Современные технологии менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Современные технологии менеджмента
1.1 Понятие технологии и менеджмента……………………………………….6
1.2 Основное содержание понятия «менеджмент»……………………………11
1.3 Главные цели и задачи современного менеджмента……………………...18
1.4 Характерные черты и стадии современного менеджмента………………20
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 48.07 Кб (Скачать)

Изменения в содержании хозяйственной  деятельности фирмы связаны прежде всего с изменениями в характере  собственности и с процессами «делегирования» (предоставления) права  собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам  собственников.

Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю  перспективы – это главное  в менеджменте. Управление путем  постановки целей осуществляется с  учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие  и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

Рациональное использование  материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что  осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основное содержание  понятия «менеджмент»

 

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку  и практику управления, как организацию  управления фирмой и как процесс  принятия управленческих решений.

Менеджмент как наука  и практика управления. Под научными основами управления понимается система  научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента  научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых - Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, А.И. Анчишкина и в  трудах зарубежных авторов - А. Файоля, П. Друкера, М.Х. Мескона, X. Вольфганга, И. Ансоффа и других.

Первый этап методологии  научного управления составляет анализ содержания работы и определение  ее основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования  стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие  научные положения:

использование научного анализа  для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;

важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение  их обучения;

необходимость обеспечения  работников ресурсами, требуемыми для  эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад  в развитие современной теории и  практики управления. Это концепции:

научного управления;

административного управления;

управления с позиций  психологии и человеческих отношений;

управления с позиций  науки о поведении.

В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:

подход к управлению как  к процессу;

системный подход;

ситуационный подход.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания  менеджмента наукой и самостоятельной  областью исследования.

Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения  планирования от фактического выполнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал  важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность  и что организация в целом  выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработке концепции  научного управления, менеджмент был  признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке  и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

Концепция административного  управления направлена на разработку общих проблем' и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры  фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической теории управления.

Согласно концепции одного из представителей классической теории управления А. Файоля, "управлять - это  значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Это  высказывание ученого относится  к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А. Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской  деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности  фирмы. Главный вклад А. Файоля в  теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состояний из нескольких взаимосвязанных  функций, таких, как планирование, организация  и контроль. Ему принадлежит также  разработка принципов построения структуры  организации и управления производством.

Менеджмент как организация  управления фирмой. Задача менеджмента  как науки управления состоит  в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность  практически решать в тех или  иных условиях проблемы функционирования организации.

В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям  ситуации, а, следовательно, к практике. Осуществляет любые виды предпринимательской  деятельности, направленной на получение  прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Цели всякой организации  предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов  деятельности - функций.

В зависимости от конкретных функций организация делится  на подразделения, выполняющие возложенные  на них задачи по реализации специфических  целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно  направляется и координируется для  достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении организацией. Такое  содержание понятия «менеджмент» соответствует  понятию внутрифирменного управления.

Менеджмент как организация (орган) управления. Обычно под организацией понимается структура (состав), в рамках которой проводятся сознательно  координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Организация - это своего рода анатомия предприятия, управление - это его физиология, или организация - статика дела, управление -  его динамика. Поскольку само по себе управление тоже имеет определенную структуру, то наряду с организацией и управлением можно говорить об организации как органе, субъекте управления и об управлении организацией, рассматриваемой как объект управления. В обоих случаях для таких  понятий применяется термин «менеджмент».

Под органом управления часто  понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.

Менеджмент как различные  уровни аппарата управления. Крупная  фирма обычно имеет в своем  аппарате три уровня, каждый из которых  в названии на английском языке содержит слово «менеджмент»:

Top management - высшее звено  управления, высшее руководство.

Middle management - среднее звено  управления.

Lover management - низовое звено  управления.

Менеджмент как организация  работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Предполагается, что управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы  оно соответствовало потребностям сотрудников и позволяло активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность  производства.

Менеджмент как система  управления, в которой фирма или  ее подразделение выступают как  управляемый объект. При изучении фирм как объектов управления первостепенное значение имеют взаимные связи между  более мелкими объектами (подразделениями), из которых они состоят. Совокупность объектов, рассматриваемых как единое целое, называют системой.

Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия  поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и извне, то есть из внешней  среды. Наличие информации о внешней  среде и выводы о ее влиянии  на систему управления повышают эффективность  системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс  управления и приспосабливаться  к изменениям внешней среды - рыночных условий и системы их регулирования.

Основной оценкой эффективности  и качества управления служит степень  достижения поставленных целей, как  на текущий период, так и на средне – и долгосрочную перспективу.

Менеджмент как управление любой организацией: государственным  учреждением, в армии, в церкви, в  непредпринимательских корпорациях, то есть независимо от целей их деятельности. В США, хотя непредпринимательские  корпорации и отвечают по своим обязательствам своим капиталом, однако цель их деятельности состоит не в получении прибыли, а в выполнении конкретно определенных функций (например, школы, больницы, библиотеки). И хотя ныне считается, что государственные и публичные организации должны использовать принципы и методы менеджмента, многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят.

Менеджмент как процесс  принятия управленческих решений. Любая  ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для  руководителя – менеджера – и  требует от него принятия решений  и, в частности, в отношении изменения  целей и программы действий. Это  касается всех уровней управления. Управляемый объект (фирма или  ее хозяйственно самостоятельные подразделения), как уже говорилось выше, имеет  внешнюю среду – рыночные отношения, к состоянию которой он должен приспосабливаться на основе обратной связи. Всякое управленческое решение  – это результат обратной связи  с рынком и другими элементами внешней среды.

Управленческие решения  принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение конкретизируется для исполнителей и контроля за выполнением. Иначе  говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос – как  реализовать принятое решение и  как проконтролировать его исполнение.

Принятие решения –  прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое  решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений  составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более  низкие уровни управления, централизации  и децентрализации процесса принятия решений и самой организации  управления.

Процесс функционирования системы  управления включает работу по ее совершенствованию  и рационализации, поскольку современный  менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.

Каждый аспект подхода  к менеджменту как к системе  управления требует ее изучения в  статике и динамике; в рамках глобальной локальной деятельности; на текущий  момент и на перспективу. А это  отражается на формулировке целей, методов  воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Главные цели и задачи современного менеджмента

 

Конечная цель менеджмента  состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого  работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует  об эффективности ее производственно - сбытовой деятельности, которая достигается  путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов  от результатов производства - выпуска  продукции и услуг.

Информация о работе Современные технологии менеджмента