Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью исследования является исследование теоретических основ и оценка американской и японской модели менеджмента с целью сравнительного анализа.
Необходимые задачи:
- дать характеристику американской модели
- рассмотреть особенности японской модели менеджмента
- провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.
Задание 1. Сравнительный анализ американской и японской модели менеджмента 3
Введение 3
1. Характеристика американской модели 6
2. Особенности японской модели менеджмента 10
3. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента 15
Заключение 19
Задание 2.
Представить общую характеристику организации 20
Разработать характеристику профессиональных качеств менеджеров низшего, среднего и высшего звена для вашей организации по предложенной схеме 23
Список использованной литературы 24
Содержание
Задание 1. Сравнительный анализ американской
и японской модели менеджмента
Введение
1. Характеристика американской
модели
2. Особенности японской модели
менеджмента
3. Сравнительный анализ японской
и американской моделей
Заключение
Задание 2.
Список использованной
литературы
Задание 1. Сравнительный анализ американской и японской модели менеджмента
Введение
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик [15, c. 67] сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20-30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Анализ японского менеджмента представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно отличаются от американских. Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы менеджмента, рассматривают возможность их использования в своих странах.
При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Предмет исследования – особенности и отличия американской и японской моделей менеджмента.
Объект исследования – американская и японская модели менеджмента.
Целью исследования является исследование теоретических основ и оценка американской и японской модели менеджмента с целью сравнительного анализа.
Необходимые задачи:
- дать характеристику американской модели
- рассмотреть особенности японской модели менеджмента
- провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.
Методологической основой исследования послужили результаты отечественных исследователей по теоретическим и практическим проблемам (Ильин А.И., Макарова И.К., Кабушкин Н. И. и др.).
Основные методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы.
1 Характеристика американской модели менеджмента
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления
Современная
американская модель
Большое
влияние на формирование
По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70 гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
Содержание
стратегического управления
Концепция
стратегического управления
В 60-е
гг. XX в. все настойчивее стали
требования работников корпораций
по улучшению их социально-
Авторами
идеи «производственной
Партисипативное
управление предполагает
- предоставление
работникам права
- привлечение
работников к процессу
- предоставление
работникам права контроля за
качеством и количеством
- участие работников в совершенствовании деятельности как в целом все организации, так и отдельных ее подразделений;
- предоставление
работникам права создавать
В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1. Участие рабочих
в управлении трудом и
2. Создание рабочих
советов (совместных комитетов)
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение
представителей рабочих в
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках [14, с.63]:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер [14, с. 12] указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен. авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента:
2. Государственный менеджмент.
3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.
5. Бизнес-менеджмент (особый
вид менеджмента, отличающийся
от правительственного и
6. Менеджмент в государственной собственности (специальный вид «бизнес-менеджмента»). Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент «как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления» [8, с.48].
Информация о работе Сравнительный анализ американской и японской модели менеджмента