Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка планов конкретных мероприятий по совершенствованию методов планирования материального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы совершенствования методов планирования материального обеспечения;
2. Провести анализ состояния методов планирования материального обеспечения;
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы планирования материального обеспечения 5
Глава 2. Анализ существующего процесса планирования материального обеспечения 13
Глава 3. Совершенствование планирования материального обеспечения 22
Заключение 31
Список литературы 30
Приложения 33
1. РЕST – анализ влияния факторов внешней среды макроуровня на планирование материального обеспечения ЗАО «Тетрапак» 35
2. SWOT-анализ “Влияние факторов внешней среды микроуровня на деятельность ЗАО “Тетрапак ” 37
3. SWOT- анализ существующей системы планирования материального обеспечения ЗАО «Тетрапак» 40
4. Модель целевой ориентации планирования материального обеспечения ЗАО “Тетрапак ” 42
5. Планы конкретных мероприятий первой очереди для ЗАО “Тетрапак ”
45
6. Структурная схема предприятия 48
Немаловажную роль при планировании материального обеспечения на предприятии является информация о состоянии и количестве складских площадей, именно исходя из необходимости полного спектра смежных сведений по этому вопросу, нужно провести расчет минимальных остатков склада, которые будут давать детальную информацию о загруженности складских площадей, а контролирующим лицом является директор коммерческого отдела. Также необходимо провести следующие виды работ: проведение инвентаризации материальных ресурсов 1 раз в месяц, проведение работ по систематизации и хранению материальных ресурсов склада, занесение в базу складского учета ячеек по хранению, выявление неликвидных материальных ресурсов, все эти задачи могут контролироваться на более низком уровне, а именно, возложить эти обязанности на начальника склада, а проведение всех работ доверить кладовщикам.
Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.
Цель быстрого роста является очень привлекательной, но и очень сложной для достижения. Организации, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.
Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.
Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой. Учитывая, что ЗАО “Тетрапак ” долгое время является практически монополистом на своем рынке, то для него характерно постановление целей стабильного роста, дальнейшее расширение своего влияния, но уже не на отдельные регионы, а целые страны. Главенствующим направлением здесь будет освоение рынка СНГ в целом.
Рис. 4. Организационная структура планирования материального обеспечения в ЗАО “Тетрапак ”.
Исходя из составленной модели целевой ориентации планирования материального обеспечения ЗАО “Тетрапак”, можно сделать вывод о необходимости реорганизации существующей организационной структуры предприятия (рис. 4). Для этого в первую очередь необходимо ввести должность Директора по материально-техническому обеспечению, который будет состоять в прямом подчинении у генерального директора. В ведении директора по МТО, будет находиться Отдел маркетинговых исследований, Коммерческий отдел и Отдел программирования. Обоснованность этой структурной схемы заключается в том, что Директор по МТО обязан контролировать материальное обеспечение, вследствие в его ведение передается Коммерческий отдел. Директор по МТО также обязан иметь наибыстрейший доступ к изменениям в планировании материального обеспечения и поэтому под его руководство передается Отдел программирования, а Отдел маркетинговых исследований необходим для своевременного поступления информации о состоянии рынка и спроса на данный вид продукции, а также о стратегиях конкурентов и поведении потребителей.
Исходя из теоретических основ планирования материального обеспечения необходимо рассчитать затраты, которые несет предприятие во время хозяйственной деятельности. Для это воспользуемся формулой, уже указанной выше:
где З – стоимость всего объема закупок (руб.),
А - годовое потребление (ед.),
Т - стоимость оформления заказа (руб.),
Р - закупочная цена одной единицы (руб.),
I - расходы на хранение.
- стоимость всего объема закупок на предприятии.
А для определения
оптимальной величины закупаемой партии
воспользуемся формулой Вильсона:
,
где Q - оптимальная величина закупаемой партии (ед.);
m - годовой объем
закупаемых товаров в кг, штуках
или других количественных
о - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию (руб.);
k - цена за единицу товара (руб.);
r - издержки по складированию.
- оптимальная величина закупаемой партии.
Проведенные расчеты показывают, что ЗАО “Тетрапак” имеет большой объем финансовых ресурсов, которые активно используются для дальнейшего развития предприятия, освоения новых рынков поставщиков, ищет каналы сбыта своей продукции как на российском, так и на зарубежном рынке и является крупнейшим российским производителем упаковочного, фасовочно-упаковочного и пищевого оборудования.
Исследование
по совершенствованию планирования
материального обеспечения ЗАО
Приложение 1.
РЕST – анализ влияния факторов внешней среды макроуровня на планирование материального обеспечения ЗАО «Тетрапак»
Наименование среды |
Наименование факторов |
Экспертные оценки, балл. | |||
1 э к с |
2 экс |
3экс |
Общий балл | ||
1.Политическая (нормативно-правовая) |
I. Федеральный уровень |
||||
1. Гражданский кодекс № 18-ФЗ от 20.02.1996г. |
5 |
4 |
4 |
4,3 | |
2. Конституция РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994г. |
5 |
3 |
4 |
4,3 | |
3. Трудовой кодекс № 1970-ФЗ от 30.12.2001г. |
5 |
4 |
5 |
4,6 | |
4. ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 №208-ФЗ |
5 |
5 |
5 |
5 | |
5. ФЗ “О Бухгалтерском учете” № 129-ФЗ от 21.11.1996г. |
5 |
4 |
3 |
4 | |
6. Налоговый кодекс N 146-ФЗ от 31.07.1998 (ред. от 19.07.2009) |
5 |
5 |
5 |
5 | |
7. Таможенный кодекс N 61-ФЗ от 28.05.2003 (ред. от 02.01.2010) |
5 |
4 |
4 |
4,3 | |
Итого по политической среде: 31,5 | |||||
2.Экономическая среда |
1. Численность экономически активного населения (СПб) |
5 |
4 |
5 |
4,6 |
2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (по СПб) |
5 |
5 |
5 |
5 | |
3. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения (СПб) |
4 |
4 |
5 |
4,3 | |
4. Индексы потребительских цен (тарифов) на услуги (по СПб) |
5 |
5 |
4 |
4,6 | |
5. Оборот розничной торговли (СПб) |
3 |
3 |
3 |
3 | |
6. Инвестиции в основной капитал (по СПб) |
4 |
5 |
5 |
4,6 | |
7. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям (по СПб) |
5 |
5 |
5 |
5 | |
Итого по экономической среде: 28,1 | |||||
3.Демографическая среда |
1. Численность населения (по СПб) |
5 |
5 |
5 |
5 |
2. Уровень рождаемости СПб |
5 |
4 |
5 |
4,6 | |
3. Уровень смертности СПб |
4 |
5 |
3 |
4,6 | |
4. Миграционный прирост СПб |
4 |
3 |
4 |
3,6 | |
Итого по демографической среде: 17,8 | |||||
4. Культурная среда |
2. Количество
населения с ВПО по СПб ( |
5 |
4 |
5 |
4,6 |
3. Выпуск специалистов высшими учебными заведениями (по СПб) |
5 |
5 |
5 |
5 | |
4. Выпуск газет на 1000 человек населения (СПб) |
4 |
5 |
4 |
4,3 | |
Итого по культурной среде: 13,9 | |||||
5.Научно-техническая среда |
1. Число организаций,
использовавших информационные |
5 |
3 |
4 |
4 |
2. Число персональных компьютеров на 100 работников (СПб) |
5 |
4 |
5 |
4,6 | |
3. Внутренние затраты на исследования и разработки |
5 |
5 |
5 |
5 | |
Итого по научно-технической среде: 13,6 | |||||
6.Природная среда |
1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников (СПб) |
5 |
4 |
4 |
4,3 |
2. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (СПб) |
5 |
3 |
4 |
4 | |
Итого по природной среде: 8,3 |