Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании основных принципов и направлений совершенствования менеджмента при планировании и прогнозировании в организации.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- определение сущности, принципов и методов прогнозирования и планирования;
- характеристика этапов, алгоритмов и стадий прогнозирования;
- определение производственной программы и процесса планирования;
- характеристика оптимального прогнозирования и планирования экономического развития ООО «Жилье».
Введение ………………………………………………………………………3 1.Сущность, принципы и методы прогнозирования и планирования …….5
1.1 Сущность и место прогнозирования в планировании…………………..5
1.2 Принципы и методы планирования в организации ……………..……..11
1.3 Принципы и методы прогнозирования на уровне фирмы …………….15
2.Прогнозирование и планирование в организации ……………………….17
2.1 Этапы, алгоритм и стадии прогнозирования ……….………………….17
2.2 Производственная программа и процесс планирования ……………….20
2.3 Оптимальное прогнозирование и планирование экономического развития ООО «Жилье» ………………………………………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………27
Содержание
Введение ………………………………………………………
1.1 Сущность и место прогнозирования в планировании…………………..5
1.2 Принципы и методы планирования в организации ……………..……..11
1.3 Принципы и методы прогнозирования на уровне фирмы …………….15
2.Прогнозирование и планирование в организации ……………………….17
2.1 Этапы, алгоритм и стадии прогнозирования ……….………………….17
2.2 Производственная программа и процесс планирования ……………….20
2.3 Оптимальное прогнозирование и планирование экономического развития ООО «Жилье» ………………………………………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………27
Введение
Планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями роль внутрифирменного планирования возрастает.
Основные факторы, обуславливающие необходимость экономического внутрифирменного планирования:
Планирование – первый и наиболее значимый элемент менеджмента. Основной целью планирования является определение оптимальной серии производимой и реализуемой продукции.
Планирование – это предвидение неожиданностей. По средствам планирования происходит координация деятельности на предприятии по срокам, исполнителям, источникам финансирования; получения информации о ресурсах; контроль в организации: сравнение плановых показателей с фактическими; определение видов деятельности и товаров, источники финансирования, технологических ресурсов.
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Не маловажное значение имеет прогноз экономического развития предприятия, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. В настоящее время экономическое прогнозирование является одним из решающих факторов формирования стратегии и тактики развития предприятия.
Экономическое предвидение основных направлений развития организации предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Особую роль в современном менеджменте играет прогнозирование как предвидение результатов развития хозяйственной структуры и перспективное планирование в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.
Органической частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития хозяйственной структуры, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вся как плановая, так и практическая работа в организации связана с необходимостью прогнозирования.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Жилье», осуществляющее строительство многоквартирных и частных домов. Предметом исследования являются аспекты организации менеджмента в обществе по вопросам планирования и прогнозирования.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании основных принципов и направлений совершенствования менеджмента при планировании и прогнозировании в организации.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- определение сущности, принципов и методов прогнозирования и планирования;
- характеристика этапов,
алгоритмов и стадий
- определение производственной
программы и процесса
- характеристика оптимального
прогнозирования и
Методологическую базу данного исследования составляют: метод материалистической диалектики; метод анализа; метод синтеза; методы индукции и дедукции; статистический метод.
1.Сущность, принципы и методы прогнозирования и планирования
1.1.Сущность и место прогнозирования в планировании
Планирование и прогнозирование в общем смысле заключается в систематическом поиске возможных вариантов действий и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.
Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.
Прогнозирование как любая
хозяйственная деятельность осуществляется
на основе упорядоченных правил и
концентрируется на решении целевых
задач, вытекающих из цели предпринимательства.
На основе предпринимательской инициативы
и с учетом реальных условий деятельности
предприятия определяется вероятный
сектор рынка, в котором организация
в состоянии конкурировать и развиваться.
Предпринимательская целевая установка
принимается в качестве первой ступени
предплановых прогнозных исследований.
Прогнозные исследования необходимы,
чтобы убедиться, насколько реальны и
благоприятны для предприятия поставленные
им цели. Разумеется, что и в процессе определения
целей, особенно долгосрочных, параллельно
используются приемы и средства прогнозирования.
Но имеются и различия. При выборе целей
и определении степени их достижения существенную
роль играют субъективные факторы, в то
время как прогноз опирается на объективные
процессы и явления. В прогнозных исследованиях
наклонности, интересы и профессия владельцев
предприятий могут лишь учитываться.2
Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно - технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвиденья объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах.3
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей,
приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно
реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является
конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.
План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению поставленных задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
При планировании следует
четко определить:
- объект планирования (что планируется);
- субъект планирования (кто планирует);
- период планирования (на
какой срок);
- средства планирования (например, компьютерное
обеспечение);
- методику планирования (как планировать);
- согласование планов (каких, с кем и на
каких условиях).
Планирование можно
- по степени охвата (общее и частичное);
- содержанию в аспекте предпринимательской
деятельности (стратегическое - поиск
новых возможностей и продуктов, тактическое
- предпосылки для известных возможностей
и продуктов, оперативное - реализация
данной возможности);
- предмету (объекту) планирования (целевое,
средств - потенциал, оборудование, материалы,
финансы, информация; программное, действий);
- сферам функционирования (производство,
маркетинг, финансы);
- охвату (глобальное, контурное, макровеличин,
детальное);
- срокам (кратко- , средне- , долгосрочное);
- жесткое и гибкое.4
Прогнозирование предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Планирование основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете всех критических аспектов будущего.
В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать следующие:
- прогнозирование
- объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хозяйственной системы и внешней среды;
- прогнозирование в большей
степени ориентировано на
- прогнозирование носит информационный, консультативный характер, принятие решения необязательно, в то время когда планирование носит директивный характер;
- при прогнозировании используются более общие расчеты.
Таким образом, прогнозирование по своему составу шире планирования, поскольку включает не только показатели деятельности хозяйствующего субъекта, но и в большей степени учитывает изменяющиеся параметры внешней среды.
В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие формы прогнозирования:
1. Гипотеза. Характеризует
научное предвидение, исходя
2. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.
Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления.
В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача.
Прежде чем приступить к процессу планирования, как правило, проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта, разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-то пределах, с тем чтобы предложить для дальнейшего выбора один из них или несколько наиболее обоснованных. Данные функции обычно реализуются через прогноз.
Информация о работе Совершенствование менеджмента при планировании и прогнозировании в организации