Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование применяемых методик учета персонала, рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда и анализа эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Формы и системы оплаты труда………………………………………………….7
2 Основные функции заработной платы………………………………………….12
3 Принципы организации оплаты труда…………………………………………..16
4 Организация заработной платы в Беларуси…………………………………….23
5 Совершенствование государственного регулирования в области оплаты
труда………………………………………………………………………………....27
Заключе-ние………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А Данные о среднемесячной заработной плате по областям и г. Минску………………………………………………………………………………34
Приложение Б Динамика уровня безработицы в 2010-2011гг…………………..35
Таким
образом, дифференциация в оплате труда
работников по видам экономической деятельности
за 8 месяцев 2011 года составила 2,9 раза
и её снижение по сравнению с 2000 годом
составило около 15 процентов.
Рисунок 4.1. Уровень номинальной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций в 2010-2011 годах.
Примечание –Источник –[44]
Указом придан рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, а субъектам предпринимательской деятельности (коммерческим организациям, независимо от формы собственности, и индивидуальным предпринимателям) предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда; расширены права нанимателей в вопросах формирования условий оплаты труда работников в части повышения их тарифных ставок (окладов); отменен единый норматив направления средств на выплату премий и надбавок работникам коммерческих организаций, за исключением организаций-монополистов, с отнесением их на себестоимость продукции, товаров (услуг), установленный Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г . № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики».
Данные о среднемесячной заработной плате по областям и г.Минску представлены в приложении А
В приложении Б показании динамика уровня безработицы
В целях реализации норм названного Указа приняты постановления:
Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г . № 956 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь;
Министерства труда и социальной защиты от 20 мая 2011 г . № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г . № 47», которым уточнён порядок корректировки среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных законодательством, для работников организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда;
Министерства труда и социальной защиты, Министерства финансов, Министерства экономики от 9 июня 2011 г . № 41/38/88 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь», которым отменена Инструкция о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями;
Министерства
сельского хозяйства и
Министерства труда и социальной защиты от 14 июня 2011 г . № 43 «О признании утратившими силу постановления Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г . № 60 и подпункта 1.6 пункта 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2010 г . № 88», которым отменена Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 17 июня 2011 г . № 46/216 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 28 июня 2011 г . № 54/44 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь»;
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2011 г . № 57 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г . № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения»;
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 8 августа 2011 г . № 76/18 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь»;
Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 12 августа 2011 г . № 78 «О внесении
изменений и дополнений в постановление
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 20 сентября 2002
г . № 122».
5 Совершенствование
государственного регулирования
в области оплаты труда
В Республике Беларусь в целях совершенствования государственного регулирования в области оплаты труда, а также необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда, была определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).
В целях реализации положений подпунктов 7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» Указ ,которым предусмотрено:
-придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и расширение прав субъектов предпринимательской деятельности в части формирования условий оплаты труда их работников;
-расширение прав нанимателей в вопросах повышения тарифных ставок (окладов) работников и установления выплат стимулирующего характера;
-упорядочение действующей нормативной правовой базы, регулирующей условия оплаты труда.
Необходимо отметить, что нормы Указа не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников, а предоставляют нанимателю право выбора определять её либо на основе ЕТС, либо без нее.
Помимо придания рекомендательного характера применению ЕТС новизна норм Указа заключается в:
-установлении единого норматива в размере 80 процентов средств направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении только организаций-монополистов, что будет соответствовать положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на их продукцию;
-создании условий для повышения тарифных ставок (окладов) работников в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей для всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и государственной формы собственности. При этом будут сохранены условия их повышения, предусмотренные законодательством (своевременные расчёты по налогам и иным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, а также отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам).
Предоставление нанимателю права выбора определять оплату труда работников либо на основе ЕТС, либо без нее будет способствовать:
-формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования;
-обеспечению прозрачности и простоты начисления заработной платы, устанавливая её уровень в зависимости от вклада каждого конкретного работника в конечные результаты деятельности организации, что повысит инициативу, качество и производительность труда;
-привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов;
-улучшению инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов в связи с предоставлением возможности самостоятельно определять размеры оплаты труда по категориям работников и в целом структуру системы их стимулирования;
-внедрению в республике прогрессивного мирового опыта в области мотивации оплаты труда.
При переходе на новые условия оплаты труда с целью социальной защиты работников в Указе № 181 предусмотрены две нормы:
-недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент введения новых условий оплаты труда;
-соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Основной такой гарантией в области оплаты труда является размер минимальной заработной платы, установленный законодательством (далее – МЗП).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 1844 с 1 января 2011 г. месячная МЗП установлена в размере 460,0 тыс. руб., часовая – 2710 руб., с учетом индексации в апреле 2011 г. месячная МЗП составляет 491920 руб., часовая – 2900 руб. (письмо Министерства труда и социальной защиты от 14 мая 2011 г. № 03-03-14/2251п с разъяснением по определению доплаты до установленного размера МЗП размещено на официальном сайте Министерства) 44]
Указом № 181 значительно расширены права нанимателей в вопросах формирования условий оплаты труда работников, в том числе повышения их тарифных ставок (окладов) и установления выплат стимулирующего характера.
Так, в частности, в нем предусматривается отмена действия ранее установленного Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 единого норматива в размере 80 процентов средств, направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении коммерческих организаций. Данный норматив будет действовать только в отношении организаций-монополистов, что соответствует положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на продукцию организаций-монополистов. (Таких организаций в республике - около 200 или 1,1 процента от общего числа организаций).
нятие названного ограничения позволит нанимателям при определении размеров заработной платы работников применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление их материальной заинтересованности в повышении производительности труда, максимально учитывать сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход и, соответственно платить по труду.
Кроме
того, создаются условия для
Принятие Указа № 181 позволяет значительно снизить количество нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда работников субъектов предпринимательской деятельности, и упростить существующую нормативную правовую базу.
Этот год – год предприимчивости и на современном этапе развития экономики принятый Главой государства Указ № 181 будет способствовать стимулированию предприимчивых людей – инициативных, думающих, энергичных, которые могут и, самое важное, хотят добиться успеха во всех сферах жизни общества, способных формировать сознание работников в духе рыночных отношений. При этом основные усилия руководителей всех уровней управления должны быть направлены на внедрение эффективных систем стимулирования высококвалифицированных работников, сочетающих материальные и моральные стимулы. Особое внимание должно быть уделено работникам, занятым реализацией инновационных и инвестиционных проектов, разработкой новой техники и новейших технологий. Творческая активность и находчивость, изобретательность и практичность, умение принять в нужный момент правильное решение должны стимулироваться.
Кроме того, реализация норм Указа № 181 будет способствовать формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в республику.
С принятием данного документа в коммерческих организациях оплата труда работников будет осуществляться на основе локальных нормативных правовых актов, что значительно усилит роль коллективно-договорного регулирования вопросов оплаты труда работников. При этом максимально должны учитываться результативность вклада каждого работника в результаты труда и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.
Информация о работе Современные формы и системы заработной платы