Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение стилей руководства персоналом и составление плана мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Комитет».
Исходя из указанной темы курсового проекта, ее основными задачами являются:
- изучение стилей руководства и их роль в эффективности управления;
- проведение анализа сложившегося стиля работы руководителя;
- разработка мероприятий по совершенствованию стиля руководства ООО «Комитет».
Введение………………………………………………………………………….3
1. Стили руководства и их роль управления…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность стиля руководства. …………………………………..5
1.2 Классификация стилей и их особенности…………………………………10
2. Анализ и оценка стилей руководства на предприятии ООО «Комитет»…16
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия ………..16
2.2 Анализ сложившегося стиля работы руководителя………………………20
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя…………………………22
2.4 Эффективность управления на предприятии……………………………...23
3. Совершенствование стиля руководства ООО «Комитет»…….…………..24
3.1 Основные преимущества и недостатки сложившегося стиля руководства предприятия …………………………………………………………………….24
3.2 План мероприятий по совершенствованию стиля работы
ООО «Комитет»………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………………….28
Однако порождает многие проблемы в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать псе лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях.
В этих условиях работники
легче соглашаются с
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Исследования показали,
что в условиях авторитарного
стиля руководства можно
Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный
_____________
4 Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 2003 г
морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности.
Руководитель же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения.
Применение этого стиля
находит все большее
В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль - доверию, подчинение - сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический климат. Подобное “мягкое управление”, нацеленное на создание “управляемой автономии” отдельных структурных единиц, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при распространении нововведений.
В то же время такой
стиль легко может
Приведем сводную таблицу характеристик авторитарного, демократического и либерального стилей управления, предложенную Э. Старобинским (таблица 1).
Таблица 1. Характеристика стилей руководства
Объект сравнения |
Стили управления | ||
Авторитарный |
демократический |
либеральный | |
Способ принятия решений |
Единоличный |
На основе консультаций с подчиненными |
На основе указаний сверху или мнения группы |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе подчиненных |
Допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и по мощь им в карьере |
|
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, идет на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других.
Последующие разработки привели к обоснованию двух новых стилей, во многом близких автократическому и демократическому (каждый автор их называет по-своему, но в сущности различия между вкладываемым в их формулировки смыслом невелики).
Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем необходимым и т.п.), получил на Западе название инструментального, или ориентированного на задачу, а стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, помогает решать проблемы, поощряет профессиональный рост и т.п., - ориентированного на человеческие отношения или на подчиненных.
Ориентированный на подчиненных стиль руководства, близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность, снижает прогулы, травмы, текучесть, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю, создает комфортную обстановку.
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их пассивность и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.
Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.
Обычно руководители используют либо демократический, ориентированный на человеческие отношения, либо автократический, ориентированный на работу, стили.
2. Анализ и оценка сложившихся стилей руководства на предприятии ООО «Комитет»
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия
Полное наименование предприятия (учреждения, организации) |
Частное охранное предприятие «Комитет» |
Юридический адрес |
г.Белово, пер. Толстого, 18-а |
Организационно-правовая форма |
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) |
Орган управления |
Генеральный директор, зам.директора по безопасности, зам.директора по охране и обороне |
Вид деятельности |
Охранные услуги: охрана объектов, охрана офисов, охрана помещений, охрана складов и т.д. |
Дата регистрации |
19.02.2001 |
Наличие лицензий (№, дата) |
№ 291530247654 от. 07.05.2001 |
Управление кадрами
в рамках предприятия имеет
- производственной;
- финансово- экономической;
- социальной (кадровой политики).
Кадровая политика определяет
цели, связанные с отношением предприятия
к внешнему окружению (рынок труда,
взаимоотношения с
Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. В целом, в «Комитетк» кадровая политика проводится при помощи отдела кадров и, конечно же, непосредственно руководителей организации. Задачи кадровой стратегии в данной организации:
- поднятие престижа предприятия;
- исследование атмосферы внутри предприятия;
- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами, то есть отдела кадров.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика должна
увеличивать возможности
Свойства кадровой политики:
1. Связь со стратегией.
2. Ориентация на долговременное планирование.
3. Значимость роли кадров.
4. Круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с кадрами.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации.
Поэтому руководство «Комитета» в соответствии с установленной кадровой политикой имеет цель создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
Для этого в организации определенно, что кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне.