Сравнительный анализ японского и российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и российского менеджмента.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Сравнительный анализ Японского и Российского менеджмента
1.1 Российская модель менеджмента.…………………………………………..5
1.2. Японская модель менеджмента. …………………………………………... ...8
1. 3. Сравнительный анализ японского и российского менеджмента.…………10
1.4. Применение японского опыта в российском менеджменте.……………….17
Глава II. Специфика Российского менеджмента на примере современного предприятия
2.1. Краткая характеристика ЗАО «РАБ».………………………………………25
2.2. Совершенствование управления ЗАО «РАБ»………………..……………. 30
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы………………………………………... 36
Приложение…………………………………………………………………… 37

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Основы менеджмента»

 

на тему: «Сравнительный анализ японского и российского менеджмента»

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Сравнительный  анализ Японского и Российского  менеджмента

 

    1. Российская модель менеджмента.…………………………………………..5

1.2.  Японская модель  менеджмента. …………………………………………... ...8

1. 3. Сравнительный анализ японского  и российского менеджмента.…………10

   1.4. Применение японского опыта в российском менеджменте.……………….17

 

Глава II. Специфика Российского  менеджмента на примере современного предприятия

2.1. Краткая характеристика ЗАО  «РАБ».………………………………………25

2.2. Совершенствование управления ЗАО «РАБ»………………..……………. 30

Заключение……………………………………………………………………. 34

Список использованной литературы………………………………………...  36

Приложение…………………………………………………………………… 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая отрасль деятельности человека имеет свою историю. «Без прошлого нет будущего», а без ясного представления истории какой-либо отрасли человеческой деятельности нельзя ни понять её сегодняшнее состояние, ни предсказать пути её развития. Общее размышление об истории имеет актуальный характер и в понимании, в частности,  истории управления, в том числе и одного из современных её типов – истории менеджмента.

В последние десятилетия  слово management (дословно с англ.- управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, когда «…каждая кухарка могла управлять государством…» это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.

 За всю историю  существования менеджмента многие  зарубежные страны накопили значительные  сведения в области теории  и практики управления. К сожалению,  наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто ступил на стезю менеджмента. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

Целью настоящей работы является выявление особенностей и  характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и российского менеджмента. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

В соответствии с данной целью в курсовом проекте мною решаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать российскую  модель менеджмента. 

2. Рассмотреть особенности  японской модели менеджмента. 

3. Провести сравнительный  анализ японской и российской  моделей менеджмента.

  1. Рассмотреть особенности менеджмента российской организации;
  2. изучить специфику российского менеджмента на примере ЗАО «РАБ».
  3. Сделать выводы.

В первом разделе были рассмотрены основные понятия и характеристики японской и российской модели менеджмента. Второй раздел – анализ предприятия, выбранного в качестве объекта исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сравнительный  анализ Японского и Российского  менеджмента.

 

    1. Российская модель менеджмента.

 

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

Вместе с тем организации  – хозяйствующие субъекты уже  несколько лет функционируют  в условиях рыночной, хотя пока и  весьма неэффективной российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.

Существенное влияние  на реформирование российского менеджмента  оказали и продолжают оказывать  весьма специфические общеэкономические  факторы, и, прежде всего:

  • экономическая и политическая нестабильность в стране;
  • спад промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • высокий уровень безработицы;
  • высокий уровень налогообложения организаций;
  • высокий уровень инфляции;
  • низкая платежеспособность многих организаций;
  • несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования экономики;
  • использование государственными и местными органами моделей и решений, неадекватных сложившимся условиям. Имеет место игнорирование горизонтального систем образования, самоуправления, недостаточный учет современных тенденций в развитии социально-экономических систем;
  • коррумпированность государственных и местных органов регулирования экономики;
  • хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок;
  • неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды; высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;
  • высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур. [5, С. 30-31]

Формирование российского  менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в  сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального  контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.

Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

В этих условиях резко  возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых  решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность  путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие  требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации.

Российский опыт в  области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.

Российские так называемые «новые коммерческие структуры» - пока не деловые, а чисто спекулятивные  предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа.

Подход с позиций  человеческого фактора для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен. [3]

Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.

 

1.2. Японская модель менеджмента.

Японская модель менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики  этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.

Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Сущностью японского  менеджмента является управление людьми. Японская модель основывается на философии  «мы все одна семья», поэтому самая  важная задача японских менеджеров –  установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.

Основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений. Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.

Одной из отличительных  особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте. [7]

Японская модель менеджмента ориентирована  на «социального человека», который имеет специфическую систему стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.

Сильнейшим средством  мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность  ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда. Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.

Информация о работе Сравнительный анализ японского и российского менеджмента