Содержательные теории мотивации и их сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы заключается в следующем - дать сравнительную характеристику содержательных теорий мотивации, с учетом знаний полученных ранее и концепций разработанных в наши дни.
Объектом изучения является понятие мотивации, ее сущность и характеристики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………2
1. Понятие мотивации…………………………………………………4
1.1Сущность содержательных теорий мотивации…………………...9
2. Характеристика содержательных теорий мотивации………12
2.1 Теория Абрахама Маслоу………………………………………..12
2.2 Теория Фредерика Герцберга…………………………………….14
2.3 Теория Дугласа Мак-Грегора…………………………………….17
2.4 Теория Клейтона Альдерфера……………………………………21
2.5 Теория Девида Мак Клелланда…………………………………..23
3. Использование теорий в практике российских предприятий………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………….34

Файлы: 1 файл

курсач юра.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

Первая Спортивная Бизнес-Олимпиада - мероприятие, аналогов которому в России до сих пор нет. В нем принимают участие не только крупнейшие российские корпорации, компании, имеющие международный статус, но и малые предприятия.

Спортивная Бизнес-Олимпиада проходит на крупнейших спортивных площадках Москвы. Проводятся турниры по теннису, мини-футболу, мини-гольфу, баскетболу, волейболу, боулингу, бильярду, пейнтболу, дартсу, плаванию, легкой атлетике.

Можно видеть, что лучшие компании идут на серьезные затраты ради создания условий, способствующих максимально полному удовлетворению базовых потребностей их сотрудников. Это окупается не только сокращением расходов на медицинское обслуживание; растет удовлетворенность работников своим трудом и их приверженность компании. В итоге организация получает дополнительные выгоды в виде роста производственных показателей своего персонала[19].

Рассмотрим ещё один вид потребностей – потребность в безопасности. Люди с высокой потребностью в безопасности проявляют особую обеспокоенность по поводу надежности работы и гарантии доходов, стремятся найти работу с безопасными условиями труда. Наиболее привлекательными факторами для них могут оказаться пожизненный найм, гарантированная зарплата и социальные льготы (медицинское страхование, пенсионные программы и т.п.). Примером пенсионной программы может служить программа, разработанная ОАО «ГМК Норильский никель»[20]. Проблема, связанная с пенсионерами, вытекает из большого разрыва между размером пенсии, которую получает северный пенсионер, и его заработной платой. Усилия компании направлены на максимальное сглаживание этой проблемы собственными средствами. Введены так называемые солидарные корпоративные пенсии, целый ряд пенсионных программ, а также накопительная система, в которой участвуют работники своими средствами. Пенсионные программы содействуют переезду пенсионеров на постоянное место жительства в климатически более благоприятные регионы России, обеспечивают поддержание достойного уровня их жизни на «материке» и одновременно позволяют предоставлять рабочие места норильской молодежи. Программа «Шесть пенсий» нацелена на создание условий для выезда пенсионеров из Норильского промышленного района на постоянное место жительства в климатически благоприятные районы России. Программа реализуется с марта 1999 года и предусматривает выплату ежемесячной материальной помощи увольняющимся на пенсию работникам в течение двух лет после выхода на пенсию и переезда на «материк» в размере, равном шести государственным пенсиям. Программа «Пожизненная профессиональная пенсия» реализуется с середины 2001 года и предусматривает выплату пожизненной корпоративной пенсии, равной двум государственным пенсиям. Программа «Солидарная корпоративная пенсия» введена в действие в декабре 2002 года и так же предусматривает выплату дополнительной пожизненной корпоративной пенсии работникам компании в связи с уходом на пенсию и выездом на «материк». По этой программе в формировании пенсионных накоплений солидарно участвуют работник и компания. Пенсионные программы начинают действовать при условии переезда пенсионера и его семьи на «материк». Большинство программ, разработанных в рамках социального партнерства, находят своё отражение в содержательных теориях мотивации.

ОАО «ГМК норильский никель» - не единственная компания, использующая содержательные теории мотивации на практике, однако её действия являются наиболее показательными.

Использование содержательных теорий мотивации в управлении предприятиями является необходимым условием успешного функционирования компании. Они внесли исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов организаций стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.


                                        Заключение

 

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Эволюция применения различных методов мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека.

Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория X и Y МакГрегора, теория ERG Альдерфера, теория двух групп факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

Сказанное позволяет уточнить понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности,

с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.

В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда, в общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Поэтому руководители, которые хотят добиться эффективной деятельности своих подчиненных, не должны забывать о наличии стимулов для работников.


Список использованной литературы

 

1.             Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003

2.             Видяпин В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия Т.2- М.: Инфра-М, 2002

3.             Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.:Экономистъ, 2003

4.             Двухфакторная теория Ф. Герцберга (Мотивационно-гигиеническая): Электронный ресурс // http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/dvuxfaktornaya-teoriya-f-gercberga-motivacionno-gigienicheskaya.html

5.             Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2002 // http://biglibrary.ru/category38/book115/part3

6.             Магура М., Курбатова М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. – 2007

7.             Магура М., Курбатова М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007

8.             Менеджмет: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php

9.             Менеджмет: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php

10.        Официальный сайт ОАО «ГМК Норильский Никель» http://www.nornik.ru/

11.        Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2005

12.        Столяренко А.М. Психология менеджмента. - М: ЮНИТИ, 2005

13.        Чуйкин А.М. Основы менеджмента. – Калиниград, 1996 // http://www.i-u.ru/biblio/archive/mekson_osnovi/12.aspx

14.        Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.:ГроссМедиа, 2005

15.        Шелдрейк Д. Теория менеджмента: от тейлоризма к японизации. – Спб: Питер, 2001 // http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm

16. Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2006.

17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – М.: Гардарика, 199.

18. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». Учебник – М.: Гардарика, 1998.

19. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М.: Академический проект, 2005.

20. Гавриленко В.М. Менеджмент. Конспект лекций в схемах. – М.: ПРИОР, 2003.

21. Глухов В.В. Основы менеджмента: учебно-справочное пособие/ СПбГТУ. – Спб «Спецлитература», 1995.

22. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2003.

23. Гэлэгер Р. Душа организации: Как создать успешную корпоративную культуру. – М.: Добрая книга, 2006.

24. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: Академия, 2004.

25.Душков Б.А.,СмирновБ.А. Королв А.В. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности: словарь: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Б.А. Душкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – (Gaudeamus). – М.: Академический проект, 2005.

35

 



[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

[2] http://vestnik.kazntu.kz/?q=ru/node/319

[3] Менеджмет: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php

[4] Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2002 // http://biglibrary.ru/category38/book115/part3

[5] Видяпин В.И. Бакалвр экономики.Хрестоматия Т.2- М.: Инфра-М, 2002, С.192

[6] Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003, С.123

[7] Шелдрейк Д. Теория менеджмента: от тейлоризма к японизации. – Спб: Питер, 2001 // http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm

[8] Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С.70

[9] Магура М., Курбатова М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С. 103

[10] Магура М., Курбатова М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С. 107

[11] Двухфакторная теория Ф. Герцберга (Мотивационно-гигиеническая): Электронный ресурс // http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/dvuxfaktornaya-teoriya-f-gercberga-motivacionno-gigienicheskaya.html

[12] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2005 – с.184

[13] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2005 – с.185

[14] Магура М., Курбатова М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С.97

[15] Менеджмет: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php

[16] Столяренко А.М. Психология менеджмента. - М: ЮНИТИ, 2005, С.371

[17]Чуйкин А.М. Основы менеджмента. – Калиниград, 1996  //  http://www.i-u.ru/biblio/archive/mekson_osnovi/12.aspx

[18]  Магура М., Курбатова М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. – 2007

[19] Магура М., Курбатова М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. – 2007

[20] Официальный сайт ОАО «ГМК Норильский Никель» http://www.nornik.ru/


Информация о работе Содержательные теории мотивации и их сравнительный анализ