Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:31, реферат
Целью данной контрольной работы является раскрытие самого понятия стилей руководства, их классификация.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
•определение понятия стилей руководства организацией;
•изучение видов стилей руководства;
•изучение теорий «Х» и «У»;
•рассмотрение эффективности руководства.
Демократический
стиль руководства предполагает
взаимодействие. У руководителя и
подчиненного в этом случае возникает
чувство доверия и
МакГрегор назвал предпосылки демократичного руководителя по отношению к работникам теорией «У» («игрек»), суть которой состоит в следующем:
Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Такой руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования; к санкциям прибегает лишь тогда, когда все другие методы исчерпаны.
Демократический
стиль руководства
С психологической точки зрения демократический стиль управления наиболее благоприятен. Руководитель-демократ проявляет интерес и оказывает доброжелательное внимание к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников. Однако при всех положительных характеристиках демократического стиля руководства его реализация возможна лишь при высоком авторитете руководите интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях.
Демократический
стиль руководства
Различного рода исследования позволяют утверждать, что руководители - приверженцы как теории «Х», так и теорий «У» достигают значительных успехов в бизнесе.
Имеются
две разновидности
2.2.1
Совещательный стиль
Большинство
проблем, вставших перед коллективом,
обсуждается сообща. Руководитель старается
чаще советоваться с подчиненными,
не проявляет своего превосходства.
За последствия принятых решений
ответственность не перекладывается на
подчиненных. Руководители совещательного
стиля руководства используют возможности
двустороннего общения с подчиненными,
проявляют доверие к сотрудникам. Несмотря
на то, что наиболее важные решения принимаются
руководителями, у подчиненных есть возможность
принятия отдельных конкретных решений
самостоятельно.
2.2.2 Участвующий стиль руководства
Основная
идея данного стиля - вовлечение коллектива
сотрудников в принятие решений и контроль
за их исполнением. В данном случае руководитель
оказывает полное доверие своим работникам.
Характер общения между начальником и
подчиненными носит открытый характер.
Руководитель ведет себя как один из членов
коллектива. Каждый сотрудник может при
нем свободно выражать свои мнения по
разным вопросам, не опасаясь какой-либо
мести. Ответственность за неудачи в работе
руководитель разделяет со своими подчиненными.
Это способствует созданию системы мотивации
труда, достижению целей, стоящих перед
коллективом, и повышению эффективности
производства.
2.3 Либеральный стиль руководства
Либеральный стиль руководства (свободный) предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности. Он отличается полной свободой решений сотрудников при минимальном участии руководителя, который самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Руководитель предпринимает решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются просто без его участия, поэтому в коллективе. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Этот стиль руководства характеризуется максимальной степенью делегирования другим ответственности.
Он отличается невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. С одной стороны, все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка; с другой - либеральный стиль является единственно возможным в организациях основанных на высочайшем профессионализме и индивидуальном характере работы сотрудников (партнерство известных адвокатов) и занимающихся творческой работой (союз писателей).
С психологической точки зрения либеральный стиль руководства можно рассматривать с двух сторон в зависимости от того, какого коллектива стоит руководитель-либерал. Этот стиль дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Он может применяться и в виде индивидуального подхода к работнику.
Наиболее успешно руководитель управляет тем коллективом, в котором есть знающие помощники (заместители), могущие взять на себя функции руководителя. Коллективом руководят и принимают решения заместители.
В
некоторых коллективах
При
попустительском стиле
2.4
Иные классификации стилей
В настоящем быстро меняющемся мире применяется ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития коллектива подчиненных.
Необходимо
рассмотреть формы
Таблица 1 – Взаимосвязь форм управленческого поведения руководителей с уровнем развития коллектива и сотрудников
№ п/п | Уровень развития | Форма управленческого поведения руководителя | |
коллектива | сотрудников | ||
А | 1 | 2 | |
1 | Низкий: не хотят и не умеют работать | Низкая квалификация, недобросовестность в работе, нежелание и неумение работать | 1 «Авторитарное
указывание»
1.1 Четкое указание, что и как делать. 1.2 Постоянный контроль за работой 1.3 Стимулирование методом «кнута и пряника» (за ошибки – наказание, за хорошую работу – поощрение) |
2 | Средний: хотят, но еще не умеют работать | Недостаточ-ность опыта; желание работать; обладание знаниями. | 2 «Популяризация»
2.1 Инструктаж, советы 2.2 Регулярный контроль работы 2.3 Уважительное отношение 2.4 Общение 2.5 Вознаграждение труда |
3 | Хороший: хотят и умеют работать | Квалификаця, желание и умение работать, возможность брать на себя | 3 «Участие в
управлении»
3.1 Консультации
со специалистами по проблемам, 3.2 Поощрение инициативы работников 3.3 Предоставление ответственности 3.4 Ограничение прямых указаний |
Продолжение таблицы 1
больше ответственности | 3.5 Создание
системы самоконтроля 3.6 Широкое общение 3.7 Вознаграждение активности | ||
4 | Высокий: хотят и умеют работать творчески | Высокий уровень квалификации, желание и умение работать творчески | 4 «Передача
полномочий»
4.1 Предоставление
прав сотруднику для 4.2 Невмешательство в дела 4.3 Развитие самоуправления и самоконтроля у сотрудников 4.4 Оказание помощи, поддержки 4.5 Вознаграждение творческого решения проблем |
Кроме ситуативного стиля управления, популярным и эффектным является новаторско-аналитический (особенно в преуспевающих японских фирмах), способный обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. Ему присущи такие свойства:
По мнению большинства зарубежных специалистов в области менеджмента, эффективным стилем управления является партисипативный (соучаствующий) стиль управления, для которого свойственны следующие черты:
Данный стиль руководства наиболее эффективно применять в научных организациях новаторского типа, в наукоемких производства при условии, если руководитель имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; уверен в себе, а подчиненные имеют высокий уровень знаний и умений.
Таким образом, рассматривая стили руководства в совокупности, можно сделать вывод о том, что они выступают как противоположности: автократический — демократический, партисипативный; новаторско-аналитический — либеральный.
Идея
классификации стилей руководства
возникла по причине необозримого разнообразия
современных моделей
Также еще составлена типология стилей руководства Р. Лайкерта, которая является достаточно популярной. Р. Лайкерт дополнил классификацию Д. МакГрегора двумя промежуточными стилями, представив их в виде континуума, фиксирующего убывание и нарастание либерализма вплоть до почти полного размывания власти. Первый стиль, схожий по характеристикам с теорией «Х», определен как императивно-эксплуататорский («Х1»), второй, представлющий собой либерализированный вариант модели «Х», - как благожелательно-императивный («Х2»), третий консультативный, или умеренно либеральный («У1»), четвертый — как партисипативный, или анархический («У2»)