Совершенствование менеджмента при планировании и прогнозировании в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании основных принципов и направлений совершенствования менеджмента при планировании и прогнозировании в организации.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- определение сущности, принципов и методов прогнозирования и планирования;
- характеристика этапов, алгоритмов и стадий прогнозирования;
- определение производственной программы и процесса планирования;
- характеристика оптимального прогнозирования и планирования экономического развития ООО «Жилье».

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3 1.Сущность, принципы и методы прогнозирования и планирования …….5
1.1 Сущность и место прогнозирования в планировании…………………..5
1.2 Принципы и методы планирования в организации ……………..……..11
1.3 Принципы и методы прогнозирования на уровне фирмы …………….15
2.Прогнозирование и планирование в организации ……………………….17
2.1 Этапы, алгоритм и стадии прогнозирования ……….………………….17
2.2 Производственная программа и процесс планирования ……………….20
2.3 Оптимальное прогнозирование и планирование экономического развития ООО «Жилье» ………………………………………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование в организации на примере ООО Жилье.docx

— 78.87 Кб (Скачать)

Выделяют типы планирования по признакам: степень неопределённости в планировании; временная ориентация идеи планирования; горизонты планов.

В зависимости от степени  неопределённости системы планирования можно разделить на два типа: детерминированная  система (события имеют определённость) и вероятное  (стохастическое) –  предполагает неопределённость внешней  среды и нехватку информации.

 Варианты вероятностных систем планирования:

- планирование,  основанное  на системе жёстких обязательств (заключение договора с контрагентом);

- планирование под личную  ответственность – полная неопределённость. Руководитель действует на свой  страх и риск и берёт ответственность  на себя.

- планирование, приспособленное  к случайным обстоятельствам.

На практике существует не более 3- 4 вариантов возможного развития событий.  Например,  цель планирования может заключаться в том,  чтобы  определить действия в случае если цены на основные виды сырья вырастут на 15, 20, 25% вместо ожидаемых 10%.

Временная ориентация идей планирования влияет на тип планирования. Различают 4 типа планирования:

- реактивное – ориентированное  на прошлое;

- инактивное, приспосабливаемое к настоящему;

- преактивное, предпочитающее  будущее;

- интерактивное –   ориентированное на взаимодействие  всех лучших идей планирования.

Таким образом, методы планирования — это способы, приемы, с помощью  которых обеспечивается разработка и обоснование хозяйственных планов в организации.

 

 

1.3  Принципы и методы прогнозирования на уровне фирмы

Прогнозирование развития экономики  организации  — это научная модель будущего события, основанная на расчете неизвестного экономического показателя по заданным факторам на основании модели.

Прогнозирование базируется на следующих принципах:

- системности. Предполагает рассмотрение объекта в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями, исследование количественных и качественных закономерностей, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.

- научной обоснованности. Основывается на: учете требований экономических законов, применении научного инструментария, изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов, использовании методик и моделей, как условия научного формирования системы прогнозов их обоснованности, действенности и своевременности.

- целенаправленности. Предполагает целенаправленный характер прогнозирования, т.е. содержание прогноза не должно сводится только к предвидению, а включать и цели, которые желательно достигнуть.

- адекватности прогноза. Характеризует не только процесс выявления тенденций развития, но и оценку устойчивости тенденций и взаимосвязей, а также, создание теоретического аналога реальных экономических процессов. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера экономических процессов. Это означает необходимость оценки как господствующих тенденций, так и сложившихся отклонений, определение возможной области их расхождения, а также оценку вероятности их реализации в будущем.

- альтернативности. Предполагает выбор вариантов развития по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Переход от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития основан на построении альтернатив, т.е. определения нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития.

- историчности. Предполагает рассмотрение прогнозируемых явлений и процессов во взаимосвязи их исторических форм. Другими словами, в процессе прогнозирования необходимо исходить из того, что состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.12

Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе  прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно  сказать, что прогноз — недостаточно определенный план, а план — это  уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов  выбора, принятия решений и мероприятий  по осуществлению этих решений.

Основными объектами прогнозирования  на уровне фирмы являются:

- потребность в продукции  предприятия; 
- потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Под методами прогнозирования  следует понимать совокупность приемов  и способов мышления, позволяющих  на основе анализа ретроспективных  данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности  относительно его (объекта) будущего развития.

Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две  группы: неформализованные (эвристические) и формализованные.

К числу неформализованных относят:

- индивидуальные экспертные  оценки; 
- коллективные экспертные оценки; 
- написание сценариев и т.д.

К формализованным методам  относят:

- методы экстраполяции; 
- моделирование.

Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном  виде.

Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.

Выделяют типы прогноза, которые определяются двумя факторами: горизонтом прогнозирования и иерархическим уровнем прогнозируемого показателя.

По горизонту прогнозирования  прогнозы делятся на краткосрочные (на 1-2 года), среднесрочные (на 3-5 лет) и долгосрочные (более чем на 5 лет).

По уровню прогнозируемого  показателя целесообразно выделять макро-, мезо- и микропрогнозы. Все, что связано с прогнозированием показателей, характеризующих деятельность фирм, компаний и предприятий, относится к микроуровню. Мезо- (региональный и отраслевой уровни) и макропрогнозы используются при описании внешней среды.

Таким образом, методы прогнозирования  — это способы, приемы, с помощью  которых обеспечивается разработка и обоснование экономических прогнозов в организации.

 

2. Прогнозирование и планирование  в организации

2.1 Этапы, алгоритм и  стадии прогнозирования

Начальным этапом экономического прогноза на предприятии (фирме) является определение социально - экономического заказа со стороны общества на выпускаемую  продукцию и выявление на рынке  спроса. В самом общем плане  социально - экономический заказ  характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он содержит и ограничения со стороны ресурсов, которые потребители могут затратить  на приобретение, а организация - выделить на производство продукции для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность - ресурсы» должна быть учтена уже на первой стадии прогнозирования.13

Определяя конкретные пути и направления развития предприятия  и сроки осуществления конкретных проектов в рассматриваемой области  производства, прогнозирование делится  на две ветви - экономическое и  научно - техническое прогнозирование.

Задачами экономического прогнозирования являются:

- предвидение возможного  наличия и распределения ресурсов  по различным секторам экономики  и направлениям, по которым может  действовать предприятие;

- определение нижних и  верхних границ получаемых результатов  на вложенный труд и капитал  по выбранным прогнозным объектам;

- оценка максимально возможного  количества ресурсов, выделение  которых для развития предприятия  в выбранном целевом направлении  оправдано для решения соответствующей  хозяйственной и научно-технической  проблемы, и др.

В отличие от экономического научно-технический прогноз определяет вероятное натурально - вещественное состояние прогнозируемого объекта. Взаимосвязь экономического и технического прогнозирования выглядит следующим  образом. Вначале разрабатываются  технические прогнозы, непосредственно  связанные с объектом экономического прогнозирования, выявляются и конкретизируются потребности рынка в нововведениях, которые являются составной частью рыночной конъюнктуры. Эти прогнозы могут увязываться с задачами повышения качества продукции, снижения ее себестоимости или, например, с  возможностью увеличения объема производства. Исходя из конкретных потребностей рынка разрабатываются прогнозы, описывающие область сбыта продукции и возможные методы (технология, организация) производства в развития самого объекта прогнозирования.

Реализация установленных  методов должна решать поставленные предприятием целевые задачи в рамках нижнего и верхнего пределов затрат, указанных в заказе при разработке прогноза. Наконец, в результате итеративной  процедуры происходит дальнейшая конкретизация  полученных прогнозов и расчетов, уточняется область соответствующих  возможных путей технического и  экономического развития, определяются необходимые ресурсы, готовятся  хозяйственные распоряжения по реализации поставленной задачи. Указанная последовательность этапов построения технико-экономических прогнозов страхует организацию от неоправданных потерь и облегчает поиск оптимальных вариантов экономического и технического развития. Взаимосвязь технических и экономических прогнозов помогает определить новые возможности предприятия в соответствии с потребностями рынка.

Экономические прогнозы могут  разрабатываться для предприятия  в целом, а также для отдельных  его цехов или видов продукции - в каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели. Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

- вероятность достижения  поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

- капитальные вложения, необходимые  на программу в целом и на  каждом этапе прогнозного периода;

- затраты труда в каждом  отдельном отрезке прогнозного  периода с выделением затрат  по категориям профессий;

- текущие издержки производства  на каждом этапе прогнозного  периода с выделением затрат  по категориям профессий;

- прибыль предприятия,  получаемая в результате достижения  поставленной цели.

Прогнозирование в современных  экономических системах может подразделяться в зависимости от следующих основных факторов: степени охвата прогнозируемых явлений, заданных временных интервалов, уровня вовлеченности экономических  субъектов.

Степень охвата прогнозируемых явлений зависит и обуславливает  масштабы прогнозируемых явлений. В  частности, одно и то же экономическое  явление, например, инфляция, может  рассматриваться как в отрыве от других экономических явлений, так  и во взаимосвязи с многими макроэкономическими и политическими явлениями, а также во взаимной связи с процессами, протекающими в мировой экономической системе.

Прогнозирование в инновационной  экономике не заканчивается только этапом выдачи рекомендаций и определения  траектории движения. В настоящее  время все большее значение приобретают  такие функции прогнозирования  как контроль и корректировка  процессов выполнения прогнозов.

В общем виде процесс прогнозирования  можно представить следующим образом: определение желаемого результата – определение целей – формирование задач – формализация программы действий – выполнение программы – оценка выполненной программы – корректировка выполненной программы.

Повышение вероятности реализации прогноза по мере приближения намеченного  срока под действием определенных объективных обстоятельств повышает заинтересованность в его реализации всех субъектов, как непосредственно  участвовавших в его составлении  и реализации, так и совсем посторонних, но могущих получить определенные выгоды от успешного достижения прогнозируемых характеристик.

Научный анализ прогнозов  осуществляется в три стадии: ретроспекция, диагноз, проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта для получения его систематизированного описания. На этой стадии осуществляется сбор и обработка информации, оптимизация состава источников, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз - этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей, методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта прогнозирования. Анализ заканчивается выбором и обоснованием модели, а также метода прогнозирования.

Информация о работе Совершенствование менеджмента при планировании и прогнозировании в организации