Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Цель данной работы - изучение и анализ таких понятий как стиль руководства и культура руководителя с целью получения определенных практических рекомендаций.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать понятие «стиль руководства»;
2. Определить и проанализировать, компоненты и факторы, характеризующие стиль руководства;
3.Охарактеризовать стили руководства;
4. Проанализировать и дать определение понятию «культура руководителя»;
5. Выяснить и охарактеризовать элементы культуры руководителя с целью получения практических рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1. Понятие стиля руководства и факторы, формирующие его 5
1.2. Классификация стилей руководства 9
1.3. Ситуационная теория стилей руководства 15
2. КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ: ПОНЯТИЕ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 18
2.1. Понятие культуры руководителя и нравственная культура 18
2.2. Управленческая компетентность руководителя 23
2.3. Культура организации труда и внешний облик руководителя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Для того, чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого необходимо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.
Культура чувств - это эмоциональная грамотность, т. е. доброжелательное, терпимое и искреннее отношение к коллегам. Самоконтроль, умение сдерживать эмоции - одно из важных качеств эффективного лидера. Руководитель должен уметь подавлять плохие и формировать хорошие настроения. Раздраженный человек может испортить настроение даже у большой группы людей и тем самым оказать общее отрицательное влияние на ее деятельность и коллективную продуктивность. Власть над своими чувствами во многом зависит от умения подавлять отрицательное чувство при его зарождении; если это станет привычкой, произвольная регуляция своего поведения достигается с наименьшими затратами. Чтобы "разгрузить" эмоции, советуется прибегнуть к физическим упражнениям - можно хотя бы просто пройтись пешком.
Кроме того, культура руководителя распространяется и на умение контролировать свои эмоции по отношению к конкретным людям. Если раздражение вызывают какие-нибудь личностные особенности сотрудника, следует подумать о том, что эти его черты так же объективны, как рост, цвет волос, форма головы и т. п. Руководитель одновременно старательно должен отмечать положительные особенности этого человека: если акцентировать внимание только на том, что раздражает, отношение к сотруднику может стать резко отрицательным.
К числу способов управления своими чувствами относится имитация внешнего выражения положительных эмоций. Некоторые исследователи рекомендуют воспроизводить движения, соответствующие положительному душевному настрою: расслабить мышцы лица, выпрямить спину, говорить в мажорном тоне, весело приветствовать окружающих и т. п. Через некоторое время хорошее настроение действительно появится - организм обязательно откликнется на такие действия.
Таким
образом, культура руководителя может
быть представлена как единство управленческих
знаний, чувств, ценностей, управленческих
и организационных отношений и творческой
управленческой деятельности. Это понятие
объединяет в себе нравственную культуру,
управленческую компетентность, культуру
организации труда, культуру внешнего
облика и так далее, среди которых, по моему
мнению, самой весомой составляющей является
нравственная культура.
2.2. Управленческая
компетентность руководителя
Управленческая компетентность руководителя подразумевает установление стратегических и оперативных целей функционирования учреждения, нахождение путей их достижения, организацию деятельности внутри коллектива и контроль за выполнением намеченными планами. Грамотный руководитель всегда ставит во главу угла принцип сотрудничества, т. е. стремится к тому, чтобы рядовые исполнители с полной отдачей физических и моральных сил выполняли порученное дело, чувствовали себя комфортно в коллективе, действительно являлись его основной движущей силой.
Управленческая компетенция руководителя определяется совокупностью ряда составляющих:
“• управленческие решения: разработка и их эффективное внедрение. Руководитель должен повышать точность управленческих решений, избавляться от устаревших или необоснованно-субъективных подходов, осваивать рациональные и современные практичные методы для выбора оптимальных решений из множества возможных вариантов, вовлекать подчиненных в процесс разработки решений, что снижает их сопротивление новшествам, повышают их ответственность и заинтересованность;
•
тайм-менеджмент: управление собственным
временем. Руководителю надо избавляться
от авралов и стрессов, связанных
с хронической нехваткой
• презентация работы: руководителю следует составлять убедительные и лаконичные документы, которые обязательно будут прочитаны с полным вниманием, осваивать технологии создания убедительных и интересных презентаций, которые наилучшим образом будут иллюстрировать положительные стороны презентуемых предложений, изучать и осваивать правила подготовки публичных выступлений и методы воздействия на аудиторию;
• управление персоналом. В этом блоке важно научиться рационально планировать оперативную работу как для себя, так и подчиненных, формулировать для подчиненных четкие цели и содержание заданий, связанных со стратегическими планами предприятия, эффективно делегировать подчиненным необходимый объем работ, налаживать гибкую систему координации выполнения и организовывать точный контроль над промежуточными этапами и конечным результатом. Добиваясь снижения общего количества ошибок подчиненных, руководители при этом концентрируют свои усилия на действительно важных и ключевых составляющих бизнеса, а также устанавливают оптимальную межличностную дистанцию с подчиненными, избавляются от ежедневных стрессов и повышают свою психологическую устойчивость, обеспечивая спокойное, уравновешенное состояние;
• управление мотивацией: руководитель обязан знать базовые принципы работы «мотивационных клавиш» и принципы их комбинированного использования для выстраивания оптимальной мотивационной системы, понимать, какие методы должны быть в первую очередь использованы для повышения квалификации подчиненных, как применять аттестационные и диагностические методики с целью усиления эффекта от обучения и повышать мотивацию к саморазвитию в нужном предприятию направлении”.20
Что входит в понятие компетентности? В управлении человеческими ресурсами используется понятие компетентности, и результаты анализа компетентности применяются, чтобы усовершенствовать процессы отбора и найма, развития работников и вознаграждения. К компетентным работникам относятся те, кто вполне удовлетворяет ожиданиям относительно показателей труда. Они способны использовать свои знания, навыки и свойства личности для достижения установленных целей и стандартов.
Существуют различные точки зрения на то, из чего складывается компетентность. Одни утверждают, что понятие компетентности включает в себя поведение отдельных работников при выполнении своих обязанностей, знания и навыки, которые влияют на это поведение или являются основанием для него. Другие уверены, что компетентность состоит из:
“• мотивов - образцов основных потребностей, которые управляют и направляют поступки, заставляя человека делать выбор;
• свойств - основных склонностей к определенному поведению или способу реагировать; например самоуверенность, самоконтроль, устойчивость к стрессам, выносливость;
•
установок или ценностей
• объема знаний - знания фактов или процедур, технических (каким образом отыскать неисправность в компьютере) или коммуникативных (каким образом предоставить обратную связь);
• поведенческих навыков - скрытых от наблюдения (например, способность к дедуктивным или индуктивным умозаключениям) или видимых (например, активное слушание)”.21
Третьи делают акцент на том, что «для компетентного выполнения работы важны не сами знания, а их практическое применение». Наконец, четвертые предполагают, что компетентность связана только с поведением. Личные качества, такие как знания, навыки и «эрудиция», следует рассматривать отдельно в качестве вклада в работу и того, что своим поведением работники преобразуют в продукцию (немедленные результаты) и последствия (долгосрочный вклад).
Эффективный подход к управленческой деятельности предполагает применение методов научной организации труда, к которым относятся следующие:
“■ Разделение и кооперация труда. За каждым подразделением и исполнителем должно быть закреплено определенное и в достаточной степени однородное количество видов работ. Это повышает производительность и качество труда, позволяет накапливать конкретный практический опыт. Разделение и кооперация труда основываются на:
-
делегировании полномочий с
-
"экономии квалификации" (т.
е. запрете использовать
-
документальном закреплении
■ Повышение квалификации управленческих кадров. Это важное условие эффективного управления. Согласно современным требованиям, управленец должен как минимум раз в 4-5 лет повышать свою квалификацию. Более того, он должен самостоятельно знакомиться с новейшей профессиональной литературой.
■ Нормирование труда. Речь идет о правильном распределении работы между исполнителями. Существующие нормативы времени помогают рационализировать труд с точки зрения оптимизации нагрузки на сотрудников учреждения.
■ Рационализация труда в управлении. Предполагает совершенствование документирования, системы контроля, качественную подготовку и проведение совещаний.
■ Внедрение прогрессивных форм и методов материального и морального стимулирования труда. Руководителю необходимо регулярно изучать новейшие методы управленческой деятельности, подбирая оптимальный вариант для своей организации. Что касается стимулирования труда сотрудников - это один из эффективных способов "воспитывать" в работниках лояльность к организации.
■ Улучшение условий и гигиены труда. Это, прежде всего, оснащение рабочих мест мебелью, соответствующей физиологическим особенностям работающих; расстановка мебели и оборудования с учетом последовательности трудовых операций, учет психологического воздействия цвета и освещения при оформлении интерьеров, обеспечение рабочих мест оргтехникой, средствами механизации.
■ Развитие творческих основ труда. Предполагает создание условий, при которых труд считается не только обязанностью, но и сферой самовыражения сотрудника”.22
Итак,
несмотря на то, что нет единого мнения
на то, из каких именно элементов состоит
компетентность руководителя, можно с
уверенностью утверждать, что управленческая
компетентность представляет из себя наличие знаний и опыта, необхо
2.3. Культура
организации труда и внешний облик руководителя
С управленческой компетентностью тесно связана третья составляющая культуры руководителя - культура организации труда. Каждый менеджер обязан планировать свою работу по управлению и выполнению заданий, рационально использовать рабочее время, осуществлять контроль за своей деятельностью. Эффективному управлению мешают откладывание принятия решения, выполнение работы наполовину; стремление сделать все сразу, стремление сделать все самому, неумение разграничить функции.
Несколько рекомендаций для руководителя по повышению производительности управленческой работы:
■ составление на каждый день списка дел, которые нужно непременно завершить, и список заданий, которые желательно выполнить;
■ распределение заданий по степени их важности;
■ поручение выполнения рутинной работы подчиненным;
■ проверка источников информации, чтобы избежать ошибок;
■ анализ на нетерпеливость, - это качество, как правило, способствует потерям времени. Руководитель должен учиться расслабляться, вырабатывать у себя навык не торопиться;
■ стремление не быть специалистом во всем, прибегание к советам профессионалов, сосредоточение усилий на управленческих задачах.
Выполнение этих рекомендаций поможет правильно распределить свое время и реалистично подойти к составлению календаря реализации целей.
Информация о работе Стиль руководства и культура руководителя