Стиль руководства и культура руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение и анализ таких понятий как стиль руководства и культура руководителя с целью получения определенных практических рекомендаций.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать понятие «стиль руководства»;
2. Определить и проанализировать, компоненты и факторы, характеризующие стиль руководства;
3.Охарактеризовать стили руководства;
4. Проанализировать и дать определение понятию «культура руководителя»;
5. Выяснить и охарактеризовать элементы культуры руководителя с целью получения практических рекомендаций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1. Понятие стиля руководства и факторы, формирующие его 5
1.2. Классификация стилей руководства 9
1.3. Ситуационная теория стилей руководства 15
2. КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ: ПОНЯТИЕ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 18
2.1. Понятие культуры руководителя и нравственная культура 18
2.2. Управленческая компетентность руководителя 23
2.3. Культура организации труда и внешний облик руководителя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     К организационной культуре также  относится тщательная подготовка и  оперативное проведение рабочих совещаний. Проведение совещаний - важнейшая форма управленческой деятельности. Совещания бывают: информационными (для информирования персонала о состоянии дел) и рабочими (для принятия управленческих решений, требующих всестороннего анализа). Информационные совещания требуют, чтобы на них присутствовали представители всех подразделений организации. Рабочие совещания рекомендуется проводить с небольшим количеством людей (до 6-8 чел.).

     Групповая работа повышает качественный уровень  принимаемых решений благодаря  рассмотрению нескольких точек зрения, усиливает мотивацию деятельности участников.

     Эффективность совещаний во многом зависит от их организации. Начинать работу совещания следует точно в установленное время; рекомендуется создать непринужденную обстановку, вести учет нерешенных вопросов, определять ответственных и устанавливать сроки выполнения заданий. Длительность совещания зависит от количества рассматриваемых вопросов, однако нежелательно затягивать его более чем на 1,5 - 2 ч. Кроме того, не стоит проводить совещания незадолго до обеда. Лучшее время - утро, спустя полчаса после начала рабочего дня, или же через полчаса после обеда. Не рекомендуется проводить рабочие совещания в пятницу.

     Несколько советов по этике ведения совещаний:

     ■ целесообразно предоставлять возможность  высказываться всем участникам совещания;

     ■ следует избегать критики в ходе совещания, это лучше сделать в самом конце;

     ■ стараться говорить спокойно, даже если чье-то поведение раздражает;

     ■ обращаться во время обсуждения не к оппоненту, а ко всем участникам совещания;

      при высказывании критических замечаний в чей-либо адрес следует сначала сказать о том, в чем совпадают точки зрения выступающего и оппонента.

     Еще одна составляющая культуры организации  труда - культура оформления документов. В современной деловой практике сложился общепринятый стандарт оформления делового письма. Такое письмо должно содержать следующие элементы: название и адрес отправителя, название и адрес получателя, дату и номер письма. Составляющие текста письма: приветствие, текст, концовка, подпись, имя и должность отправителя.

     Приведем  некоторые рекомендации по содержанию деловых писем:

     ■    текст должен быть четким, фразы  легко читаться, нежелательно допускать  большое количество причастных и  деепричастных оборотов, а также  включать в текст назывные предложения, риторические вопросы, метафоры и т. п.; следует использовать минимум прилагательных и почти полностью исключить местоимения;

     ■    если в письме затрагиваются несколько  вопросов, по смыслу они должны быть отделены один от другого;

     ■    письмо должно быть предельно коротким - в этом случае оно лучше воспринимается;

     ■    грамматика, орфография и лексика  должны быть безупречны. Короткое, грамотное, логичное деловое письмо - знак уважения к адресату.

     Также одно из важных составляющих культуры руководителя является, как считаю многие специалисты, внешний вид руководителя, который является главным компонентом его имиджа.

     Психологи утверждают, что представление о руководителе по общению формируется в течение первых 3-5 секунд знакомства, и затем на его основе строятся тактика и стратегия взаимоотношений.

     “Успех самопрезентации руководителя обусловлен в т. ч. выбором стиля одежды. Положительный образ руководителя оказывает воздействие на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников, на создание благоприятного психологического климата. Внешний облик руководителя - это часть имиджа учреждения, которое он представляет. Кроме того, это во многом часть его успеха при ведении переговоров со спонсорами и представителями общественных организаций”.23

    Одежда  и прическа играют весьма существенную роль в создании имиджа руководителя. Каждый человек, как бы уподобляясь производителям товаров, стремится «подать» себя в определенной «упаковке», чтобы привлечь внимание к себе, к своему внутреннему миру и способностям. Известно, что внешнему виду сознательно уделяется больше внимания, чем другим компонентам имиджа. Мода, индустрия косметики и здоровья дают большое количество информации и предлагают колоссальное количество разнообразных товаров и услуг, которые помогают улучшить внешний вид. Журналы и газеты полны советами, посвященными одежде и прическе, косметики и т.п.

    Наблюдательный  человек может по одежде и прическе сделать вывод о внутреннем имидже, о личностных ценностях и даже о подсознательных решениях руководителя.

      “В наши дни большинство людей понимает, насколько важен внешний вид. В противоположность существовавшему раньше мнению, ум, способности и хороший внешний вид совместимы друг с другом. Многие люди настолько заняты своей семьей и работой, что у них не остается времени, чтобы заняться своим внешним видом. Им рекомендуется использовать утилитарный подход, который заключается в том, чтобы оценивать значение внешнего вида с точки зрения важности в конкретной ситуации. Сформулировав основные принципы и выработав определенные привычки, для этих людей станет возможно уделять внимание и другим вещам. Если уделить некоторое время размышлениям о том, что вам лучше идет, не понадобится тратить много времени на достижение желаемого результата. Следует рассматривать внешний вид как необходимый механизм достижения своих целей”.24

    “Необходимо появляться на работе каждый день хорошо одетым и причесанным и соблюдать в этом последовательность. Например, вы хорошо выглядите три или четыре дня подряд, а потом приходите на работу в неопрятном виде. Коллеги будут вправе сделать вывод, что вы можете так поступить и в других отношениях; возможно, они сочтут вас ненадежным человеком. Часто случается, что именно в тот день, когда вы не почистили ботинки или накануне отложили визит к парикмахеру, начальник вызовет вас к себе «для беседы» или придется обедать вместе с важным клиентом. Помните, что наши привычки по уходу за собой все время на виду”.25

     Таким образом, элементами культуры руководителя наряду с нравственной культурой и управленческой компетентностью являются также культура организации труда и внешний облик руководителя. Культура организации труда подразумевает под собой планироние своей работу по управлению и выполнению заданий, рациональное использование рабочего времени, осуществление контроля руководителей за своей деятельностью и деятельностью своих сотрудников, умение разграничить функции организационной работы, тщательная подготовка и оперативное проведение рабочих совещаний, культура оформления документов и т.д. А положительный внешний вид руководителя (опрятная одежда, походящая прическа и т.д.) оказывает воздействие на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников, на создание благоприятного психологического климата.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

    Изучая  и анализируя такие понятия как  стиль руководства и культура руководителя, я пришел к следующим выводам:

    Во-первых, стиль руководства - это устойчивая совокупность конкретных принципов, методов, приемов и норм работы руководителя, которая характеризует его подход к управлению коллективом. Вместе с тем это и форма личного поведения руководителя, модель организации его собственной работы. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержании. В стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства: компетентность, деловитость, ответственность, личные качества, характер, темперамент руководителя; цели и задачи, управленческие структуры и технологии управления в организации, а также функциональное содержание деятельности руководителя; окружающая производственная сфера (форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и пр.);

    Во-вторых, существуют три стиля руководства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попуститительский), которые существуют в рамках традиционного подхода к классификации стилей руководства. Они относятся к классическим моделям. Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них;  

    В-третьих, ситуационный подход, который сочетает в себе черты авторитарного, демократического и либерального стилей, появился в  результате попыток применения концепции  важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсального подхода и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов;

    В-четвертых, культура руководителя может быть представлена как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений и творческой управленческой деятельности. Это понятие объединяет в себе нравственную культуру, управленческую компетентность, культуру организации труда, культуру внешнего облика и так далее, среди которых, по моему мнению, самой весомой составляющей является нравственная культура;

    В-пятых, несмотря на то, что нет единого  мнения на то, из каких именно элементов  состоит компетентность руководителя, можно с уверенностью утверждать, что управленческая компетентность представляет из себя наличие знаний и опытанеобходимых для эффективного руководства организацией, который определяется совокупностью ряда составляющих: управленческих решений, в том числе тайм-менеджмента, презентации работы, управление персоналом, управление мотивацией, что предполагает применение методов научной организации труда;

    В-шестых, Элементами культуры руководителя наряду с нравственной культурой и управленческой компетентностью являются также  культура организации труда и  внешний облик руководителя. Культура организации труда подразумевает  под собой планироние своей работу по управлению и выполнению заданий, рациональное использование рабочего времени, осуществление контроля руководителей за своей деятельностью и деятельностью своих сотрудников, умение разграничить функции организационной работы, тщательная подготовка и оперативное проведение рабочих совещаний, культура оформления документов и т.д. А положительный внешний вид руководителя (опрятная одежда, походящая прическа и т.д.) оказывает воздействие на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников, на создание благоприятного психологического климата.

    Все вышеперечисленное показывает, что  в  своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам, не забывая о своей культуре, своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства, с одной стороны, и реформы в сфере государственного и муниципального управления, с другой, вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.  Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.   

Информация о работе Стиль руководства и культура руководителя