Стили руководства и план мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Комитет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение стилей руководства персоналом и составление плана мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Комитет».
Исходя из указанной темы курсового проекта, ее основными задачами являются:
- изучение стилей руководства и их роль в эффективности управления;
- проведение анализа сложившегося стиля работы руководителя;
- разработка мероприятий по совершенствованию стиля руководства ООО «Комитет».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Стили руководства и их роль управления…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность стиля руководства. …………………………………..5
1.2 Классификация стилей и их особенности…………………………………10
2. Анализ и оценка стилей руководства на предприятии ООО «Комитет»…16
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия ………..16
2.2 Анализ сложившегося стиля работы руководителя………………………20
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя…………………………22
2.4 Эффективность управления на предприятии……………………………...23
3. Совершенствование стиля руководства ООО «Комитет»…….…………..24
3.1 Основные преимущества и недостатки сложившегося стиля руководства предприятия …………………………………………………………………….24
3.2 План мероприятий по совершенствованию стиля работы
ООО «Комитет»………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовик менеджмент готовый мой.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Стили руководства и их роль  управления…………………………………..5

1.1 Понятие и сущность стиля руководства. …………………………………..5

1.2 Классификация стилей и их особенности…………………………………10

2. Анализ и оценка стилей руководства на предприятии ООО «Комитет»…16

2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия ………..16

2.2 Анализ сложившегося стиля работы руководителя………………………20

2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя…………………………22

2.4 Эффективность управления на предприятии……………………………...23

3. Совершенствование стиля руководства ООО «Комитет»…….…………..24

3.1 Основные преимущества и недостатки сложившегося стиля руководства предприятия …………………………………………………………………….24

3.2 План мероприятий по совершенствованию стиля работы

ООО «Комитет»………………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….28

 

 

Введение

 

Умение руководить - это  прирожденное свойство человека, которое  можно лишь развить в течение  жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

Успешное руководство  требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими  себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Совокупность перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Под последним понимается признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.

На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации. Поэтому в данной главе освещаются подходы к руководству персоналом и основные разновидности стиля руководства.

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и  ее подразделений, существующим в них  порядком ведения дел, позициями  владельцев и высших менеджеров, преобладающей  системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство — это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения. Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням потребностей. Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений. Суть либерального стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Но очень часто, руководитель-либерал не в состояние беспрерывно контролировать дисциплину на производстве, бывает слишком мягким и малотребовательным к своим подчиненным. В конце XX века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству. Он ориентировался уже не на абстрактного человека, а на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках организация работы персонала и управление им все больше нацелено на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное — развивать и совершенствовать себя.

Под стилем руководства  можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и  подчиненных.

Целью курсовой работы является рассмотрение стилей руководства персоналом и составление плана мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Комитет».

Объектом исследования является ООО «Комитет»

Исходя из указанной  темы курсового проекта, ее основными  задачами являются:

- изучение стилей руководства и их роль в эффективности управления;

- проведение анализа сложившегося стиля работы руководителя;

- разработка мероприятий  по совершенствованию стиля руководства ООО «Комитет».

 

 

1. Cтили руководства и их роль в эффективности управления

 

1.1 Понятие и сущность стиля руководства.

 

Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации и т.д.

В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к  сотрудничеству, характером проблемы и т.д.

По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации, и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить.

В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций (Рис. 1)1.

Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.

 

 

_______________

1 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.Пер. с англ. - М., 2001 г. Гл. 17. http://tourlib.net/books_men/meskon.htm

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Изменение стиля эффективного руководства в зависимости от ситуации (по Фидлеру).

 

В условиях несложных, четко  сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на закон ном основании возмутятся и откажутся работать.

Стиль управления, ориентированный  на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.

Другую модель, описывающую  зависимость стиля руководства  от ситуации, предложили Т. Митчел и  Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут  стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.

В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления.

Если у сотрудников  большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.

Там, где подчиненные  стремятся к высоким результатам  и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на “достижение”, когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.

Стиль руководства, ориентированный  на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует  ситуации, когда те стремятся реализовать  себя в управлении. Руководитель при  этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.

В неоднозначных ситуациях  используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит  ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных  хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя “перебарщивать”, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

 

В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей             (Рис. 2)2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Ситуативная модель руководства Херси и Бланшара,

 

В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда  они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этот, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.

Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение  поставленных  задач, несмотря на наличие для этого  всех   условий   и

_______________

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.Пер. с англ. - М., 2001 г. Гл. 17. http://tourlib.net/books_men/meskon.htm

обладание достаточной  подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий участие в принятии решении. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.

При высокой степени  зрелости, когда люди хотят и могут  нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.

По мнению В. Врума  и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д3:

А. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

В. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.

Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

1. Значение качества  решения. 

2. Наличие достаточной  информации или опыта у руководителя  для принятия качественного решения.

3. Степень структурированности  проблемы.

_______________

3Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.  -М.: Форум: ИНФРА-М, 2005 г.

4. Значение согласия  подчиненных с целями организации  и их причастности для эффективного выполнения решения.

5. Определенная  на основании прошлого опыта  вероятность, что автократическое  решение руководителя получит  поддержку у подчиненных. 

6. Степень мотивации  подчиненных достигнуть целей  организации, если они выполнят  задачи, сформулированные при изложении проблемы.

7. Степень вероятности  конфликта между подчиненными  при выборе альтернативы.

 

1.2 Классификация стилей и их особенности

Наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.

Авторитаризм характеризуется  чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.

Авторитарный стиль  управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Использование его увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и даже при неумелом его использовании позволяет выполнить задания, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно выше, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию.

Информация о работе Стили руководства и план мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Комитет»