Совершенствование менеджмента при планировании и прогнозировании в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании основных принципов и направлений совершенствования менеджмента при планировании и прогнозировании в организации.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- определение сущности, принципов и методов прогнозирования и планирования;
- характеристика этапов, алгоритмов и стадий прогнозирования;
- определение производственной программы и процесса планирования;
- характеристика оптимального прогнозирования и планирования экономического развития ООО «Жилье».

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3 1.Сущность, принципы и методы прогнозирования и планирования …….5
1.1 Сущность и место прогнозирования в планировании…………………..5
1.2 Принципы и методы планирования в организации ……………..……..11
1.3 Принципы и методы прогнозирования на уровне фирмы …………….15
2.Прогнозирование и планирование в организации ……………………….17
2.1 Этапы, алгоритм и стадии прогнозирования ……….………………….17
2.2 Производственная программа и процесс планирования ……………….20
2.3 Оптимальное прогнозирование и планирование экономического развития ООО «Жилье» ………………………………………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование в организации на примере ООО Жилье.docx

— 78.87 Кб (Скачать)

Проспекция - этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы будущего развития объекта, и производится оценка достоверности, точности, обоснованности прогноза (верификация). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.14

 

2.2 Производственная программа  и процесс планирования

После прогнозирования объема продаж на различных стадиях производства составляется подробная производственная программа - план. В нем намечаются уровни производства, которые должны быть достигнуты в определенные периоды времени. Для создания такой программы следует подробно рассмотреть различные производственные стадии проводимых мероприятий и график их осуществления. Для многих проектов достижение полной мощности на первом этапе - задача нереальная. Вследствие различных технологических, производственных и коммерческих трудностей реализация большей части проектов срывается на первом этапе такими обстоятельствами, как весьма умеренный рост объема продаж и сложность проникновения на рынки, с одной стороны, и различными издержками освоения производственного процесса, с другой стороны. В зависимости от характера производства реализация продукции в первый год может достичь лишь 40 - 50% общей мощности предприятия. Лишь к третьему или четвертому году обычно удается выйти на полную мощность. Даже для предприятий обрабатывающей промышленности, где имеется возможность выйти на расчетную мощность почти сразу после начала производства, объем выпуска в первый год планируется значительно более низким, чем позволяет мощность предприятия. Для ряда предприятий особенно предприятий по выпуску машиностроительной продукции, производство может ограничиваться уровнем квалификации рабочей силы.

Существуют следующие  типы производства:

- предприятия по выпуску одного изделия, имеющего непрерывный технологический процесс, например, производство цемента;

- предприятия по выпуску  нескольких изделий с непрерывным  технологическим процессом, например, нефтеочистительные производства;

- выпускающие партии изделий  по заказам, например, машиностроительные  предприятия;

- массовое сборочное производство, например, автомобильных двигателей.

Учет технологических  особенностей и других обстоятельств  позволяет составить производственную программу предприятия с разбивкой  объемов выпуска продукции по годам. 

В процессе прогнозирования  происходит удовлетворение определенных потребностей, среди которых можно  выделить следующие основные:

  1. интеграция;
  2. координация;
  3. уменьшение неопределенности.

Для удовлетворения потребности  в интеграции различных экономических  субъектов прогнозирование дает последним возможность в обмене информацией и достижения взаимоприемлемых сделок и соглашений.

Проблемы интеграции особенно актуальны в современных экономических  системах, где экономические субъекты вследствие действия объективных рыночных законов относительно слабо связаны  между собой. В подобных условиях прогнозы и процесс прогнозирования могут и должны выступать тем объединительным началом, которое приводит к тому, что в процессе интеграции повышается эффективность функционирования всей организации, т.е. происходит реализация функций интеграции.15

Значительная часть экономических и управленческих проблем имеет ярко выраженный комплексный характер, связанный с распределением властных полномочий, оценкой ситуации и выбором наиболее оптимальных путей решения той или иной проблемы. При этом общие цели хотя и могут быть конкретными и четкими, они не для всех приемлемы, оптимальны и достижимы. Поэтому очень часто возникают в той или иной форме различные разногласия между различными подразделениями в организациями, занятыми решениями какой – либо проблемы, исходя из противоречивости их собственных интересов. Подобная рассогласованность очень часто приводит к тому, что даже при наличии четко определенной цели или задачи они или вообще не решаются или решаются далеко не самым оптимальным образом.

Таким образом, прогнозирование  не является панацеей от всех бед, в  том числе и от экономических  проблем. Однако в стремлении достижения согласия, которое является целью  прогнозирования, определяются узкие  места, выявляются различные подходы  к решению той или иной проблемы.  

 

 

 

2.3 Оптимальное прогнозирование и планирование экономического развития ООО «Жилье» 

 

В прогнозировании экономического развития ООО «Жилье» большое значение имеет нормативный метод, в основе которого лежит определение количественных характеристик нормативов, их объема и структуры, на основе изучения реальных процессов с позиций достижения перспективных экономической и социальной целей. С точки зрения обеспечения системности прогнозирования имеет значение нормативный потребительский бюджет населения. Он должен представлять собой балансовую систему экономических показателей, отражающих объем и структуру научно обоснованных потребностей населения и соответствующие им размер и структуру доходов.

Как уже выше было отмечено, нормативный метод основан на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов. Нормы — это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции. Нормативы — это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т.д.). С помощью нормативного метода в экономическом планирование характеризуемой организации отражается норма жилой площади на одного человека. Так, законодательно закреплено, что для семьи, состоящей из трех и более человек необходимо более 18 м2 общей площади на одного члена семьи; 
для семьи, состоящей из двух человек - 42 м2 общей площади жилого помещения; для семьи, состоящей из одного человека - 33 м2 общей площади. Таким образом, имея данные о количестве жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в том или ином населенном пункте и имеющих возможность приобрести жилье по различным основаниям (ипотека, помощь государства по целевым социальным программам, в рассрочку), ООО «Жилье» может рассчитать примерное количество квадратных метров, которые необходимо построить с учетом конкуренции в нашем регионе на рынке жилья.

На основе сопоставления  уровней удовлетворения потребностей по регионам, конкретно в нашем городе, формируется база для прогноза объема необходимой недвижимости. Прогнозные оценки помогают выявить и определить количество и структуры ресурсов, потребных для решения основных задач.

Исходя из этого, целевая  функция прогноза экономического развития общества должна находить отражение в определенной системе величин душевого потребления готового и строящегося жилья. Проблема оптимального экономического прогнозирования с применением критерия стадий повышения (уменьшения) уровня жизни зависит от трех основных факторов:

- определения вариантов перспективного развития производительных сил;

- выявления и определения количественных связей между вариантами развития производительных сил и стадиями повышения (понижения) уровня жизни;

- трансформации прогнозируемых материалов и трудовых пропорций в товарно-денежные пропорции рыночной экономики.

Оптимальное экономическое  прогнозирование является строго последовательным процессом, на каждой стадии которого 
имеются и используются ограниченные показатели, сформированные на предыдущих стадиях. Движение предполагает сопоставление имеющихся и полученных данных в совокупности с дополнительными данными, полученными от прогнозных разработок. В абстрактном смысле оптимальное прогнозирование в современных экономических системах заключается в определении наилучшего возможного варианта использования ограниченных ресурсов по критерию наибольшего эффекта по показателю удовлетворения потребностей, а не в минимизации общественных затрат.

Разработка и реализация среднесрочной программы 2011-2015 гг. дают возможность стабилизировать экономику организации и создать условия для ее устойчивого роста. В Брянской области сложились положительные тенденции социально-экономических преобразований, к которым можно отнести:

- усиление личностных начал, имеющих в качестве своей материальной основы частную собственность;

- помощь государства в приобретении нового жилья по средствам различных социальных программ;

- развитие ипотечного кредитования;

- повышение заработных плат;

- возможность улучшения жилья с помощью «материнского капитала».

Стратегической целью  проводимых мероприятий в рамках планирования и прогнозирования в ООО «Жилье» является повышение экономического благосостояния организации, создание достойной конкуренции на рынке нового и строящегося жилья. Однако, как уже выше упоминалось, реалистическая оценка современной ситуации не позволяет рассчитывать на быстрое выполнение плана, вследствие чего план рассчитан на 4 года.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время актуален вопрос о необходимости введения во все организации системы планов и прогнозов развития и функционирования экономики при оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулировании субъектов рыночных отношений.

В аспекте рассмотренной  темы следует подчеркнуть, что на сегодняшний день многие средние и особенно крупные организации в той или иной степени двигаются в сторону прогнозирования и планирования. Рынок на определенной стадии своего развития порождает объективную необходимость прогнозирования и планирования. Подобные явления есть объективная реакция на те трудности, которые возникают в процессе функционирования экономических систем. В самом общем виде прогнозирование и планирования становятся инструментами, позволяющими фирме преодолеть собственные недостатки. 

Процесс управления организацией представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того на сколько оптимально принято решение будет зависеть конечный финансовый результат деятельности организации.

Потребность в решении  возникает только при наличии  проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями - заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование  будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими  состояниями предопределяет необходимость  выработки управленческого решения  и контроля за его реализацией.

Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить  степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной  из основных функций управления - контроля.

Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения  в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень  рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при  современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно  управлять коммерческой фирмой, без  эффективного прогнозирования её деятельности. От того на сколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.

Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как  достоверность, полнота, своевременность  и точность.

На основании изложенного  можно сделать вывод, что прогнозирование по своему составу шире планирования, так как включает не только показатели деятельности хозяйствующего субъекта, но и в большей степени учитывает изменяющиеся параметры внешней среды. В тоже время прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз. Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бархатов В.И., Горшков А.А., Капкаев Ю.Ш., Усачев М.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие допол. и перер. - Челябинск: 2007.
  2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: 2001.
  3. Волкова О. И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2009.
  4. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Экономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов/ - 4-е изд. М.: ИТД «КноРУС», 2005.
  5. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учеб. пособие / - 8 - е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2009. - (Экономическое образование.).
  6. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. Допл. и перер.  /М.: 2007.
  7. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Допол. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  8. Сазонов В.Г. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: Учебное пособие. - Владивосток: 2001.
  9. Шушканов П.А. Планирование на предприятии: Учебник, изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008.
  10. Шухгальтер М. Л. Экономика предприятия: Учебник / - М.: ИНФРА - М, 2003 (Серия «Высшее образование».).
  11. http://www.aup.ru/books/m83/.
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  13. http://vsempomogu.ru/economika/macro/610-31.html.
  14. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook144/files/course/Lihachev_Glava3.1-3.3-Planirovanie.pdf.
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Anri.
  16. www.prognoz.org.

Информация о работе Совершенствование менеджмента при планировании и прогнозировании в организации