Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:40, курсовая работа
Применение содержательных теорий мотиваций на ОАО "СОГАЗ". Важной стратегической задачей Страховой Группы «СОГАЗ» является развитие деятельности по перестрахованию. К 2012 году СОГАЗ планирует выйти в лидеры российского перестраховочного рынка, для чего активно расширяет сотрудничество с другими российскими и зарубежными страховщиками, а также реализует политику поступательной интеграции в международный рынок перестрахования.
1.Теоретическая часть
1.1 Понятие и сущность процесса мотивации
1.2 Характеристики содержательных теорий: А. Маслоу, Ф. Гельцберга,
Д. Мак Килланда, К. Альдерфера.
1.3 Возможности использования содержательных теорий на современном
предприятии.
2. Практическая часть
2.1 Анализ производственно – хозяйственной деятельности страховой
группы ОАО «СОГАЗ»
Астраханский
государственный технический университет.
Кафедра
«ПМ» и «ОН»
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
МСОТИВАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ»
Выполнила:
Студентка группы ДФР-41
Зудова Елена
Проверила:
Тараскина
Ю.В
Астрахань
2011 г.
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Понятие и сущность процесса мотивации
1.2 Характеристики содержательных теорий: А. Маслоу, Ф. Гельцберга,
Д. Мак Килланда, К. Альдерфера.
1.3 Возможности использования содержательных теорий на современном
предприятии.
2. Практическая часть
2.1 Анализ производственно – хозяйственной деятельности страховой
группы ОАО «СОГАЗ»
2.2 Применение содержательных теорий мотивации в практике страховой
группы ОАО «СОГАЗ»
Выводы и предложения
Список используемой литературы
1.Теоретическая часть
1.1 Понятие и сущность процесса мотивации
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мыщление людей.
Потребность мотивирует, если ее удовлетворение падает ниже приемлемого уровня, и тогда возможность его повышения значительно увеличивает эффективность труда. В то же время удовлетворенная потребность такую функцию утрачивает.
Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку
одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.
Выделяют следующие основные типы мотивов:
1) мотив
как внутренне осознанная
2) мотив как неосознанная потребность (желание);
3) мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;
4) мотив
как намерение, побуждающее
5) мотив
как комплекс перечисленных
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и проч.
Выделяют следующие типы мотивированности:
1) трудовой (ориентация на заработок);
Мотивация трудом, как важнейший элемент системы общественных ценностей, формируется частично до начала профессиональной деятельности путем усвоения соответствующих морально-этических норм, а частично - в результате личного участия в ней. В то же время это может иметь место только тогда, когда труд является основным источником получения блага. Если таковым служат статусные различия, принадлежность к привилегированной социальной группе и т. д., формируются иные мотивы
поведения людей.
Реальная производственная среда часто приводит к трансформации трудовых ценностей, снижению их роли, когда работники предпочитают меньше работать и меньше получать. Причиной этого часто служат высокая интенсивность и плохая организация труда, неблагоприятные социально-гигиенические условия его осуществления, общественные установки.
2) профессиональный (заинтересованность в содержательнойработе, овладении ее навыками, самовыражении);
3) властный (приобретение высокой должности);
4) идейный (готовность трудиться ради общего блага);
5) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения
богатства);
6) творческий (поиск нового);,
7) коллективистский, ставящий во главу угла работу в команде (характерен для восточных культур);
8) люмпенизированный (упор на уравнительность).
Исследования, например, показали, что при условии обладания достаточными средствами 20 % людей не желают работать ни при каких обстоятельствах. Из остальных 36 % готовы работать в случае интересной работы, 36 % - чтобы избежать скуки и одиночества, 14 % - из-за боязни потерять себя, 9 % - потому, что работа приносит радость.
Лишь 12 %людей в качестве основного мотива деятельности имеют исключительно деньги, в то время как до 45 % предпочитают им славу, 35 %
- удовлетворенность содержанием работы, а около 15 % - власть.
Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие желательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий.
Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей
к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов:
механизма
внешнего целенаправленного стимулирующе
В целом мотивировать людей можно, используя внутреннее побуждение; внешнее побуждение; внешнее принуждение. С учетом этого можно говорить о нескольких стратегиях мотивации людей:
1) стратегии, основанной, с одной стороны, на внутреннем побуждении (предрасположенности, желании) к определенным действиям, а с другой — на внешнем побуждении и принуждении. Она характерна, например, для Германии и современной России;
2) стратегии,
основанной на внешних
3) стратегии,
основанной исключительно на
принуждении (внешний
4) стратегии, основанной исключительно на внутреннем и внешнем побуждении, использующей положительный механизм мотивации. Такая стратегия характерна для фирм Японии;
5) стратегии,
основанной на внутреннем
применялся внутренний положительный и внешний отрицательный мотивационный механизм. Это было свойственно экономике СССР.
При создании мотивационного механизма необходимо учитывать тип человека (примитивный, экономический, социальный, духовный и проч.).
Принципами построения мотивационного механизма считаются:
• увязка со структурой и степенью значимости целей деятельности;
• простота, понятность, справедливость;
• наличие
необходимых условий
• возможность корректировки;
• направленность как на поддержку создания нового, так и на его принятие;
• рациональность,
взаимосвязанность элементов
Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает;
1) притязания — желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то скорее всего потребности не превращаются в мотивы;
2) ожидания — оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Ожидания и притязания нужно тщательно учитывать, чтобы они не стали демотивирующим фактором;
3) установки — психологическая предрасположенность, готовность человека
к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;
На основе установок люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Подобрав человека с заданным уровнем внутренних установок, можно добиться желаемого поведения.
4) оценки — характеристики степени возможного достижения результата или
удовлетворения потребностей;
5) стимулы (лат. stimulus — заостренная палка, которой в Древнем Риме погоняли животных) — блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.
Действие механизма мотивациивыглядит примерно следующим образом:
1) возникновение потребностей;
2) восприятие импульсов, идущих от них;
3) анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов (последние могут при этом отвергаться или приниматься);
4) актуализация (включение) мотивов;
Этот процесс может происходить либо автоматически, на основе установки, либо путем рациональной оценки (сознательный анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с потребностями личности, ее ценностями, необходимыми затратами, ситуацией, возможностями, перспективами и проч.). В результате происходят отбор и актуализация части мотивов, а остальные консервируются или отторгаются.
5) формирование
определенного состояния
обусловливающего нужную интенсивность ее действий (степень мотивированности определяется актуальностью той или иной потребности, возможностью ее реализации, эмоциональным сопровождением, силой мотива);
6) определение
и осуществление конкретных
Стимулирование (стимулирующее воздействие) представляет собой процесс
применения стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения.
Люди
сознательно оценивают
Поскольку стимулы воздействуют на поведение человека, они являются предметом манипуляции со стороны.
Стимулирование выполняет следующие основные функции:
• экономическую — способствует повышению эффективности производства;
• нравственную — создает необходимый морально-психологический климат;