «теории x и xy»:

      - средний человек ленив и, насколько  возможно, отлынивает от работы;

      - работники нечестолюбивы, боятся  ответственности и желают быть  руководимыми;

      - давление на подчиненных и  санкции к ним необходимы для  достижения целей предприятия;

      - строгое управление подчиненными  и частный контроль над ними  неизбежны.

      При этом стиле управления мотивация  подчиненных часто ограничена, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими  санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем  информационных барьеров неофициальными путями.

      Требования  к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:

      - признание руководителя единственной  инстанцией;

      - признание и выполнение распоряжений  руководителя;

      - отсутствие стремления к обладанию  правом контроля.

      Преимущества  авторитарного стиля управления - возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

      Недостатки  авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководителя в отношении количества и (или) качества работы.

      Авторитарный  стиль управления может применяться  на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю. [2, С. 48] 

      1.2.2 Демократический стиль управления

      При демократическом стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться  при превалировании творческого  содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

      Типичные  признаки демократического стиля управления:

      1. Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.

      2. Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

      Требования, предъявляемые к демократично управляющему руководителю, по Штоппу:

      - открытость;

      - доверие к сотрудникам;

      - отказ от индивидуальных привилегий;

      - способность и желание делегировать  полномочия;

      - служебный надзор;

      - контроль результатов.

      Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные работы». При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из «теории у теории ху», по которой:

      1) нежелание трудиться является  не врожденным от природы, а  следствием плохих условий труда,  которые уменьшают естественное  желание трудиться;

      2) сотрудники принимают во внимание  целевые установки, обладают самодисциплиной  и самоконтролем;

      3) цели предприятия достигаются  кратчайшим путем посредством  денежного поощрения и предоставления  возможности индивидуального развития;

      4) при благоприятном опыте сотрудники  не боятся ответственности.

      Активная  позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение  результатов труда.

      Требования  к демократично - управляемым подчиненным, по Штоппу:

      - стремление и способность нести  личную ответственность;

      - самоконтроль;

      - использование прав контроля.

      Преимущество  демократичного стиля - принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток - демократичный стиль управления может замедлить принятие решений. [2, С. 69] 

      1.2.3 Либеральный стиль управления

      Такое управление - технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

      Для того чтобы успешно применять  управление делегированием, необходимы:

      - делегирование сотрудникам задач;

      - делегирование сотрудникам компетенций;

      - делегирование сотрудникам ответственности  за действия;

      - исключение возможности отзыва  делегированных полномочий либо  передачи их от одних сотрудников  другим;

      - установление порядка регулирования  исключительных случаев;

      - исключение возможности вмешательства  руководителя при правильных  действиях сотрудника;

      - обязательность вмешательства руководителя  в случае ошибки и получения  результатов, урегулированных в  особом порядке;

      - принятие руководителем ответственности  по руководству;

      - создание соответствующей информационной  системы.

      Переданные  задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно  однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность  за действия должны соответствовать  друг другу по объему.

      Преимущества управления методом делегирования:

      1) разгрузка руководителя;

      2) возможность быстрого принятия  грамотных решений; сотрудникам  передаются компетенции и ответственность  за действия;

      3) содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

      Недостатки  управления методом делегирования:

      1) руководитель делегирует по возможности  меньшее число интересных задач;

      2) могут быть утверждены иерархические  отношения;

      3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;

      4) установление иерархических отношений  «по горизонтали». [2, С. 125]

      Таким образом, можно сказать, что применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Стиль управления чаще всего зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: например, при изменении ситуации авторитарный руководитель может не справиться единолично с выбором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выработке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления.

 

       2. Эффективное управление на предприятии в современной России и США

      2.1 Факторы, влияющие на эффективность управления предприятием

      К числу факторов, влияющих на эффективность управления, следует отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. Промышленное предприятие, фондовая биржа, сельскохозяйственный кооператив, универмаг или научно-исследовательский институт объективно отличаются и характером труда, и качеством рабочей силы, и спецификой управленческих механизмов. На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

      В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и  внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект  имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность  управления ситуацией. Они приведены  в таблице.

Информация о работе Стили управления