Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение стилей руководства персоналом и составление плана мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Комитет».
Исходя из указанной темы курсового проекта, ее основными задачами являются:
- изучение стилей руководства и их роль в эффективности управления;
- проведение анализа сложившегося стиля работы руководителя;
- разработка мероприятий по совершенствованию стиля руководства ООО «Комитет».
Введение………………………………………………………………………….3
1. Стили руководства и их роль управления…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность стиля руководства. …………………………………..5
1.2 Классификация стилей и их особенности…………………………………10
2. Анализ и оценка стилей руководства на предприятии ООО «Комитет»…16
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия ………..16
2.2 Анализ сложившегося стиля работы руководителя………………………20
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя…………………………22
2.4 Эффективность управления на предприятии……………………………...23
3. Совершенствование стиля руководства ООО «Комитет»…….…………..24
3.1 Основные преимущества и недостатки сложившегося стиля руководства предприятия …………………………………………………………………….24
3.2 План мероприятий по совершенствованию стиля работы
ООО «Комитет»………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………………….28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Стили руководства и их роль управления…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность стиля руководства. …………………………………..5
1.2 Классификация стилей и их особенности…………………………………10
2. Анализ и оценка стилей руководства на предприятии ООО «Комитет»…16
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия ………..16
2.2 Анализ сложившегося стиля работы руководителя………………………20
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя…………………………22
2.4 Эффективность управления на предприятии……………………………...23
3. Совершенствование стиля руководства ООО «Комитет»…….…………..24
3.1 Основные преимущества и недостатки сложившегося стиля руководства предприятия …………………………………………………………………….24
3.2 План мероприятий по совершенствованию стиля работы
ООО «Комитет»………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.
Успешное руководство
требует учета постоянно
На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации. Поэтому в данной главе освещаются подходы к руководству персоналом и основные разновидности стиля руководства.
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство — это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения. Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням потребностей. Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений. Суть либерального стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Но очень часто, руководитель-либерал не в состояние беспрерывно контролировать дисциплину на производстве, бывает слишком мягким и малотребовательным к своим подчиненным. В конце XX века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству. Он ориентировался уже не на абстрактного человека, а на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках организация работы персонала и управление им все больше нацелено на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное — развивать и совершенствовать себя.
Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
Целью курсовой работы является рассмотрение стилей руководства персоналом и составление плана мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Комитет».
Объектом исследования является ООО «Комитет»
Исходя из указанной темы курсового проекта, ее основными задачами являются:
- изучение стилей руководства и их роль в эффективности управления;
- проведение анализа сложившегося стиля работы руководителя;
- разработка мероприятий по совершенствованию стиля руководства ООО «Комитет».
1. Cтили руководства и их роль в эффективности управления
1.1 Понятие и сущность стиля руководства.
Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации и т.д.
В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и т.д.
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации, и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить.
В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций (Рис. 1)1.
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.
_______________
1 Мескон М., Альберт М., Хедоури
Ф. Основы менеджмента.Пер. с англ. - М.,
2001 г. Гл. 17. http://tourlib.net/books_men/
Рис. 1. Изменение стиля эффективного руководства в зависимости от ситуации (по Фидлеру).
В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на закон ном основании возмутятся и откажутся работать.
Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления.
Если у сотрудников
большая потребность в
Там, где подчиненные
стремятся к высоким
Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя “перебарщивать”, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей (Рис. 2)2.
Рис. 2. Ситуативная модель руководства Херси и Бланшара,
В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этот, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и
_______________
2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента.Пер. с англ. - М., 2001 г. Гл. 17. http://tourlib.net/books_men/
обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий участие в принятии решении. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д3:
А. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
В. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
1. Значение качества решения.
2. Наличие достаточной
информации или опыта у
3. Степень структурированности проблемы.
_______________
3Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. -М.: Форум: ИНФРА-М, 2005 г.
4. Значение согласия
подчиненных с целями
5. Определенная
на основании прошлого опыта
вероятность, что
6. Степень мотивации
подчиненных достигнуть целей
организации, если они
7. Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
1.2 Классификация стилей и их особенности
Наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.
Авторитаризм характеризуется чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.
Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Использование его увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и даже при неумелом его использовании позволяет выполнить задания, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно выше, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию.