Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:31, реферат
Целью данной контрольной работы является раскрытие самого понятия стилей руководства, их классификация.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
•определение понятия стилей руководства организацией;
•изучение видов стилей руководства;
•изучение теорий «Х» и «У»;
•рассмотрение эффективности руководства.
Введение
В условиях рыночной экономики управление является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности. Чтобы правильно управлять людьми в организации, руководителю необходимо выбрать определенный вид поведения в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленной цели, другими словами ему надо выбрать стиль руководства организации.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе каждый руководитель. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
Также стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику ее развития. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.
Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе является стиль руководства. Данное понятие очень важно для каждой организации, так как умение управлять людьми отражается и на хозяйственной деятельности предприятия. Руководитель, правильно спланировав деятельность организации и выбрав определенную тактику работы с персоналом (стиль руководства), сможет обеспечить высокую производительность труда, а также достичь высоких положительных результатов.
Целью данной контрольной работы является раскрытие самого понятия стилей руководства, их классификация.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
В
процессе исследования использовались
различные учебные материалы и пособия.
1
Понятие стилей
руководства организацией
Слово «руководитель» означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности – следить за всем – составляет суть работы руководителя.
Конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации, - это и есть стиль руководства персоналом.
Слово «стиль» греческого происхождения, которое лет первоначально означало стержень для писания на восковой доске, а позднее стало употребляться в значении «почерк» [5; с. 176]. Таким образом, стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях руководителя.
Стиль управления зависит от особенностей администраторских и лидерских качеств руководителя. В процессе трудовой деятельности формируется индивидуальный тип, «почерк» руководителя, что позволяет акцентировать внимание на том, что нет и не может быть двух одинаковых руководителей с одинаковым стилем руководства. Таким образом, стиль руководства представляет собой явление строго индивидуальное, так он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми.
Также под стилем руководства понимаются стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.
В
наиболее полном виде определение стиля
руководства выглядит следующим образом:
«систематическое проявление каких-либо
личных качеств руководителя в его отношениях
с подчиненными, в способах решения деловых
проблем». Руководитель с присущим только
ему стилем руководства в своей деятельности
может использовать личные методы управления,
такие как экономические, организационно-
Стимулирование представляет собой метод воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает в качестве компенсации за трудовое усилие. Организация стимулирования сложнее, чем прямого воздействия, так как требует большего внимания к подчиненным, учета их интересов и потребностей. Однако правильная организация стимулирования гораздо эффективнее позволяет решить проблему трудового поведения и обеспечивает высокие результаты.
Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен в виду следующие обстоятельства:
Каждый руководитель имеет свои личные особенности, которые проявляются в процессе руководства, поэтому складываются разные стили руководства. В соответствии с самой распространенной в управленческой деятельности классификацией выделяют следующие стили управления:
2
Типология стилей
руководства организацией
2.1 Авторитарный стиль руководства
Авторитарный стиль руководства (власть, влияние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.
При
авторитарном стиле руководитель привержен
формальному характеру
В результате деятельность такого руководителя не дает проявлять инициативу подчиненным, мешает их работе.
Авторитарный
стиль руководства
Итак, при авторитарном стиле управления подчиненный воспринимается как испытывающий отвращение к труду и по возможности его избегающий. В этом случае работник нуждается в постоянном принуждении, контроле, наказании. Подчиненный постоянно избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили, принимали за него решения. Не принимаются в расчет эмоции и настроения подчиненных, существует удаленность от них.
Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, который для подчиненных является самым важным. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х», согласно которой:
На основе таких исходных предположений авторитарный руководитель обычно как можно больше централизует полномочия, а также структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.
С
психологической точки зрения авторитарный
стиль управления является неблагоприятным.
У руководителя-автократа
Авторитарный
стиль руководства
Авторитарный
стиль руководства имеет
2.1.1 Агрессивный стиль руководства
Руководитель,
взявший на вооружение этот стиль, предполагает,
что люди по своей природе в
основном ленивы и глупы, а значит,
при первой возможности стараются
избегать работы. Поэтому подчиненных
надо принуждать трудиться. Такой руководитель
не позволяет себе проявлять мягкотелость
и участие. В общении с людьми он обычно
неприветлив, часто бывает груб. Стремится
держать подчиненных от себя на расстоянии,
ограничивает контакт с ними. В общении
с сотрудниками он часто повышает голос,
активно жестикулирует, оскорбляет людей.
2.1.2 Агрессивно-податливый стиль руководства
Данный
стиль характеризуется избирательностью.
Руководитель агрессивен по отношению
к своим подчиненным и одновременно податлив,
услужлив по отношению к своему начальству.
Они боятся показать собственные слабости
и недоработки.
2.1.3 Эгоистичный стиль руководства
Руководитель,
разделяющий этот стиль руководства, единолично
решает все вопросы производства и деятельности
коллектива. Ему кажется, что он все знает
сам, а поэтому стремится к единовластию,
не терпит никаких возражений, склонен
к поспешным, но не всегда верным решениям.
2.1.4 Добросердечный стиль руководства
Основой
данного стиля является авторитарный
характер руководства, однако руководитель
дает возможность своим подчиненным в
ограниченных рамках участвовать в принятии
тех или иных решений. Для оценки результатов
работы сотрудников наряду с доминирующей
системой наказаний используются и поощрения.
2.2
Демократический стиль
Демократический стиль руководства (власть народа) основан на инициативе коллектива. Он характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении.