Стили руководства и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:31, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является раскрытие самого понятия стилей руководства, их классификация.

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

•определение понятия стилей руководства организацией;
•изучение видов стилей руководства;
•изучение теорий «Х» и «У»;
•рассмотрение эффективности руководства.

Файлы: 1 файл

К.р. по социологии и психологии управления.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     В условиях рыночной экономики управление является самой важной функцией в  разнообразных сферах жизнедеятельности. Чтобы правильно управлять людьми в организации, руководителю необходимо выбрать определенный вид поведения в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленной цели, другими словами ему надо выбрать стиль руководства организации.

     Каждый  руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности  в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

     Главной характеристикой эффективности  руководства является стиль управления, который применяет в своей работе каждый руководитель. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.

     Также стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику ее развития. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.

     Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе является стиль руководства. Данное понятие очень важно для каждой организации, так как умение управлять людьми отражается и на хозяйственной деятельности предприятия. Руководитель, правильно спланировав деятельность организации и выбрав определенную тактику работы с персоналом (стиль руководства), сможет обеспечить высокую производительность труда, а также достичь высоких положительных результатов.

     Целью данной контрольной работы является раскрытие самого понятия стилей руководства, их классификация. 

     Исходя  из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

  • определение  понятия стилей руководства организацией;
  • изучение видов стилей руководства;
  • изучение теорий «Х» и «У»;
  • рассмотрение эффективности руководства.

     В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие стилей  руководства организацией 
 

     Слово «руководитель» означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в  целом, а не только поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности – следить за всем – составляет суть работы руководителя.

     Конечной  целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что  он делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации, - это и есть стиль руководства персоналом.

     Слово «стиль» греческого происхождения, которое лет первоначально означало стержень для писания на восковой доске, а позднее стало употребляться в значении «почерк» [5; с. 176]. Таким образом, стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях руководителя.

     Стиль управления зависит от особенностей администраторских и лидерских качеств руководителя. В процессе трудовой деятельности формируется индивидуальный тип,  «почерк» руководителя, что позволяет акцентировать внимание на том, что нет и не может быть двух одинаковых руководителей с одинаковым стилем руководства. Таким образом, стиль руководства представляет собой явление строго индивидуальное, так он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми.

     Также под стилем руководства понимаются стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

     В наиболее полном виде определение стиля руководства выглядит следующим образом: «систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем». Руководитель с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать личные методы управления, такие как экономические, организационно-административные, социально-психологические. Стиль руководства проявляется в стимулировании труда.

     Стимулирование  представляет собой метод воздействия  на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает в качестве компенсации за трудовое усилие. Организация стимулирования сложнее, чем прямого воздействия, так как требует большего внимания к подчиненным, учета их интересов и потребностей. Однако правильная организация стимулирования гораздо эффективнее позволяет решить проблему трудового поведения и обеспечивает высокие результаты.

     Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен в виду следующие обстоятельства:

    • знать себя;
    • понимать ситуацию;
    • оценивать выбранный стиль управления адекватно ситуации и уровню подчиненных;
    • учитывать потребности группы;
    • учитывать нужды ситуации;
    • учитывать нужды подчиненных.

     Каждый  руководитель имеет свои личные особенности, которые проявляются в процессе руководства, поэтому складываются разные стили руководства. В соответствии с самой распространенной в управленческой деятельности классификацией выделяют следующие стили управления:

    1. Авторитарный (автократический, директивный).
    2. Демократический (коллегиальный).
    3. Либеральный (попустительский, разрешительный, нейтральный).
 

     2 Типология стилей  руководства организацией 

     2.1 Авторитарный стиль руководства

     Авторитарный  стиль руководства (власть, влияние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.

     При авторитарном стиле руководитель привержен  формальному характеру взаимоотношений  с подчиненными. Он предоставляет  своим сотрудникам лишь минимум  информации, поскольку никому не доверяет, старается избавиться от сильных работников и талантливых людей. Для него лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни и интриги. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события — он непредсказуем. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении руководителя.

     В результате деятельность такого руководителя не дает проявлять инициативу подчиненным, мешает их работе.

     Авторитарный  стиль руководства характеризуется  централизацией и концентрацией  власти в руках одного руководителя. Он единолично решает все вопросы, определяет деятельность подчиненных, не давая  им возможности проявить инициативу. Подчиненные исполняют то, что приказано; при этом необходимая для них информация сводится к минимуму. Деятельность подчиненных жестко контролируется. Данный стиль руководства состоит в том, что руководитель стремится сконцентрировать власть в своих руках; берет на себя всю ответственность за результаты. Такой руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю работникам.

     Итак, при авторитарном стиле управления подчиненный воспринимается как  испытывающий отвращение к труду  и по возможности его избегающий. В этом случае работник нуждается в постоянном принуждении, контроле, наказании. Подчиненный постоянно избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили, принимали за него решения. Не принимаются в расчет эмоции и настроения подчиненных, существует удаленность от них.

     Автократ  намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных  исходя из предположения, что это  тот самый уровень, который для  подчиненных является самым важным. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х», согласно которой:

  1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
  2. У них нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
  3. Больше всего люди хотят защищенности;
  4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

     На  основе таких исходных предположений  авторитарный руководитель обычно как можно больше централизует полномочия, а также структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.

     С психологической точки зрения авторитарный стиль управления является неблагоприятным. У руководителя-автократа интерес  к работнику как к личности отсутствует. Сотрудники вследствие подавления их инициативы и творческих проявлений пассивны. Они не удовлетворены своей работой и положением в коллективе. При таком стиле руководства появляются дополнительные причины, влияющие на возникновение неблагоприятного психологического климата: появляются «подхалимы», создаются интриги. Все это является причиной повышенной психологически-стрессовой нагрузки, которая вредна для психического и физического здоровья людей.

     Авторитарный  стиль руководства целесообразен  при следующих обстоятельствах:

  • в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий, боевых действий;
  • на первых этапа создания нового коллектива;
  • в коллективах с низким уровнем сознательности членов;
  • в армии.

     Авторитарный  стиль руководства имеет несколько  разновидностей. 

     2.1.1 Агрессивный стиль руководства

     Руководитель, взявший на вооружение этот стиль, предполагает, что люди по своей природе в  основном ленивы и глупы, а значит, при первой возможности стараются  избегать работы. Поэтому подчиненных  надо принуждать трудиться. Такой руководитель не позволяет себе проявлять мягкотелость и участие. В общении с людьми он обычно неприветлив, часто бывает груб. Стремится держать подчиненных от себя на расстоянии, ограничивает контакт с ними. В общении с сотрудниками он часто повышает голос, активно жестикулирует, оскорбляет людей. 

     2.1.2 Агрессивно-податливый стиль руководства

     Данный  стиль характеризуется избирательностью. Руководитель агрессивен по отношению к своим подчиненным и одновременно податлив, услужлив по отношению к своему начальству. Они боятся показать собственные слабости и недоработки.  

     2.1.3 Эгоистичный стиль руководства

     Руководитель, разделяющий этот стиль руководства, единолично решает все вопросы производства и деятельности коллектива. Ему кажется, что он все знает сам, а поэтому стремится к единовластию, не терпит никаких возражений, склонен к поспешным, но не всегда верным решениям. 

     2.1.4 Добросердечный стиль руководства

     Основой данного стиля является авторитарный характер руководства, однако руководитель дает возможность своим подчиненным в ограниченных рамках участвовать в принятии тех или иных решений. Для оценки результатов работы сотрудников наряду с доминирующей системой наказаний используются и поощрения. 

     2.2 Демократический стиль руководства

     Демократический стиль руководства (власть народа) основан на инициативе коллектива. Он характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении.

Информация о работе Стили руководства и их классификация