Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:12, реферат
Управление движением персонала является очень важной составляющей управления организацией, ведь именно от таких факторов, как правильное планирование и подбор персонала, его рациональное использование и развитие, способность удержать у себя важных специалистов во многом зависит прибыльность предприятия. С ростом интеллектуальности труда данные факторы приобретают всё большее значение.
Кадры являются наиболее подвижной частью производительных сил. Движение кадров на предприятии носит четко упорядоченную и законно рег-ламентированную динамику, управление которой, является одной из наиболее важных функций менеджмента в организации.
Введение 3
1. Категорийно-понятийный аппарат управления движением персонала 5
2. Зарубежные модели управления движением персонала 9
2.2. Японская модель управления движением персонала 9
2.2. Американская модель управления движением персонала 14
2.3. Европейская модель управления движением персонала 18
3. Современный российский опыт управления движением персонала 26
Заключение 32
Список литературы 33
• руководитель должен учитывать ожидания и потребности сотрудников, которые хотят быть информированными, получить одобрение и удовлетворить свои потребности;
• оценки сотрудника должны быть справедливыми, отражать его сильные и слабые стороны, прояснять способности.
Подобные принципы требуют уделять особое внимание работе с руководящим составом организации, ведь именно на них лежит основной груз реализации этих принципов. Это влечет определение в качестве одной из основных целей в работе службы: подбор на каждом уровне руководителей, которые могли бы совершенно самостоятельно и с полной ответственностью выполнять свои обязанности.
Для обеспечения эффективной работы сотрудников руководителю необходимо:
• своевременно и регулярно информировать сотрудников обо всем, что непосредственно или косвенно связано с их работой или с ними лично;
• сообщать сотрудникам в каких направлениях им следует повышать квалификацию;
• способствовать росту профессиональной квалификации сотрудников.
При подборе специалистов на руководящие
должности организации
Несмотря на специфику управления персоналом, всегда существующую в каждой конкретной фирме, во всех крупных организациях существует примерно одинаковые системы работы с кадрами и системы оплаты труда рабочих и управленческого персонала.
Деятельность по управлению персоналом считается одной из главных функций руководства организации, которую, как правило, курирует один из членов правления или сам председатель правления.
В Европе чрезвычайно большое внимание уделяется планированию расходов на человеческие ресурсы, которое предполагает учет количественных и качественных ситуационных факторов.
Расходы на персонал делятся на основные и дополнительные. К основным расходам относится оплата труда. Дополнительные вложения в развитие персонала включают целый комплекс расходов, охватывающих всю социальную сферу (жилье, пособия, медицинское обслуживание и др.) и вопросы кадрового управления (отбор персонала, оценка, повышение квалификации и т.д.).
Существуют возможности регулировки расходов на человеческие ресурсы:
• управление числом персонала;
• управление рабочими выплатами (замораживание выплат сверх тарифов, перерасчет повышения тарифов на внетарифные выплаты, корректировка внутренних фондов социального обеспечения);
• управление рабочими задачами;
• повышение эффективности деятельности персонала.
При подобных масштабах работы она становится децентрализованной, ведется в каждом подразделении отдельно, включая руководящую группу, хотя по общим вопросам политики в области управления персоналом иногда принимаются решения для всего концерна или одной фирмы (на уровне холдинга). Это относится к общим условиям труда, доплатам по старости, вопросам о льготах.
Важнейшим условием реализации задач планирования человеческими ресурсами в промышленности считается эффективная работа службы управления человеческими ресурсами.
Заслуживает внимание то значение, которое придается в Европе вопросам подготовки персонала. Так, в 1988 г. в концерне "Маннесман" на подготовку кадров было израсходовано 127 млн. марок (около 20 тыс. марок на одного обучающегося). Вопросами подготовки в концерне занимаются 335 человек12.
В основе оплаты труда производственного персонала лежат единые тарифные соглашения, определяющие оплату по тарифу и различные виды дополнительных оплат с учетом конкретных условий труда, продолжительность отпуска, надбавки к тарифу, сроки расторжения договоров, режим работы (продолжительность рабочей недели, сменность, работа в субботние и воскресные дни). Отклонения в тарифном соглашении от требований закона "О тарифных соглашениях" возможны только в лучшую сторону.
В тарифных соглашениях также
Участие рядовых работников в управлении осуществляется через наблюдательный совет. Кроме того, на предприятиях имеются производственные советы, которые избираются трудовыми коллективами и представляют интересы трудящихся перед администрацией. Производственный совет не является профсоюзной организацией. Он представляет интересы именно работников данного предприятия.
В ФРГ существует специальная ассоциация, объединяющая работников служб управления персоналом более 1000 фирм13. Бюджет Общества формируется за счет взносов его членов, величина которых зависит от объема оборота фирм. В аппарате Общества насчитывается 30 человек, в числе которых 10 преподавателей.
Деятельность Общества развивается по следующим направлениям:
- осуществление обмена опытом;
- ведение информационного банка по вопросам, возникающим при работе по управлению персоналом;
- выпуск журнала "Управление кадрами" и публикация других специальных материалов.
Члены Общества обладают возможностью пользоваться информационной системой, содержащей сведения по следующим направлениям:
- новые публикации по вопросам управления персоналом;
- обеспечение сравнительного анализа тарифов и квалификационных функций по различным фирмам;
- ведение статистики трудоемкости выполнения функций по управлению персоналом, в том числе, образовательных и социальных функций;
- данные о заработной плате молодых специалистов и некоторых других категорий работников в организациях.
Общество проводит регулярные семинары, на которых подвергаются рассмотрению вопросы, касающиеся трудового права, тарифной политики, видов трудовых договоров, рабочих тарифов, вопросы командирования за границу, гибкого использования труда и планирования штатного расписания, а также структуры предприятия и эффективности использования персоналом.
Немецкое общество по управлению персоналом
ежегодно проводит традиционный опрос
представителей различных фирм по проблемам,
связанным с деятельностью
В опросах предлагалось также определить значимость каждого из направлений совершенствования управления персоналом:
• прием на работу;
• политика в области оплаты труда;
• задачи управления;
• обучение;
• повышение квалификации;
• формирование штатного расписания;
• оценка персонала;
• анализ эффективности расходов на содержание персонала;
• система информирования работников;
• текущее планирование численности персонала;
• развитие рационализаторской деятельности;
• профессиональный рост;
• оценка труда.
“Шведская модель” управления персоналом всегда привлекала внимание отечественных и зарубежных специалистов. Наряду с признанием господства частной собственности и рыночного регулирования в производственной сфере, в основу «шведской модели» положены принципы высокой социальной защищённости населения, полной занятости и выравнивания доходов. Вместе с тем, нельзя не отметить и другую сторону долговременного воздействия «шведской модели» на мотивацию труда. В последние годы социал-демократы, стоявшие у истоков формирования «шведской модели» и обеспечивающие её практическую реализацию, обеспокоены том, что «шведский социализм» стал давать сбои именно в силу достигнутого высокого уровня социальных гарантий. 15
Как показали исследования последних лет, высокая социальная защищенность человека в Швеции стала оказывать негативное влияние на трудовую активность и явилось одной из причин снижения трудовой мотивации людей, развития психологии социального иждивенчества, препятствующей эффективному использованию трудового потенциала и дестимулирующая предпринимательство. В сложившихся условиях социал-демократы столкнулись с необходимостью пересмотра ряда постулатов своей социально-экономической политики с учётом принципа: благосостояние каждого шведа должно быть заработано, а не просто оплачено из государственных фондов16.
Достаточно успешно решается проблема управления персоналом в Великобритании. Президент Британского института управления Б.Вольфсон считает, что «сегодня конкурентоспособность фирм определяется не качеством производимой продукции, а качеством персонала. Победителем выходит тот, кто способен наилучшим образом привлечь, закрепить и мотивировать тех работников, у кого есть талант и напористость в работе». Примером формирования партнёрских отношений в Великобритании является функционирование на предприятиях Консультационных комитетов рабочих и Консультативных объединений по разработке социальных планов.
В Финляндии введена система «управления по результатам», при которой руководство совместно с подчинёнными определяет результаты, которые они намерены достичь.
В Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге, Швеции принято соответствующее законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса. Работники компаний Франции также имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии решений. Во многих странах Западной Европы (Австрии, Франции, Швеции и др.) сотрудники имеют право участвовать также в решении социальных вопросов.
До недавнего времени само понятие "управление движением персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объёма работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
В настоящее время создаются новые службы управления персоналом на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др.17 Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.
В России наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; средние школы, колледжи, техникумы; профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, службы по трудоустройству; частные агентства по найму, объявления по радио и телевиденью, профсоюзы и др.
Для удовлетворения потребностей организации во временном найме существуют специальные агентства. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходится выплачивать им премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от требований выполняемой им работы. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы организации, что мешает эффективной деятельности организации.
При найме в процессе проведения собеседования работникам кадровых служб приходится решать ряд следующих проблем.
Первая из них связана с необходимостью защиты организации от влияния процессов криминализации, распространения в последнее десятилетие в общественной и экономической жизни России. Решение этого вопроса имеет тем большее значение для организации, чем более конфиденциальный характер имеет информация в обеспечении эффективной работы организации.
Другая проблема в работе кадровых служб связана с тем, что, что именно в этот период – при резкой ломке экономических отношений в России, изменении ее политического статуса и государственных идеологических установок – многие вполне профессиональные специалисты вынуждены были сменить профиль своей деятельности, чтобы получить необходимые средства к существованию. Возвращение в прежнею сферу деятельности тех, кто не смог адаптироваться к новым условиям, - процесс достаточно сложный, поскольку часть навыков и профессиональных знаний за этот период были утрачены. В результате как у самого кандидата, проходящего собеседование, так и у работников кадровой служб могут быть серьезные сомнения в возможности полного восстановления у него утраченного уровня профессионализма.
Наибольшей сложностью представляет
собой отбор при найме
В условиях рыночных экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Отбор работников всегда старались проводить достаточно тщательно, поскольку качество людских ресурсов во многом определяет возможности и эффективность последующего использования, но в прошлом ограничивались оценкой качества претендентов, обращавшихся за работой по своей инициативе. В настоящее время перешли к активным методам поиска и вербовки персонала. Сейчас стремятся привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствуется процедура самого отбора. В прошлом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях становится не только не эффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной рабочей силе, но и попросту дорогостоящим.
Информация о работе Современный российский опыт управления движением персонала