Совершенствование применения метода экспертных оценок системы управления ОАО «Уссурийский Бальзам»
Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 16:03, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является применение экспертных методов для исследования систем управления. Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть основные понятие метода экспертных оценок; проанализировать применение метода экспертных оценок в системе управления предприятием; выявить основные проблемы теории и практики экспертных оценок; охарактеризовать методы экспертных оценок;
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3 1. Использование экспертных оценок в анализе систем управления в работах современников и классиков……………………………………………….…..…5 1.1 Сущность и классификация экспертных методов………………….………5 1.2 . Области применения экспертных методов………………………………..7 1.3 Использование экспертных методов в России и за рубежом……………16 2. Анализ применения экспертных методов для исследования системы управления ОАО «Уссурийский Бальзам»……..……………………………..18 2.1. Технико-экономические характеристики деятельности ОАО «Уссурийский Бальзам»………………………………………………………..18 2.2. Анализ внутренней и внешней деятельности системы управления предприятия……………………………………………………………….……..26 2.3. Анализ применения метода экспертных оценок системы управления предприятия ……….…………………………………………………….………31 3. Совершенствование применения метода экспертных оценок системы управления ОАО «Уссурийский Бальзам»……….……………………...…….38 3.1 Основные ошибки при использовании экспертных методов в ОАО «Уссурийский Бальзам»…………………………………………………...…….38 3.2 Рекомендаций по эффективному использованию экспертных методов…40 3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………...……41 Заключение……………………………………………………………...………..48 Список использованных источников…………………………………….……..50
Метод сценариев. Метод сценариев
один из методов экспертных оценок, с помощью
которого дается картина исследуемого
объекта в будущем на основе сложившийся
ситуации.
При помощи данного метода определяются
главные цели развития объекта исследования.
Он способствует разработке решения проблемы
на основе выявления всех возможных препятствий
и обнаружения серьезных недостатков
[12, с.54].
Сценарии строятся не только
на рассуждениях, но и на результатах технических
или статистических анализов, характеристиках
и показателях объекта исследования.
Для разработки сценариев привлекаются
ведущие специалисты исследуемой области
знаний, которые пользуются помощью специалистов
по системному анализу при подготовке
сценария. Специалисты по системному анализу
при изучении объекта исследования выполняют
следующие роли:
выявляют общие закономерности
системы;
анализируют внешние и внутренние
факторы, влияющие на развитие системы
и формирование ее целей;
определяют источники этих
факторов;
анализируют высказывания ведущих
специалистов в периодической печати,
научных публикациях и других источниках
научно-технической информации;
создают вспомогательные информационные
фонды (лучше автоматизированные), способствующие
решению соответствующей проблемы.
Метод экспертных оценок. Метод
экспертных оценок - метод анализа и обобщения
суждений и предположений с помощью экспертов.
Данный метод используют, когда рациональные
математические методы малоэффективны
при решении проблем. Производится интуитивно-логический
анализ проблемы с последующей количественной
оценкой суждений и формальной обработкой
результатов [5, с.54].
Решаемые проблемы могут быть
условно разделены:
на проблемы, обеспеченные информацией;
проблемы, по которым наблюдается
недостаток информации.
Данные методы особенно эффективны
в условиях:
большой неопределенности среды,
в которой функционирует исследуемый
объект;
дефицита времени и в экстремальных
ситуациях;
отсутствия надежной теоретической
основы.
Методы экспертной оценки применяют
при решении следующих задач:
составления перечня возможных
событий в различных областях за определенный
промежуток времени;
определения наиболее вероятных
интервалов времени совершения совокупности
событий;
определения целей и задач управления
с упорядочением их по степени важности;
определения альтернативных
вариантов решения задач с оценкой их
предпочтительности;
альтернативного распределения
ресурсов для решения задач с оценкой
их предпочтительности;
альтернативных вариантов принятия
решений в определенной ситуации с оценкой
их предпочтительности.
Процесс организации экспертизы
может быть разделен на следующие этапы:
1) составление руководящего
документа. В нем указываются
основные положения проведения
экспертизы: цели; задачи по ее выполнению;
состав и обязанности рабочей группы и
группы экспертов; ресурсы, необходимые
для обеспечения работ, и сроки выполнения
работ;
2) подбор рабочей и
экспертной групп. Две группы
принимают участие в проведении
экспертизы: рабочая группа, которая состоит
из организатора, специалиста и технического
работника; экспертная группа, т.е. группа,
мнения экспертов которой станут основой
принятия будущих решений;
3) разработка методики
проведения опроса (при необходимости).
На данном этапе определяются:
место и время проведения опроса;
задачи; форма проведения; порядок
фиксации и сбора результатов;
состав необходимых документов.
При формировании экспертной
и рабочих групп необходимо предъявлять
следующие требования к экспертам:
выдвигаемые экспертами оценки
должны быть стабильными во времени;
при введении дополнительной
информации экспертная оценка должна
улучшаться, но она не должна принципиально
изменяться от первоначально сформулированной
оценки;
эксперт должен быть признанным
специалистом в изучаемой области знания;
у эксперта должен быть опыт
участия в подобных экспертизах;
мнения экспертов должны быть
устойчивыми.
Синектика как метод исследования
систем управления. Синектика (в переводе
с греч.) – это сочетание разнородных,
а иногда даже несовместных элементов.
Метод синектики как метод поиска новых
решений предложил У. Гордон в США в 1961
г. в книге «Синектика: развитие творческого
воображения» с целью увеличения вероятности
успеха в процессе постановки и решения
задач [15, с.54].
Основная идея данного метода
состоит в том, что во время творческой
активности при создании особых условий
человек выдвигает неожиданные аналогии
и ассоциации относительно исследуемой
проблемы.
Под творческой активностью
понимается умственная деятельность в
процессе решения проблем, результатом
которой является художественное или
техническое открытие. Другими словами,
человек приходит к решению путем включения
бессознательных механизмов в процесс
сознательного исследования проблем.
Идея метода синектики как метода
исследования систем управления заключается
в создании специальной, постоянной «группы
синекторов» (5–7 человек) для выявления,
постановки и решения проблем, возникающих
при функционировании систем управления.
Метод синектики имеет следующие
особенности:
подход к принятию решения состоит
в том, что выдвинутая идея законченная,
целостная мысль, автором которой является
индивид, который ее высказал. Целостная
идея может быть принята окружающими или
отвергнута, но никто другой не имеет права
на ее авторство;
другие члены группы могут прийти
к иной мысли на основе данной идеи, высказывание
которой может привести к проявлению в
памяти метафор, образцов, смутных ощущений,
действующих на чувства и интуицию человека;
творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей индивиды пытаются превзойти самих себя, использовать нестандартные подходы принятия решений и взять на себя наибольшую часть трудностей.
Метод «Дельфи». Метод «Дельфи»
– один из методов экспертных оценок,
при помощи которого осуществляется быстрый
поиск решений, среди которых выбирается
наилучшее.
Другое его название «Дельфийский
оракул», которое он получил в Древней
Греции. Данный метод был разработан О.
Хельмером и его коллегами, первоначально
он был создан с целью научно-технического
прогнозирования будущего. В основе его
лежит принцип повышения уровня достоверности
информации, получаемой от группы экспертов,
т.е. коллективных экспертных оценок. Применение
этого метода дает возможность избежать
противоречий между экспертами в процессе
работы и получить независимые индивидуальные
оценки [20, с.88].
Использование метода «Дельфи»
определяется следующими его достоинствами:
уменьшением влияния конформизма;
исключением спора с авторитетами,
так как оценки, аргументации и критика
даются экспертами анонимно;
устранением конфликтных ситуаций;
анонимностью экспертов, которая
достигается путем устранения взаимодействия
между экспертами;
обработкой оценок экспертов
при помощи методов измерения: ранжирования,
парного сравнения, последовательного
сравнения и непосредственной оценки;
информированностью экспертов
на каждом последующем этапе о результатах
предыдущего;
наличием обратной связи, которая
осуществляется благодаря проведению
экспертизы в несколько туров;
возможностью изменить свое
мнение без риска критики этого факта.
Метод дерева целей. Метод дерева
целей метод, основанный на принципе разделения
общей цели системы управления на подцели,
которые, в свою очередь, делятся на цели
нижележащих уровней. Данный метод играет
важное значение при исследовании систем
управления, так как деятельность организации
сводится к достижению сформулированных
целей.
Необходимость использования
данного метода обусловлена тем фактом,
что дерево целей помогает получить устойчивую
структуру целей, которая будет относительно
стабильна на каком-то промежутке времени
при происходящих изменениях [20, с.105].
Дерево целей строится при помощи
осуществления двух операций:
декомпозиции это операция
выделения компонентов;
структуризации это операция
выделения связей между компонентами.
Процесс построения дерева
целей разбит на следующие этапы:
разработку сценария;
формулировку цели;
генерацию подцелей;
уточнение формулировок подцелей
(проверку независимости подцели);
оценку существенности подцелей;
проверку целей на осуществимость;
проверку элементарности подцелей;
построение дерева целей.
При построении дерева целей
необходимо руководствоваться следующими
правилами:
каждая сформулированная цель
должна иметь средства и ресурсы для ее
обеспечения;
при декомпозиции целей должно
соблюдаться условие полноты редукции,
т.е. количество подцелей каждой цели должно
быть достаточным для ее достижения;
декомпозиция каждой цели на
подцели осуществляется по одному выбранному
классификационному признаку;
развитие отдельных ветвей
дерева может заканчиваться на разных
уровнях системы;
вершины вышележащего уровня
системы представляют собой цели для вершин
нижележащих уровней;
развитие дерева целей продолжается
до тех пор, пока лицо, решающее проблему,
не будет иметь в распоряжении все средства
для достижения вышестоящей цели.
Морфологические методы. Основная
идея морфологических методов это систематически
находить все мыслимые варианты решения
проблемы или реализации системы путем
комбинирования выделенных элементов
или их признаков. При этом система или
проблема может разбиваться на части разными
способами и рассматриваться в различных
аспектах [18, с.105].
В систематизированном виде
морфологический подход разработан и
применен впервые швейцарским астрономом
Ф. Цвикки и долгое время был известен
как метод Цвикки. Отправными точками
морфологического исследования Ф. Цвикки
считает:
равный интерес ко всем объектам
морфологического моделирования;
ликвидацию всех ограничений
и оценок до тех пор, пока не будет получена
полная структура исследуемой области;
максимально точную формулировку
поставленной проблемы.
Кроме этих общих положений,
Цвикки предложил ряд отдельных способов
(методов) морфологического моделирования:
Наибольшую известность получили три
первых метода [12, с.50].
Метод систематического покрытия
поля (МСПП) предполагает, что существует
некоторое число так называемых опорных
пунктов знания в любой исследуемой области.
Этими пунктами могут быть теоретические
положения, эмпирические факты, открытые
законы, в соответствии с которыми протекают
различные процессы, и т.д. Исходя из ограниченного
числа опорных пунктов знания и достаточного
числа принципов мышления, морфологическим
методом покрытия поля ищут все возможные
решения поставленной проблемы.
Метод отрицания и конструирования
(МОК), заключающийся в том, что на пути
конструктивного прогресса стоят догмы
и компромиссные ограничения, которые
есть смысл отрицать и, следовательно,
сформулировав некоторые предложения,
полезно заменить их на противоположные и использовать при проведении анализа.
Метод морфологического ящика
(ММЯ), нашедший наиболее широкое распространение.
Идея ММЯ состоит в том, чтобы определить
все мыслимые параметры, от которых может
зависеть решение проблемы, представить
их в виде матриц-строк, а затем определить
в этом морфологическом матрице-ящике
все возможные сочетания параметров по
одному из каждой строки. Полученные таким
образом варианты могут снова подвергаться
оценке и анализу в целях выбора наилучшего.