Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:11, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
1. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
2. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные
3. элементы.
4. Проанализировать различные классификации и модели стилей руководства.
5. Выяснить, какие факторы влияют на формирование стиля руководства.
6. Разобрать влияние различных стилей работы руководителя на деятельность персонала организации.
7. Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства.
8. Установить взаимосвязь между стилями руководства и методами управления.
9. Сделать выводы по работе
1. Введение 2
2. Понятие стиля руководства. Виды стилей 5
3. Факторы формирования стиля руководства 10
4. Влияние различных стилей руководства на деятельность персонала организации 14
5. Взаимосвязь стилей руководства с методами управления 19
6. Заключение 24
7. Список литературы 25
8. Приложения
Каждый
руководитель в процессе работы вырабатывает
свой индивидуально-ситуативный
Выстраивание управленческого поведения и индивидуально-ситуативного стиля руководителя зависит от социальных требований и адекватности реакций на окружающие факторы.
Стенли Соммерсби полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между профессиональным поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения руководителя работают как взаимозависимые детерминанты. Человек формирует идеальный образ определенной поведенческой реакции через анализ поведения модели, и далее эта информация служит позитивным ориентиром в его управленческой деятельности. Концепция самооценки эффективности относится к умению людей осознавать свои способности, к навыкам выстраивать поведение, соответствующее ситуации. Самооценка эффективности влияет на формы поведения персонала. Люди с высокой самооценкой (самоэффективностью) прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. Высокая самооценка, связанная с ожиданиями успеха, ведет к позитивному результату и способствует росту самоуважения. Напротив, низкая самооценка, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и снижает самоуважение. Работники, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим недостаткам и в силу этого не смогут справиться с заданием.
Руководители, обладающие высокой самоэффективностью, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем. Факторы, влияющие на высокую самоэффективность выстраивания поведения, – позитивные ориентиры и соответственно на низкую эффективность – это негативные ориентиры (личные качества) руководителя. Его пессимизм и неуверенность в способности добиться успеха ослабляют мотивацию работников, мешают формировать успешное управленческое поведение.
Мысленное представление удачного сценария включает оценку сложности решаемой задачи и выбора механизмов воздействия на подчиненных. Позитивные ориентиры, определяющие успех, зависят от уровня подготовки подчиненных. Поведение определяется характером мотивации, а преодоление препятствий обязательно должно прогнозироваться, так же, как и сами препятствия.
Можно утверждать, что именно индивидуально-ситуативный стиль управления отражает индивидуальность, присущую любому руководителю при решении сложной управленческой проблемы, а потому максимально адаптирован к таким проблемам.
Индивидуально-ситуативный стиль предполагает использование позитивных ориентиров деятельности руководителя. Это расширяет возможности использования системного подхода и выводит руководителя на новый уровень личностного развития и его профессиональной деятельности. Термин «позитивные ориентиры» означает положительное направление в деятельности. В современных исследованиях этот термин нередко используется как синоним понятия «ценностные ориентации». Последние не всегда имеют позитивную направленность, вернее, они задаются социальной группой, а групповые ценности рассматриваются социумом не всегда как позитивные.
Позитивные ориентиры представляют собой систему ценностей, состоящих из потребностей и профессионализма деятельности руководителя. Ценностью для человека становится то, что его влечет, обогащает материально и духовно. Конкретное воплощение идеала в социальном бытии означает прекращение его существования как ценности. Социальные идеалы, существующие как интериоризированные нормы, регулирующие поведение человека, есть его субъективные установки, внутренняя система ценностей.
Взаимосвязь стилей руководства с методами управления
Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
Традиционно выделяют административные, экономические и социально-психологические методы (рис. 1) [15].
Рис. 1. Методы управления персоналом
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Данные методы в основном используются руководителями с авторитарным стилем правления, т.к. применяя эти методы можно четко указать работнику на недостатки в работе, аппелируя к документации.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Административные
методы управления являются мощным рычагом
достижения поставленных целей в
случаях, когда нужно подчинить коллектив
и направить его на решение конкретных
задач управления. Идеальным условием
их эффективности является высокий уровень
регламентации управления и трудовой
дисциплины, когда управленческие воздействия
без значительных искажений реализуются
нижестоящими звеньями управления. Это
особенно актуально в больших многоуровневых
системах управления, к которым относятся
крупные предприятия. Демократизация
управления и развитие рыночных отношений
в стране, развал централизованной административной
системы и деформация Морального кодекса
строителя коммунизма понизили роль административных
методов управления на предприятиях. Ряд
противоречивых процессов в обществе
также препятствует использованию административных
методов. К ним относятся рост безработицы
и частичная занятость на предприятиях,
значительная инфляция в течение последних
лет, превышение темпов роста цен на потребительные
товары над темпами роста заработной платы,
нарушение привычного уклада жизни в семье.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма. Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитованияи т.п. Данный тип методов в основном используют руководители-демократы, т.к. с помощью него очень легко стимулировать и демотивировать людей на различные поступки. Также можно обратить внимание на опыт западных компаний, где демократичность руководства всегда тесно переплетается с «денежным» стимулированием и поощерением.
Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.
Наиболее
распространенными формами
Социально-
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.
Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.
Примером социально-
Данную группу методов сложно отнести к какому-либо определенному типу руководства, т.к. для их использования руководитель должен либо сам быть грамотным психологом, либо же в организации должна присутствовать психологическая служба. Иначе подчиненные не будут воспринимать всерьез действия руководителя. Данный метод подходит и влияет только на некоторых сотрудников, которых необходимо определить ещё при принятии на работу.
Т.о. все методы тесно переплетаются в работе руководителей. Авторитарный тип может использовать и экономические, и административные меры. Демократ скорее всего будет базироваться на экономических методах. Либерал может избрать любую форму воздействия. С другой стороны всё зависит от подчиненного, какой из методов на него влияет больше всего. Грамотный руководитель и служба персонала всегда видят главную мотивацию сотрудника и используют подходящие методы для воздействия.
Заключение
Стиль
руководства в контексте
В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю путем принуждения, вознаграждения и т.д. Руководитель демократичный, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным.
Информация о работе Стиль работы руководителя и его влияние на деятельность персонала