Совершенствование менеджмента при планировании и прогнозировании в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании основных принципов и направлений совершенствования менеджмента при планировании и прогнозировании в организации.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- определение сущности, принципов и методов прогнозирования и планирования;
- характеристика этапов, алгоритмов и стадий прогнозирования;
- определение производственной программы и процесса планирования;
- характеристика оптимального прогнозирования и планирования экономического развития ООО «Жилье».

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3 1.Сущность, принципы и методы прогнозирования и планирования …….5
1.1 Сущность и место прогнозирования в планировании…………………..5
1.2 Принципы и методы планирования в организации ……………..……..11
1.3 Принципы и методы прогнозирования на уровне фирмы …………….15
2.Прогнозирование и планирование в организации ……………………….17
2.1 Этапы, алгоритм и стадии прогнозирования ……….………………….17
2.2 Производственная программа и процесс планирования ……………….20
2.3 Оптимальное прогнозирование и планирование экономического развития ООО «Жилье» ………………………………………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование в организации на примере ООО Жилье.docx

— 78.87 Кб (Скачать)

Наряду с категориями "прогноз" и "план" широкое  распространение имеют и ряд других: мероприятие, программа, концепция. Имея общую экономическую природу, каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же время сохраняя и свою самостоятельность.5

Мероприятие - намеченная к  реализации конкретная мера воздействия  для решения поставленной задачи. Как правило, носит локальный характер и выступает в качестве составной части прогноза, плана или аналогичных им экономических категорий. В то же время иногда употребляется и в более широком самостоятельном смысле (внедрение в масштабах предприятия, отрасли и нового хозяйственного механизма и др.).

Программа - документ, представляющий собой увязанный по ресурсам,

исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических  и других заданий и мероприятий, направленных на решение определенной проблемы. Чаще всего программы являются составной частью прогноза или плана и призваны выделить приоритетные проблемы развития народного хозяйства (обеспечение населения важнейшими видами продуктов, развитие отдельных видов транспорта, промышленного производства и др.). Иногда программы имеют и самостоятельное значение. Например, когда требуется разрешение каких-либо особо важных общенациональных задач (обеспечение энергосбережения, совершенствование структуры экономики, повышение уровня конкурентоспособности продукции и др.). Такие программы по сути выступают как аналоги прогнозов или планов.

Концепция - руководящая  идея, общий замысел, т.е. основной путь следования для достижения поставленной цели в прогнозе, плане или программе.

Мероприятия, программы, концепции, прогнозы, планы действуют на всех иерархических уровнях управления, т.е. применительно к отдельным субъектам хозяйствования (малым и большим предприятиям, организациям), отраслям, регионам, государствам и группам государств. С учетом наличия существенных различий между ними в объемах и характере деятельности производится их деление на микро- и макроуровни. Как правило, индивидуальные субъекты хозяйствования, предприятия, организации, объединения относят к микроуровню, отрасли и регионы - к мезоуровню, экономику в целом - к макроуровню.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в развитие предприятия.

Важными задачами, которые  обычно ставятся перед исполнителями  при

прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции,

программы, мероприятия, являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики предприятия, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в различных масштабах.

Таким образом, в  задачу прогнозирования входят: выявление  и исследование потребностей всех экономических  объектов и субъектов, с последующим  их отражением в системах прогнозов  различного уровня и детализацией.

В настоящее время в  характеризуемой организации стоит проблема обеспечения более быстрого роста дохода по сравнению с капитальными вложениями. Для этого требуются следующие мероприятия:

- повышение эффективности функционирования предприятия строительного комплекса;

- сконцентрировать ограниченные финансовые и материальные ресурсы на важнейших направлениях и пусковых объектах;    

- качественно усовершенствовать материально-вещественную составляющую основного капитала;

- реконструировать предприятие на научно-технической основе;

- усовершенствовать кадровую составляющую предприятия;

- сократить объемы незавершенного строительства.

В процессе прогнозирования  экономического развития необходимо оптимально учитывать действие целого комплекса  противоречивых факторов, обусловленных  требованиями решения текущих и  перспективных задач экономического развития. На сегодняшний день в  плане прогнозирования организации актуален выбор такого варианта развития, который позволил бы преодолеть общую негативную тенденцию развития в сторону интенсификации, улучшения качественных показателей функционирования экономики общества, таких, как повышение эффективности использования всех видов ресурсов, ускорение темпов строительства, разработка политики, способствующей привлечению новых инвесторов.

На примере ООО «Жилье» можно выявить следующие диспропорции, которые отрицательно влияют на развитие экономики:

- несоответствие между объемом и структурой капитальных вложений и требованиями обеспечения нормального воспроизводства основного капитала;

- несбалансированность структуры и объема основного капитала и трудовых ресурсов;

- неоправданно высокие цены на готовые объекты строительства;

- несбалансированность платежного оборота, платежных средств и потребности в них организации.

Перечисленные и другие показатели несбалансированности различных сторон функционирования общества обусловлены как объективными факторами, так и факторами субъективного плана, которые проявляются в отсутствии и слабом развитии системы прогнозирования экономики организации, в недостаточно взвешенном подходе к решению целого ряда комплексных проблем, которые должен решать менеджмент.

Таким образом, экономическое  прогнозирование – это получение  информации о состоянии экономических  показателей анализируемого объекта  по средством системы методов. При этом под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

 

 

1.2 Принципы и методы  планирования в организации

 

Важнейшим составным элементом  методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Принципами планирования являются:

- полнота (необходимость  учитывать все возможные варианты); 
- детализация (глубина ее определяется целью планирования); 
- точность; 
- простота и ясность; 
- непрерывность;

- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных  альтернатив, отсрочка деталей  планирования до выяснения обстановки, вариантность); 
- экономичность.

В своей управленческой концепции  французский основатель административной (классической) школы управления,  теоретик и практик менеджмента Анри Файоль определил пять основных принципов планирования. К ним отнесены:

  1. Планирование. Должно носить системный характер, т.е. целое делится на взаимосвязанные и взаимозависимые части. При этом результат каждой части является исходным моментом последующей части, что касается процесса планирования.
  2. Организация. Организация менеджмента должна быть направлена на постоянное планирование в рамках установленного цикла;
  3. Мотивация. Необходима мотивировать работников организации на четкое выполнение плана.
  4. Контроль. Планы должны быть конкретизированы и детализированы для точного выполнения в той степени, в которой позволяют внутренние и внешние условия.
  5. Координация. Предполагает увязку планов каждого подразделения организации, а всякие изменения в планах одного из подразделений требуют внесения изменений в планы других. 6

Так же к принципам планирования можно отнести принцип комплектности, поскольку план должен быть комплексным и должен отражать все стороны деятельности предприятия.

К методам планирования относят:

- программно-целевой -  метод,  при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Они представляют собой применение системного подхода и основаны на формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели более дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Целевой метод использует аппарат теории графов. Его особенностью является построение двух графов — дерева целей и дерева ресурсов. В результате расчетов по ним с помощью ЭВМ выявляются ключевые программы, на которые нужно направлять наибольшие силы и средства. Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию программы при фиксированных конечных показателях и т. д.) с помощью специальных приемов. 7

- балансовый метод служит средством координации и увязки материально-вещественных и стоимостных пропорций экономики организации для сбалансированного хозяйственного развития. С помощью балансов рост доходов организации балансируется с ростом производства потребительских товаров, с объёмом товарооборота.8

- нормативный метод основан на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов норм и нормативов. Нормы — это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции. Различают нормы технико-экономические, финансовые, социально-экономические, экологические и т.д. Нормативы — это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т.д.). 9

- расчётно-аналитический метод - расчет объемов затрат и потребностей в ресурсах,  проводится путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде и содержит в себе данные за предплановый период, динамику отчетных данных,  перспективы развития и расчет планового показателя.

- графический метод -  совокупность способов условного (графического) изображения какого-либо организационного или управленческого явления на производстве. В управлении производством используются графики иллюстративно-информационные, оперативные, аналитические и расчётные. Иллюстративно-информационные содержат строго подобранные и предварительно проанализированные данные, отражающие фактическое состояние управляемых процессов; оперативные графики служат для быстрого принятия решений и содержат для этого всю сумму информации на определенный момент; аналитические графики содержат сведения, полученные после логической и математической обработки данных; расчётные графики несут информацию, позволяющую получать функцию, зависящую от большого числа переменных.10

- экономико-математический метод. При планировании необходимо рассчитать и взаимно увязать громадное количество показателей, характеризующих разные стороны и моменты развивающегося предприятия. Сложная взаимосвязь экономических процессов требует для обеспечения реальности намечаемых планов использования в расчетах новейших математических методов, далеко выходящих за рамки четырех действий арифметики. Поэтому сейчас в теории и практике планирования происходит очень интенсивная разработка экономико-математических методов для решения различных экономических задач в организации. Как правило, эти методы позволяют предвидеть последствия принимаемых плановых решений и благодаря этому значительно повышают эффективность ведения хозяйства. К числу основных экономико-математических методов экспериментально апробированных и используемых в хозяйственной практике, относятся технико-экономические расчеты для предприятий и их отдельных подразделений. Методы наилучшего (оптимального) распределения производства продукции по различным видам взаимозаменяемого оборудования; способы рационального календарного распределения производственной программы предприятия методами линейного программирования; методы определения рациональной структуры оборудования; и др. Как правило, применение этих методов обеспечивает повышение эффективности использования ресурсов (сырья, оборудования, рабочей силы) на 5—20%. 11

Говоря о планировании необходимо обратить внимание на то, что  возможности планирования в организации ограничены рядом объективных и субъективных факторов.  Основным фактором,  определяющим пределы планирования –  это неопределённость рыночной среды,  которая обусловлена изменениями внешней среды. Планирование – это инструмент преодоления неопределённости путём:

- вертикальной    интеграцией  (слияние или поглощение фирм  – поставщиков или /и предприятий-потребителей);

- контроля над спросом  (монопольное влияние на рынке,  маркетинговая деятельность,  т.  е.  не грубое давление на  рынок,  а приспособление предприятия к потребительским нуждам);

- контрактные отношения  (переналаженные поточные линии  и гибкие модули позволяют удовлетворить индивидуальные заказы);

- построение предпринимательских  сетей,  освоенных на морально-этических  нормах.

При осуществлении планирования выделяют горизонты планирования:

- долгосрочное (от 5 и более лет);

- среднесрочное (до 5 лет);

- краткосрочное (1-2 года), но чаще это годовой план.

Информация о работе Совершенствование менеджмента при планировании и прогнозировании в организации