Создание и функционирование ФПГ за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:39, шпаргалка

Краткое описание

Анализ исторического опыта различных форм концентрации и объединения капитала показывает, что каждому этапу развития экономики характерны свои собственные пути концентрации капитала. Появление акционерных обществ, образование финансового капитала характеризуется относительной продолжительностью периода - конец ХIХ - начало XX вв. Однако, темпы развития общества в XX веке ускоряются.

Файлы: 1 файл

Создание и функционирование ФПГ за рубежом.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

Такие крупные южнокорейские  частные АКБ, как «Chunbuk Bank», «Korean Bank», «Korean merchant banking corp.» и другие входят в ФПГ «Teu», которая охватывает 29 ведущих фирм, действующих в автомобилестроении, судостроении, машиностроении, электронике, нефтехимии и др. Общее число занятых на предприятиях «Teu» - около 100 тысяч человек, а средняя годовая сумма продаж составляет примерно 15 миллиардов долларов. При такой мощной организационно-производственной взаимосвязи исключены банкротства различных банков, входящих в данный финансово-промышленный конгломерат. «Теу» открыла свое представительство в Российской Федерации, хотя объем ее деловых операций в нашей стране ограничен. На аналогичной финансово-организационной основе действует «Korean French Banking Corp», действующий в сфере южнокорейской ФПГ «Hanchgin».

Через систему крупнейших ФПГ Южной Кореи идет интенсивный  процесс привлечения иностранного капитала из самых различных регионов мира. Так, один из ведущих смешанных  национально-индустриальных банков «Korea-Kuwait banking corporation» наряду с рядом других сильных финансовых и страховых учреждений, действует в рамках ФПГ «Hyundai», объединяющей в свою очередь около 30 крупнейших компаний, специализирующихся на выпуске морских судов, продукции машиностроения и т.д. Общая сумма продаж «Hyundai» - около 40 млрд. долларов.

При этом «Korea-Kuwait banking corporation», имеющий на своем балансе солидные инвестиции арабских нефтедолларов, имеет возможность финансировать не только предприятия своей ФПГ, но и другие южнокорейские фирмы. Опыт Южной Кореи показывает, что ускоренный рост конгломератов может привести к монополизации отдельных отраслей экономики. В последние несколько лет Южная Корея стала проводить политику по разукрупнению ФПГ, введя ограничение на их диверсификацию. Теперь по южнокорейскому законодательству ведущие десять ФПГ имеют возможность функционировать в трех отраслях экономики, остальные - только в двух, в отличие от Японии, где ФПГ действуют в 8-9 отраслях. Однотипные процессы сращивания финансового и промышленного капитала развернулись в Тайване, Сингапуре, Малайзии, Таиланде и других странах Восточной Азии. Ясно, что подобное сращивание финансового и промышленного бизнеса открывает качественно новые резервы финансово-валютного маневрирования, сводит до минимума угрозы предпринимательских банкротств, хотя, конечно, избежать полностью такого рода катаклизмов при рыночной экономике невозможно.

Приведенный пример выделяет определяющую роль государства при  формировании ФПГ и приоритетную цель - привлечение иностранного капитала.

В российских условиях, когда  сами предприятия не настолько сильны, чтобы оказывать достойную конкуренцию  на внешнем рынке, а внутренний рынок  не способен потребить продукцию  вследствие низкой платежеспособности, государство постоянно имеет  дефицит бюджета, чтобы дать ощутимую поддержку, на наш взгляд, более приемлем вариант Польши.

Полвека польские внешнеторговые главки являли собой ограниченный круг фирм, имевших право торговать  за границей.

В начале этого десятилетия  главки стояли перед реальной угрозой  краха, поскольку, во-первых, промышленные предприятия начали самостоятельно заниматься внешней торговлей, во-вторых, в страну пошли зарубежные инвесторы. Они покупали польские предприятия  или строили свои, налаживали производство конкурентоспособной продукции. Но у бывших главков, которые стали  преобразовываться в открытые акционерные  общества, на банковских счетах лежали большие денежные средства в валюте. «Главки» стали скупать предприятия, продукцию которых до того времени  экспортировали.

Эволюцию от чисто торговой фирмы до крупной ФПГ прошла польская компания «Агрос-Трейдинт». Это своего рода феномен, какого не встретишь в других пост социалистических странах. «Агрос» воспользовался тем, что многие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции имели многолетние обязательства перед своим главком внешней торговли сельскохозяйственной продукцией. Теперь она возглавляет крупный холдинг и уже исчерпала возможности своего участия в приватизации, перерабатывающей и пищевой промышленности (количество хозяйствующих субъектов, тесно зависимых от материнской фирмы, в Польше ограничено 20, «Агрос» свою норму выбрал). Этот холдинг ищет и другие пути наращивания капитала, в частности, планирует открытую эмиссию облигаций, так как нужны средства на финансирование долгосрочных инвестиций в производство продовольственных товаров.

Образовывая ФПГ, «главки» поначалу скупали те предприятия, которые  были приписаны к ним еще во время плановой системы, то есть происходила  вертикальная интеграция. Она обеспечивала более низкую себестоимость продукции, внедрение технологических новшеств. Потом в состав ФПГ стали включаться «непрофильные предприятия» Возникла проблема контроля над фирмами из разных отраслей: имея хорошие капиталы, «главки» не в состоянии эффективно контролировать их использование. Финансовые расчеты показывают, что концентрация в одной отрасли приносила  значительно лучшие результаты, чем  широкая диверсификация; «главки» вынуждены  вернуться в лоно тех отраслей, в которых действовали минувшие 50 лет.

Таким образом, промышленные предприятия Польши после попыток  выхода на зарубежный рынок все-таки были объединены под «главками», что  позволило в некоторой степени  избежать роста затрат и утечки валюты за рубеж, сократить потери от «допинговых» цен, следствием применения которых  явился безэквивалентный трансферт значительной части ВНП за рубеж. Отличия создания и деятельности по группам деятельности зарубежных ФПГ показывает, что:

- образование ФПГ - это не всегда организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, а чаще складывающиеся в течение длительного времени связи посредством участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Движущей силой образования ФПГ является, с одной стороны, стремление обеспечить гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам и с другой - наиболее надежное и прибыльное размещение капитала;

- ФПГ не имеют сколько-нибудь  четко очерченных организационных  рамок, предписанных форм и  государственной регистрации, некоторая  ограниченная государственная регламентация  существует для национализированных  холдинговых компаний;

- отсутствует стандартизация принципов, по которым возникают ФПГ, как в области специализации, так и пространственной: имеются многоотраслевые, специализированные по некоторым отраслям, региональные, национальные, межнациональные ФПГ, единственным образующим началом является возможность получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы их влияния.

Обзор зарубежного опыта  позволяет выделить основные преимущества практики формирования и функционирования финансово-промышленных групп:

- Ускорение создания ФПГ,  что обуславливается снижением рисков, созданием маркетинговых структур, которые посредством прогнозирования реализации продукции способствуют упрочнению и расширению сегмента на рынке.

- Достигается сокращение  общественных затрат труда, так  как с использованием достижений  НТР и ускоренной реализацией  инновационных проектов в рамках  ФПГ упрощается создание и  продвижение на рынок новых  продуктов.

- Происходит существенная  минимизация финансовых издержек  за счет большей доступности  кредитов, их обеспеченности, более  высокой степени маневрирования  капиталов, ускорения оборачиваемости,

- Возникает возможность  создания центров прибыльности, внутрифирменных центров расчетов, что ведет к минимизации налоговых  платежей, увеличению размера дивидендов, стоимости акций, и, таким образом,  к повышению имиджа и значения  ФПГ.

- Повышается инвестиционная  способность как в количественном, так и в качественном разрезах, способная составлять конкуренцию  на международном уровне. Таким  образом достигается главная  цель - повышение рентабельности  собственного капитала и снижение  затрат.

- Оптимизируется величина  налоговых платежей вследствие  учета национальных особенностей  налоговых систем государств, на  территории которых осуществляют  деятельность участники ТНК - ФПГ

- Совокупность оптимизации  вышеизложенных фактов прямо  отражается на величине и направлениях  денежных потоков, способствуя  увеличению оборота, а, соответственно, эффективности капитала.

При наличии положительных  моментов, существуют и отрицательные  стороны. Отметим следующие:

- Создание и функционирование  крупных ФПГ ведет к монополизации  рынка, и, как следствие, существует достаточно большое ограничение на деятельность ФПГ со стороны государства, что уменьшает возможности получать сверхприбыли.

- Отмечаются трудности  в управлении совокупным акционерным  капиталом, происходит бюрократизация  управления, усугубляются противоречия  между менеджерами и собственниками.

- Увеличивается асимметрия  информации о движении капитала  и его стоимости, что в потенциале  грозит неблагополучными последствиями  для фондового рынка, что собственно  и произошло в азиатских странах.

Ускоренное создание ФПГ  является объективным, закономерным процессом  зарождения и развития форм и методов  формирования финансового капитала с учетом коренных изменения, произошедших в конце XX века в области внешнеэкономических  связей и международного разделения труда.

Таким образом, образование  ФПГ - является общемировой тенденцией экономики, позволяющей достигнуть ускорения экономического роста, сокращения общественно необходимых затрат, снижения издержек и более рациональной системы регулирования и финансового  контроля за деятельностью ФПГ.

Тщательный анализ и использование  приемлемых моментов зарубежного опыта  может способствовать эффективному развитию данного процесса и в  нашей стране.


Информация о работе Создание и функционирование ФПГ за рубежом