Стили работы менеджера и управление организационными изменениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучить стили работы менеджера, дать определение понятиям: власть, влияние и лидерство, рассмотреть управление организационными изменениями, проанализировать стили управления руководства на примере предприятия «Ника».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления:
Власть, влияние и лидерство………………………………………4
Влияние на основе убеждения и участия……………………......10
Понятие и характеристика стилей руководства…………………14
Ситуационные подходы к эффективному управлению…………18
Адаптивное руководство…………………………………………..21
Управление организационными изменениями…………………..22
Глава 2. Исследование стиля руководства на конкретном примере
предприятия «Ника»………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

к. р.менеджмент готово.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Кафедра экономических  дисциплин

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Основы  менеджмента»

 

 

 

Тема: «Стили работы менеджера и управление организационными изменениями»

 

 

                                                                                               Выполнил:

 

      Студентка: Петрова

      Факультет: экономический

      Специальность: менеджмент

                         

    

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  основы управления:

    1. Власть, влияние и лидерство………………………………………4
    2. Влияние на основе убеждения  и участия……………………......10
    3. Понятие и характеристика стилей руководства…………………14
    4. Ситуационные подходы к эффективному управлению…………18
    5. Адаптивное руководство…………………………………………..21
    6. Управление организационными изменениями…………………..22

Глава 2. Исследование стиля  руководства на конкретном примере 

     предприятия  «Ника»………………………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы «Стиль работы менеджера и управление организационными изменениями» трудно переоценить. Постоянно идущие экономические преобразования, непрекращающиеся изменения в законодательстве, бурно растущая конкуренция, повышение уровня образования, уменьшение разрыва между образованием руководящего и подчиненного состава требуют высокой эффективности управления от руководителя. К тому же, изменения набирают рост, их темп убыстряется. Даже понятие будущего теперь не то, что было раньше. Все организации живут и работают в двух временных периодах: настоящем и будущем. Будущее формируется сегодня, и во многих случаях это необратимо. Поэтому менеджерам приходится сейчас управлять обоими состояниями - сегодняшней ситуацией, которая является основой, и будущим.

Целью данной курсовой работы является: изучить стили работы менеджера, дать определение понятиям: власть, влияние и лидерство, рассмотреть управление организационными изменениями, проанализировать стили управления руководства на примере предприятия «Ника».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы стиля руководства;

- рассмотреть стиль руководства на примере предприятия «Ника»

Объектом изучения данной курсовой работы является  предприятие «Ника» в городе Омске.

Предметом изучения является стиль руководства директора  предприятия «Ника».

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления

 

1.1 Власть, влияние и лидерство

Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются необходимые для этого полномочия. Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи.

В отличие от управления, лидерство рассматривается, как способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Лидер управляет людьми независимо от формальной должности в иерархии.

Наиболее ценен  руководитель такой организации, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Лидерство –  это способность оказывать влияние  на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.1

Влияние – это  любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.2 Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - работе, необходимой для достижения целей организации.

Для того чтобы  сделать свое лидерство и влияние  эффективными, руководитель должен развивать  и применять власть.

Власть - это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не подчинены, например, это работники других подразделений, других, организаций, клиенты. Кроме того, большинство работников в современных организациях не будут полностью подчиняться всем приказам только потому, что они отданы начальником.

Для достижения эффективного функционирования организации  необходимо надлежащее применение власти. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффективно управлять организацией.

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Вместе с  тем в любой организации подчиненные  обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение.

         Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие. Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.

Власть и  влияние по своей форме могут  существенным образом различаться.

Согласно классификации, выделяют пять основных форм власти:

  1. власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности;
  2. власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;
  3. экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;
  4. эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий;
  5. законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг - подчиняться им. Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Законную власть часто называют ”традиционной”. Законная власть бывает действенна, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии.

Говоря о  первой форме власти, важно подчеркнуть ее влияние через страх. Методика принуждения, как правило, сопутствует власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно, и он уверен, что другой человек способен отобрать это у него. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви

или уважения. Поэтому  даже в тех ситуациях, где насилие  не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди позволяют  на себя влиять. Страх в определенных обстоятельствах легко и эффективно используют некоторые руководители: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Практика знает  очень тонкие способы вселения страха. Одна американская компания показала своим сотрудникам фильм о ее перспективах при национализации, в результате она разорялась и сотрудники лишались работы. Фильм заканчивался призывом: «Полноценная дневная работа за полноценную дневную оплату!».3 Компания считает, что повышение производительности труда после просмотра фильма позволило за три года увеличить доходы на 29 млн. долл.

Влиянию через  страх присущи недостатки, которые  связаны с тем, что оно порождает  неудовлетворенность работой. Это  в долгосрочной перспективе приводит к снижению результативности и эффективности работы, может вести к развалу организации. Принуждение, основанное на страхе, может привести к временной покорности подчиненного, но оно порождает скованность, страх, отчуждение и месть.

Один из самых старых и самых эффективных способов влияния на других людей представляет собой власть, основанная на вознаграждении. Согласно мотивационной теории ожидания исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит его потребность, и что он способен сделать то, чего требует руководитель. Воображаемая исполнителем адекватность усилий и вознаграждения - главное преимущество этого типа власти. Недостатки состоят в том, что власть, основанная на вознаграждении, будет действенна, если руководитель сможет правильно определить, что же в глазах исполнителя является вознаграждением, и сможет предложить ему это вознаграждение. На практике это не всегда возможно, так как руководители ограничены в возможностях вознаграждения, кроме того, довольно часто сложно определить, что сочтут вознаграждением.

Власть эксперта, влияние через разумную веру осуществляется на основе того, что исполнитель верит - влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении важной проблемы или задачи. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. Влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным. Руководители обычно получают подобную власть благодаря своим явным достижениям. Человек может использовать экспертную власть в организации, если считает, что он имеет информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут организации достигнуть цели. Это верно даже тогда, когда у данного лица отсутствует приписываемая ему компетенция. Разумная вера объясняет, почему специалисты могут иметь действенное влияние в организации, даже если они не обладают формальными полномочиями. Полагаясь на специалиста, руководитель будет употреблять власть, чтобы передать решения специалиста остальным членам организации.

Недостатки  разумной веры сводятся к тому, что  она не всегда устойчива, воздействие  ее достаточно медленное по сравнению со слепой верой. Формирование разумной веры требует длительного времени. Специалисты годами пытаются завоевать авторитет у руководителей, чтобы их мнение принималось теми безоговорочно. Это не означает, что разумная вера слабее, чем другие формы влияния. В организациях используется все больше и больше новой информации, поэтому значение власти экспертов постоянно возрастает.

Власть примера, харизма - это власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера.4 Власть примера, харизматическое влияние, определяется личным влечением к лидеру, отождествлением личности исполнителя с лидером, а также потребностью исполнителя в принадлежности и уважении. Исполнитель воображает, что у него много общего с лидером, и подсознательно ждет, что подчинение сделает его похожим на лидера, вызовет одобрение и уважение.

Можно указать  некоторые характеристики харизматической личности:

1) обмен энергией - создается впечатление, что эта личность излучает энергию и заряжает ею окружающих;

2) внушительная  внешность - харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен;

3) независимость  характера - эти люди не полагаются на других;

4) хорошие риторические  способности, умение говорить, способность  к общению; 

5) восприятие  восхищения своей личностью без  надменности или себялюбия; 

6) достойная  и уверенная манера держаться,  собранность и владение ситуацией.

Власть, основанная на том, что руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить  потребность исполнителя в защищенности и принадлежности, обычно называют законной властью или властью, основанной на традиции. Этот метод действен при  условии, что исполнитель уже усвоил, что руководитель способен удовлетворить его потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. В течение тысячелетий культурная традиция многих стран укрепляла власть начальства. Высокообразованные люди, молодежь меньше склонны признавать авторитеты. Власти, опирающейся на традицию, присущи недостатки, обусловленные тем, что традиция может действовать во вред организации, тормозить ее развитие и приспособление к изменениям во внешней среде. Например, молодому руководителю, предлагающему усовершенствовать какой-то вид деятельности, приходится сталкиваться с заключениями типа: «Мы всегда делали так, все было хорошо, и ничего менять мы не будем»5.

Информация о работе Стили работы менеджера и управление организационными изменениями