Стили управления. Факторы, влияющие на эффективное руководство. Определение эффективности работы руководителей аптек

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей стилей управления, их понятие, применение. Какие бывают плюсы и минусы каждого из них, определение факторов, влияющих на руководство. Определения стиля управления руководителя КГУП «ПКА» филиала 32, аптеки № 14.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…………3
Раздел I. Понятие управления и стилей управления ……………………………...…4
Стили управления. Авторитарный стиль управления………………………...…8
1.2. Демократический стиль управления………………………………………….....10
1.3 Либеральный стиль управления………………………………………………….12
1.4 Модель Лайкерта………………………………………………………………….14
1.5 «Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона……………………...…….16
1.6 Модель эффективности руководства Ф. Фидлера………………………………20
1.7 Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса…………………………..……….23
1.8 Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара……………………...…….25
1.9 Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона………………....27
Раздел II Факторы, влияющие на эффективность управления……………………..29
2.1 Формирование эффективного стиля руководства………………………...…….31
Глава III Экспериментальная часть. Определение стиля руководства
в КГУП «ПКА», филиал 32, аптека № 14……………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………...…..45
Приложение……………………………………………………………………...…….46
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая стили управления.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

     Усложнение  деятельности руководителя и повышение  его ответственности за качество принимаемых решений и выбор стиля руководства дало новый толчок к проведению более подробных и широких исследований в данной области. Многие ученые и известные исследователи в области менеджмента постоянно проводят опросы руководителей и их непосредственных подчиненных с целью выявить характерные методы и приемы, используемые руководителями различных уровней.

 

1.5 «Управленческая  решетка» Р. Блейка и М. Муттона

      Данный подход является наиболее простым  представлением «двумерного» стиля  управления. представляет собой таблицу, состоящую их 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления.

   

    9    1.9. Максимум внимания                                                   9.9. Максимум внимания

    8    людям; минимум внима-                                                  людям и организационно-

    7    ния организиционно-тех-                                                  техническим проблемам

    6      ническим проблемам            

          1. 5.5. Равное внимание
      1.   людям и организационно-техническим  проблемам  

            3

            2     1.1. Минимум внимания                                               9.1. Минимум внимания

                  людям и организационно-                                         людям; максимум внимания 

              1       техническим проблемам                                          организационно-техническим

                                                                                                              проблемам    

             

                        1           2            3            4            5           6             7             8               9   

        Ориентация  на создание организационно-технических  условий

         «Решетка  управления» Р. Блейка и М.  Мутона

             Блейк и Муттон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.

               1. (1;1.) Примитивное руководство или  «отдых на работе» (объединенное  управление)

        Эта позиция  характеризует такой тип руководителя, который холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи независимого эксперта. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя и расширит границы новых идей воплощаемых в производство. Такой управляющий не является лидером. Он является просто «хранителем своего портфеля и кресла». Но очень скоро серьезные трудности заставят пересмотреть стиль руководства, либо сменить руководителя.

             2. (1;9.) Социальное руководство (управление в духе загородного клуба)

             Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, но на процесс производства остается в стороне. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заключена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель любим подчиненными, они готовы всегда оказать помощь своему лидеру. Текучка кадров очень низка, а уровень удовлетворенности трудом очень высок. Но излишняя доверчивость к подчиненным приводит к принятию непродуманных решений, из-за этого страдает производство. Подчиненные могут злоупотреблять доверием к себе.

              3.  (9;1) Авторитарное руководство  (власть – подчинение)

             Эта позиция характерна для менеджеров, которые заботятся только о производстве и не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкого характера и ведет к понижению результативности работы. Качество управленческих решений, по их мнению, не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Но между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, отсутствует взаимопонимание и сохраняется удовлетворительный уровень групповой дисциплины.

             4. (5;5) Производственно – социальное  управление (организационное управление)

             Эта позиция характеризует тот тип  руководителя, который умеет сочетать заботу о людях с заботой, о производстве. Такой менеджер идет на компромисс во всех случаях. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаются и корректируются с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако прогрессивность взглядов мало распространяется на стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства.

             5. (9;9) Командное руководство или руководство «лицом к лицу» (групповое управление)

             Эта позиция характеризует такой  тип руководителя, который одинаково  относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Данный тип управленца стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают, является активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решения. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих, учесть изменения, влияющие на эффективность производства.

             Пользуясь «управленческой решеткой», можно  заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации. Сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, можно определить их пригодность к ее замещению.

             Матрицы стилей руководства является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной  комбинацией других исследований, но также дает руководителям возможность оценить свою позицию и попытаться усовершенствовать свой стиль управления.

             Блейк и Муттон сделали следующее заключение: в различных специфических условиях каждый из стилей управления может оказаться весьма эффективным, но в типичной ситуации развития бизнеса наиболее успешным будет применение командного руководства. Их модель относится к поведенческому подходу к классификации стилей руководства. Все последующие рассматриваемые модели относятся к ситуационному подходу, который рассматривает влияние на эффективность руководства ряда других факторов. К ним относятся: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а так же имеющуюся у руководителя информацию. Поэтому современная теория руководства очень большое внимание уделяет тому, как учесть все эти факторы в совокупности и определить степень их влияния на эффективность руководства.

         

                1.6 Модель эффективности руководства Ф. Фидлера

               Фрэд  Фидлер известен как один из первых экспертов по управлению, который считал, что эффективность стиля управления может быть оценена, если выбранный стиль соответствует данной ситуации. Он также считал, что успех или эффективность того или иного стиля управления зависит от трех факторов: отношений руководителя с подчиненными, структуры производственных заданий и уровня власти руководителя.

          1. Отношение руководителя и подчиненных.

               Одним из важнейших факторов при определении  эффективности управления является степень лояльности менеджера к членам коллектива. Когда взаимоотношения меду ними тесные, руководитель может рассчитывать на поддержку и понимание в любую минуту, если же эти отношения не могут быть такими, то сила слова руководителя автоматически снижается.

          1. Структура производственных заданий.

               В данном случае под структурой производственных заданий понимается степень рутинности (простое и объемное) или не рутинности (сложное и уникальное) работы. Сложные задания требуют слаженности, чуткого участия руководителя, инициативы и энтузиазма от подчиненных, дополнительных затрат времени. С другой стороны, они рассчитаны на высокий уровень ответственности, носят не рутинный характер, требуют применения демократического стиля управления.

          1. Уровень власти руководителя.

               Объем формальной и неформальной власти руководителя имеет большое значение. Объем этой власти измеряется авторитетом руководителя. Эта власть позволяет ему или ей отдавать приказы, поощрять или наказывать. Высокий уровень власти позволяет применять авторитарные методы управления и наоборот.

               Фидлер  полагал, что эти три фактора  в комбинации могут дать образ  идеального руководителя.  

               Когда задачи четко сформулированы, должностные  полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, то на подчиненных легко воздействовать. В противоположном случае, руководителю лучше ориентироваться на решение организационно-технических проблем, не уделяя особого внимания вопросам создания коллектива и налаживания человеческих отношений. Это обеспечивает единство целей, оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.

               В данной ситуации не нужно тратить  время на налаживание отношений, а сотрудники действуют в условиях четко сформулированных простых  задач и указаний. Руководитель одновременно может придерживаться авторитарного стиля, однако необходимо и легкое диктаторство.

               Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди делают то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого слабое влияние руководителя на подчиненных только еще больше упадет. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными.

               Как и все другие модели, модель Фидлера  не лишена недостатков и не получила полной поддержки у теоретиков. Определив, что ориентированный  на организационно-технические условия стиль руководства будет соответствовать в менее благоприятных ситуациях и что ориентированный на налаживание отношений стиль лучше пригодится в умеренно благоприятных ситуациях, Фидлер создал фундамент для будущего ситуационного подхода к управлению. Его подход показывает, что не существует оптимального стиля руководства независящего от обстоятельств. Для оценки стиля руководства Фидлер разработал уникальный, но спорный метод. Он просил руководителей описать наименее любимых коллег, помощников по работе. Фидлер утверждал, что руководитель, который описывает нелюбимых подчиненных в более сдержанном стиле, является предрасположенными к демократическому стилю управления. Это люди, которые позитивно настроены на общение, обмен мнениями, т.е. руководители ориентированные на общение. В противоположность им те, кто описывал своих подчиненных злобно, без симпатии, относятся к руководителям, ориентированным на производство.

         

        1.7 Модель «путь  – цель» Т. Митчела и Р.  Хауса

             Данная  модель аналогична модели Фидлера и  имеет много общего с теорией ожидания, относящейся к мотивации, была разработана Т. Митчелом и Р. Хаусом. Их подход получил название «путь – цель» на основе выводов о том, что преуспевающий руководитель обязан выполнять три вида задач. Он должен объяснить подчиненным, как наилучшим образом достичь поставленных целей, разработать и внедрить методы их достижения. В процессе выполнения производственных функций руководитель осуществляет координационную и направляющую деятельность. Кроме того, в процессе работы можно снижать или повышать интенсивность деятельности подчиненных. Подход «путь – цель» объясняют воздействие, которое оказывает поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного.

             Данная  модель включает четыре стиля управления, использование которых определяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.

             Если  у сотрудников большая потребность  в самоуважение и принадлежности к коллективу, то наиболее эффективным считается «стиль поддержки», аналогичный стилю ориентированному на налаживание человеческих отношений. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, эффективнее использовать «инструментальный» стиль, сходный со стилем ориентированным на создание организационно – технических условий производства. Подчиненные, когда от них ничего не зависит, желают быстрее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.

             Если  подчиненные стремятся к высоким  результатам и уверены, что смогут их достичь используется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые условия.

             Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений соответствует ситуации, когда подчиненные стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель должен делиться с ними информацией и использовать их идеи в процессе подготовки и принятии решений.

             В неоднозначных ситуациях, как считают  авторы, лучше использовать «инструментальный» стиль, так как руководитель лучше  видит ситуацию в целом, и его  указания могут служить для подчиненных  хорошим ориентиром. Однако при этом данным стилем нельзя злоупотреблять, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль. Поэтому необходимо при постепенной структуризации задач переходить от «инструментального» стиля к стилю поддержки. Аналогичным образом, если задача с самого начала приносит подчиненным удовлетворенность, стиль поддержки малоэффективен. Но если задание не удовлетворяет подчиненных, стиль поддержки будет как раз уместен.

             Модель  Т. Митчела и Р. Хауса «путь  – цель» отличается от всех остальных  тем, что она не содержит целенаправленных попыток определения эффективного стиля управления в конкретных условиях. Эта модель основывается на позиции сочетания различных стилей и доказывает, что руководители должны быть гибкими в своих действиях.

         

        1.8 Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара

             П. Херси и К. Бланшар разработали ситуационную теорию руководства, которую назвали теорией жизненного цикла. В соответствии с этой моделью, применение стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, желания достичь поставленных целей. Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства: давать указания «продавать», участвовать, делегировать.

             Суть  первого стиля S1 заключается в указаниях незрелым, неспособным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться на решение организационно – технических проблем, а не на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

             Второй  стиль S2 – «продавать» – эффективен для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они способны нести ответственность, но не могут делать этого. Данный стиль сочетает в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, и на коллективность. Здесь руководитель должен одновременно давать исполнителям указания и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.    

             Третий  стиль S3 эффективен для сотрудников, которые могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие всех условий и обладание достаточной подготовленностью. Такие подчиненные характеризуются умеренно высокой степенью зрелости. При данном стиле руководства необходимо участие работников в принятие решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется повысить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а при необходимости помощь.

             Четвертый стиль S4 характеризуется высокой степенью зрелости, когда подчиненные хотят и могут нести ответственность работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя. Херсли и Бланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.

             В целом критики данной модели жизненного цикла отмечают отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность того, смогут ли руководители на практике вести себя так гибко и адаптивно как требует модель.

         

              1.9 Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона.

             По  мнению авторов данной модели, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристикам самой проблемы можно выделить пять стилей управления. Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (А и Б) затем консультативный (В и Г) и завершается полным участием (Д).

        А –  Руководитель сам принимает решения  на основе имеющейся информации.

        Б –  Руководитель сообщает подчиненным  суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

        В –  Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

        Г –  Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.

        Д –  Руководитель постоянно работает совместно  с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

             При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

        наличие достаточной информации и опыта  у подчиненных;

        уровень требований, предъявляемых к решению;

        четкость  и структурированность проблемы;

        степень причастности к делам организации  и необходимость согласовывать с ними решения; вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;

        заинтересованность  исполнителей в достижении целей;

        степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.

             Данная  модель отличается от других ситуационных моделей тем, что ее основа – принятие решений, но она аналогична другим подходам тем, что еще раз показывает руководителю, что нет оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций принятия решений.

             В настоящее время все большее  распространение получает концепция  атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В основе этой концепции лежит реакция руководителя не на само поведение подчиненных, а на причины его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально. Если поведение подчиненного вызвано серьезными внутренними причинами, руководитель принимает по отношению к нему необходимые меры воздействия и в дальнейшем осуществляет их коррекцию в соответствии с ответной реакцией подчиненного. Если же причины вызваны внешними условиями, руководитель направляет усилия на их изменение. 

             Таким образом, переходя от одной модели к  другой можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все  большее количество факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.      
         
         

         

        Раздел II Факторы, влияющие на эффективность управления

             Для успешного выполнения стратегических задач в области эффективности  управления персоналом первостепенное значение имеет изучение факторов влияющих на производительность труда, своевременное  и полное использование резервов роста и совершенствование на базе этого научно обоснованной системы анализа и планирования производительности труда и оценки эффективности управления персоналом.

             Высокие темпы роста эффективности управления персоналом в целом и производительности труда в частности обеспечиваются научно обоснованным использованием всего комплекса факторов, влияющих на эффективность управления персоналом.

             К числу объективных факторов относят величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

             В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией. Они приведены в таблице.

             Управление  структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, управление делами, а активизирующими – людьми.

             Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает доминанту творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, чутья ситуации и проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами управления обоими типами факторов. Хороший результат обеспечивается эффективной деятельностью лишь на коротком отрезке времени.

             Активизирующие  факторы характеризуют процесс  управления людьми, структурные –  область технических навыков. Относительная доля факторов собственно процесса управления растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. Использование сильных сторон личности руководителя существенно для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на стиль руководства, не могут быть однопорядковыми, идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие временно. К постоянным факторам влияния относятся: окружающая среда, социальные нормы, типичные черты личности, производственная ситуация. К временным – опыт руководства, эмоции, психологический климат в коллективе.

         

        2.1 Формирование  эффективного стиля руководства

             Руководителю  трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный  и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

             Успешность  выбора стиля определяется тем, в  какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

             Отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них.  Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

             На  формировании стиля руководства  сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

             Если  обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок.  И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных. 

             В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

             Руководитель, который хочет работать, как можно  более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

             Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи  не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации.

             В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации.

             Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности. 

        Глава III Определение стиля руководства в КГУП «ПКА», филиал 32, аптека № 14

        Уважаемый сотрудник аптеки № 14

             Просим  Вас заполнить анкеты для определения  стиля управления вашей аптеки. Данные этого анкетирования будут использованы в курсовой работе «Стили управления. Факторы, влияющие на эффективное руководство. Определение эффективности работы руководителей аптек.», автор данной курсовой работы провизор – интерн ВГМУ Смирнова А.Е.

             Часть 1

        Тест  «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки»

             Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.

             Источник: определение стиля управления руководителя с помощью самооценки: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.323-326

        Тестовое задание:

         1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

        2. Меня  легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к  ним.

        3. Люди  часто завидуют моему терпению  и выдержке.

        4. В  трудных ситуациях я всегда  думаю о других, а потом о  себе.

        5. Мои  родители редко заставляли меня  делать то, что я не хотел.

        6. Меня  раздражает, когда кто-то проявляет  слишком много инициативы.

        7. Я  очень напряженно работаю, так  как не могу положиться на своих помощников.

        8. Когда  я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения  доказать что-либо.

        9. Я  умею объективно оценить своих  подчиненных, выделив среди них  сильных, средних и слабых.

        10. Мне  приходится часто советоваться  со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.

        11. Я  редко настаиваю на своем, чтобы  не вызвать у людей раздражения.

        12. Уверен, что мои оценки успехов и  неудач подчиненных точны и  справедливы.

        13. Я  всегда требую от подчиненных  неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.

        14. Мне  легче работать одному, чем кем-то  руководить.

        15. Многие  считают меня чутким и отзывчивым  руководителем.

        16. Мне  кажется, что от коллектива  нельзя ничего скрывать – ни  хорошего, ни плохого.

        17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

        18. Я  игнорирую коллективное руководство,  чтобы обеспечить эффективность  единоначалия.

        19. Чтобы  не подорвать свой авторитет,  я никогда не признаю своих  ошибок.

        20. Мне  часто не хватает времени для эффективной работы.

        21. На  грубость подчиненного я стараюсь  найти ответную реакцию, не  вызывающую конфликта.

        22. Я  делаю все, чтобы подчиненные  охотно выполняли мои распоряжения.

        23. С  подчиненными у меня очень  тесные контакты и приятельские  отношения.

        24. Я  всегда стремлюсь любой ценой  быть первым во всех начинаниях.

        25. Я  пытаюсь выработать универсальный  стиль управления, подходящий для  большинства ситуаций.

        26. Мне  легче подстроиться под мнение  большинства коллектива, чем выступать  против него.

        27. Мне  кажется, что подчиненных надо  хвалить за каждое, даже самое  незначительное достижение.

        28. Я  не могу критиковать подчиненного  в присутствии других людей.

        29. Мне  приходится чаще просить, чем  требовать.

        30. От  возбуждения я часто теряю  контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.

        31. Если  бы я имел возможность чаще  бывать среди подчиненных, то  эффективность моего руководства  значительно повысилась бы.

        32. Я  иногда проявляю спокойствие  и равнодушие к интересам и  увлечениям подчиненных.

        33. Я  предоставляю более грамотным  подчиненным больше самостоятельности  в решении сложных задач, особенно  не контролируя их.

        34. Мне  нравится анализировать и обсуждать  с подчиненными их проблемы.

        35. Мои  помощники справляются не только  со своими, но и с моими функциональными обязанностями.

        36. Мне  легче избежать конфликта с  вышестоящим руководством, чем с  подчиненными, которые всегда зависят  от меня.

        37. Я  всегда добиваюсь выполнения  своих распоряжений наперекор  обстоятельствам.

        38. Самое  трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

        39. Чтобы  лучше понять подчиненных, я  стараюсь представить себя на  их месте.

        40. Я  думаю, что управление людьми  должно быть гибким: подчиненным  нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.

        41. Меня  больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.

        42. Мне  приходится часто заниматься  текущими делами и испытывать  от этого большие эмоциональные  и интеллектуальные нагрузки.

        43. Родители  заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

        44. Работу  с людьми я представляю себе  как мучительное занятие.

        45. Я  стараюсь развивать в коллективе  взаимопомощь и сотрудничество.

        46. Я  с благодарностью отношусь к  предложениям и советам подчиненных.

        47. Главное  в руководстве – распределить  обязанности.

        48. Эффективность  управления достигается тогда,  когда подчиненные существуют  лишь как исполнители воли  менеджера.

        49. Подчиненные  – безответственные люди, и поэтому  их нужно постоянно контролировать.

        50. Лучше  всего предоставлять полную самостоятельность  коллективу и ни во что не  вмешиваться.

        51. Для  более качественного руководства  нужно поощрить наиболее способных  подчиненных и строго взыскивать  с нерадивых.

        52. Всегда  признаю свои ошибки и выбираю боле правильное решение.

        53. Мне  приходится часто объяснять неудачи  в управлении объективными обстоятельствами.

        54. Нарушителя  дисциплины строго наказываю.

        55. В  критике недостатков подчиненных  я беспощаден.

        56. Иногда  мне кажется, что в коллективе  я лишний человек.

        57. Прежде  чем упрекать подчиненного, я  стараюсь его похвалить.

        58. Я  хорошо взаимодействую с коллективом  и считаюсь с его мнением.

        59. Меня  часто упрекают в чрезмерной  мягкости к подчиненным.

        60. Если  бы мои подчиненные делали  так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

        Ответы:

        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
        + - + - - + + + + + - + + + +
        16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
        - - + - + + + - - + + + + - +
        31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
        + + + + - + - + + + + + + - +
        46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
        + + - - - - + + - - - + + + -
         

        Ключ к тесту: 

          Стиль управления           Номера ответов-утверждений
        Авторитарный 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60
        Либеральный 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59
        Демократический 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58
         

        Интерпретация: 

             Подсчитав номера соответствующих утверждений  можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.

             В зависимости от полученных сумм ответов  степень выраженности стиля будет  различной: минимальная (0 – 7), средняя (8 – 13), высокая (14 – 20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования руководствуются данными, представленными в таблице «характеристика индивидуального стиля управления»:

        Сумма утвердительных ответов Степень выраженности стиля управления
        Авторитарный
        0 –  7 Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных.
        8 –  13 Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей.
        14 –  20 Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкую критику и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением.
        Либеральный
        0 –  7 Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность.
        8 –  13 Средняя: стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам.
        14 –  20 Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство.
        Демократический
        0 –  7 Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах.
        8 –  13 Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала.
        14 –  20 Высокая: умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу.
         

             По  результат теста можно сказать, что присутствуют сочетание двух стилей управления: авторитарный и демократический, когда руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.

        Часть 2 

        Тест  «Определение стиля управления руководителя подчиненными»

             Данная  методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют утверждения, отражающие различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

             Инструкция: опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

        Тестовое  задание:

        1.

        а. Центральное  руководство требует, чтобы обо  всех делах  
        докладывали именно ему.

        б. Старается  все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

        в. Некоторые  важные дела решаются фактически без  участия руководителя, его функции  выполняют другие.

        2.

        а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

        б. Приказывает  так, что хочется выполнить.

        в. Приказывать  не умеет.

        3.

        а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

        б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

        в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

        4.

        а. Его  интересует только выполнение плана, а  не отношение людей друг к другу.

        б. В  работе не заинтересован, подходит к  делу формально.

        в. Решая  производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

        5.

        а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

        б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

        в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

        6.

        а. На критику  руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

        б. Не любит, когда его критикуют и не старается  скрыть это.

        в. Критику  выслушивает, даже собирается принять  меры, но ничего не предпринимает.

        7.

        а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

        б. Ответственность  распределяет между собой и подчиненными.

        в. Руководитель единолично принимает решения или  отменяет их.

        8.

        а. Регулярно  советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

        б. Подчиненные  не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

        в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

        9.

        а. Обычно советуется с заместителями и  нижестоящими руководителями, но не с  рядовыми подчиненными.

        б. Регулярно  общается с подчиненными, говорит  о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит  преодолеть.

        в. Для  выполнения какой-либо работы ему нередко  приходится уговаривать своих подчиненных.

        10.

        а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

        б. В  обращении с подчиненными часто  проявляет равнодушие.

        в. По отношению  к подчиненным бывает нетактичным  и даже грубым.

        11.

        а. В  критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

        б. В  критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

        в. Критические  ситуации не изменяют способа его  руководства.

        12.

        а. Сам  решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

        б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

        в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

        13.

        а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

        б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

        в. О  нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

        14.

        а. Контролируя  результаты, всегда замечает положительную  сторону, хвалит подчиненных.

        б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных  и коллектива в целом.

        в. Контролирует работу от случая к случаю.

        15.

        а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и  порядок.

        б. Часто  делает подчиненным замечания, выговоры.

        в. Не может  влиять на дисциплину.

        16.

        а. В  присутствии руководителя подчиненным  все время приходится работать в  напряжении.

        б. С  руководителем работать интересно.

        в. Подчиненные  предоставлены самим себе.

        Ответы:

          1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
        Зав. отделом ДЛО б б а в в а в а б а в б б а а б
        Провизор  ОГФ а б а в в а в а б а в а б а а б
        Провизор  ОГФ б б а в в б б а б а в б б а а б
         
         

        Ответы:

          1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
        Зав. отделом ДЛО к к к к к к д к к к к к к к к к
        Провизор  ОГФ д к к к к к д к к к к д к к к к
        Провизор  ОГФ к к к К к д к к к К к к к к к к
         

        Ключ к тесту:

         

        а б в а б в
        1 д к п 9 д к п
        2 д к п 10 к п д
        3 к п д 11 п д к
        4 д п к 12 д к п
        5 п д к 13 п к д
        6 к д п 14 к д п
        7 п к д 15 к д п
        8 к п д 16 д к п

        Интерпретация

             Подсчитываются  количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль  руководства.

             ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д

             Ориентация  на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность  в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с  подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

             ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П 

             Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

             КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К 

             Требовательность  и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой  работе и сознательным соблюдением  дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

             По  результатам теста, можно сказать, что все подчиненные сошлись  во мнении, что руководитель придерживается коллегиального стиля руководства. 

         

              Заключение

             В  своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства.

             От  выбора стиля руководства зависит  не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. 

             Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство — это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.

                   Выводы по практической чассти: по результатам двух тестов, стиль руководителя аптеки № 14 смешанный. Руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления. Умеет координировать и направлять деятельность коллектива, предоставляет самостоятельность наиболее способным подчиненным, развивает инициативу и новые методы работы, справедлив и тактичен в споре, предупреждает конфликты и создает доброжелательную атмосферу, требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе.

         

        Приложение

              Таблица 1

              Факторы, влияющие на эффективность управления

        ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ  ФАКТОРЫ
        Активная политика конкурентов Психологический климат в коллективе
        Внезапные изменения в экономическом положении  клиентов Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе
        Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность  работы предприятия Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени
        Общественно значимые события  Болезни руководителей  и сотрудников
        Структурные изменения в обществе Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.)
        Неблагоприятные погодные условия  Производственные  конфликты
        Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников Увольнение  или прием на работу новых сотрудников
        Мероприятия правительства по регулированию  социальных процессов за счет работодателей Расширение  или сокращение деятельности организации
        Репрессивное  и агрессивное к предпринимательству  законодательство Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи
        Миграционные  процессы, ухудшающие качество населения Криминальное  поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический  вандализм
        Резкие  колебания на финансовых рынках Действия влиятельных  лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)
        Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья Факторы охраны имущества и безопасности труда
        Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства  Социальные  инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство
        Новые технологии производства товаров и  услуг  Разработка  стратегий управления, согласование с коллективом планов развития
        Требования  профсоюзов к технике безопасности и условиям труда  Административный  контроль, система поощрения и  взыскания
        Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства  Позитивная  мотивация творческого и производительного  труда сотрудников

         

        Таблица 2

         Характеристика  стилей руководства

        Объект  сравнения Стили управления
        Авторитарный демократический либеральный
        Способ  принятия решений Единоличный На основе консультаций с подчиненными На основе указаний сверху или мнения группы
               
        Способ  доведения решений до исполнителя Приказ Предложение Просьба, упрашивание
         
         
         
         
         
         
               
        Распределение ответственности

        Отношение к

        инициативе

        подчиненных

        Полностью в  руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в  руках

        исполнителей

        Отношение к

        инициативе

        подчиненных

             
        Допускается Поощряется  и Полностью
         
         
        используется передается
         
         
         
         
        подчиненным
               
        Принципы  подбора кадров Избавление  от сильных Ориентация  на деловых, знающих

        сотрудников и по

        мощь  им в карьере

        Ориентация  на знающих сотрудников
         
         
        конкурентов  
         
         
         
         
         
               
        Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же

        от подчиненных

        Безразличное
         
         
         
         
         
         
        Отношение к общению Отрицательное, соблюдает дистанцию Положительное, идет на контакты Инициативы  не проявляет
        Отношение к подчиненным По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
        Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Разумное 
        Мягкое, формальное
        Отношение к стимулированию Наказание с  редким поощрением Поощрение с  редким наказанием Нет четкой ориентации
         

         

              Таблица 3

        Классификация факторов, влияющих на эффективность  управления персоналом

        Факторы Содержание  факторов
        Физиологические
        • пол;
        • возраст;
        • состояние здоровья;
        • умственные способности;
        • физические способности и др.
        Технические и технологические
        • характер решаемых задач;
        • сложность труда;
        • техническая оснащенность;
        • уровень использования научно-технических достижений и др.
        Структурно-организационные
        • условия труда;
        • соотношение численности категорий персонала;
        • объем предприятия;
        • режим работы;
        • стаж работы;
        • квалификация работников;
        • уровень использования персонала и др.
        Социально-экономические
        • материальное стимулирование;
        • страхование;
        • социальные льготы;
        • уровень жизни и др.
        Социально-психологические
        • моральный климат в коллективе, статус, признание;
        • психофизиологическое состояние работника;
        • организационная культура фирмы;
        • благодарность, перспектива продвижения по службе и др.
        Территориально-ситуационные
        • месторасположение фирмы;
        • затраты времени на дорогу от дома до работы;
        • уровень конкуренции;
        • инфляция, безработица;
        • дифференциация доходов;
        • акционирование предприятий и др.
         

         

              Список литературы

        1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., Управление персоналом, М.: 2001г.
        2. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб, 1994г.
        3. Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. //Управление персоналом. –1997г.
        4. Некрасова Н.А., Типы руководителей – стили управления, М.: 1992г
        5. Попов С., Подволкий Г., Стиль и методы руководства, М.: 1985г.
        6. Радченко Л. Классификация видов управления. //Вопросы теории и практики управления. –1994г.
        7. Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации: учебное пособие, М.: 1998г.
        8. www.vsetesti.ru

Информация о работе Стили управления. Факторы, влияющие на эффективное руководство. Определение эффективности работы руководителей аптек