Создание малого предприятия. Экономические и правовые основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике………………………………………………………………………….…….4
1.1. Сущность малого предприятия……………………………………………………4
1.2.Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………………6
1.3.Проблемы и перспективы развития малого бизнеса…………………………….10
1.4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………………12
2. Правовые основы деятельности малых предприятий………………………...18
2.1.Правовые формы малого предприятия. Создание и ликвидация
малого бизнеса…………………………………………………………………….18 2.2.. Государственная регистрация и управление предприятием.………………….24
2.3.Хозяйственная и иная деятельность предприятия………………………………27
3. Бизнес-план по созданию малого предприятия……………………….29
3.1. Определение сферы деятельности и определение правового статуса
предприятия………………………………………………………………...28
3.2. Основные фонды и оборотные средства..………………………………...31
3.3. План по труду и персоналу…..…………………………………………….35
3.4. Расчёт себестоимости продукции и установление цен ………………....37
3.5. Нахождение точки безубыточности и определение рентабельности
предприятия…………………………………………………………….….41
Заключение……………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовик4_1.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     В 1996 году в России проводилась  массовая Программа по поддержке  и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы. [2,cт.100-102]

     В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка  сырья и материалов начинающие  предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали  в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. [6,cт.5]

   Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

   Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

   В Москве, например, где раньше преобладали  научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных. [13,cт.45]

     Высокие налоги, всё возрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. [6,cт.5]

     Но главная причина сокращения  числа малых предприятий - низкий  уровень финансовой обеспеченности  большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным  накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Еще один очень важный фактор  негативного воздействия на малый  бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

   Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству продукции.

     Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха  в развитии малого бизнеса  является положение о том, что  малые предприятия и малое  предпринимательство нуждаются  во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [8,cт.67]

     Весьма остра проблема формирования  финансовой базы становления  и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

   Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам. [13,cт.145-149]

   К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и  организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

     По моему мнению, комплекс первоочередных  мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в  следующих направлениях:

  • нормативно-правовое;
  • финансово-кредитное;
  • обеспечение безопасности;
  • информационно-техническое;
  • организационное;
  • кадровое и консультационное обеспечение;
  • внешнеэкономическая деятельность.
 

     Также в государственной программе  должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

     В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

     Для реализации данных программ  должны быть привлечены не  столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

   В наше время финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства почти сочетает оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Надо  упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. 

   2. Правовые основы  деятельности малых  предприятий.

   2.1.Правовые  формы малых предприятий. Создание и ликвидация малого бизнеса. 

      Государственной Думой 21 октября 1994 года была принята  первая часть, 22 декабря 1995 года вторая и 1 ноября 2001 третья часть Гражданского кодекса РФ, определяющего все  стороны экономической деятельности нашего общества. В первой его части в главе 1 «Юридические лица» говорится о том, что те юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий.

      Хозяйственными  товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В  случаях, предусмотренных Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

      Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные  права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участникам) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. [10,cт.5,9] 

      
  1. ПОЛНОЕ  ТОВАРИЩЕСТВО. Это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

      Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально  их долям в складочном (уставном) капитале, если иное не предусмотрено  учредительным договором или  иным соглашением участников. Не допускается  соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках.

      Фирменное наименование полного товарищества (согласно Кодексу) должно содержать  либо имена (наименования) всех его  участников,  и слов «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество». 

Информация о работе Создание малого предприятия. Экономические и правовые основы