Социально-психологические методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования – рассмотреть Социально-психологические методы управления и особенности их реализации в внутрифирменном уровне.
На основании поставленной цели рассмотрим следующие задачи:
Определить методы управления персоналом;
Изучить социально-психологический метод управления персоналом;
Рассмотреть зарубежный опыт управления персоналом
Охарактеризовать ПО «Пищекомбинат» Дубовского РПС;

Файлы: 1 файл

социально-психологические методы управления персоналом 3.docx

— 428.72 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В процессе управления персоналом на предприятии существует постоянная необходимость целенаправленного воздействия руководителей на трудовой коллектив или на отдельных работников с целью достижения необходимых результатов. В теории управления персоналом имеется целый арсенал методов, с помощью которых обеспечивается мотивированная деятельность персонала. Под методами управления обычно понимается совокупность принципов, способов, приемов и действий, способствующих осуществлению основных функций менеджмента на производстве. В широком понимании всякий метод — это путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения существующей действительности. В управлении персоналом, социально-психологические методы занимают особое место и представляет собой совокупность социально-экономических стимулов и психолого-педагогических способов воздействия на сотрудника, обеспечивающих достижение высоких личных целей и производственных задач при сохранении высокого уровня качества и продуктивности труда.

На многих зарубежных фирмах методы управления персоналом представляют собой «кодекс методов организации и такого обращения с людьми на работе, в результате которого наиболее полно достигалась бы реализация внутренних способностей каждого из них в отдельности и тем самым максимальная эффективность их самих и их группы.

Как учат высший управленческий персонал американских фирм, управление кадрами представляет собой искусство набора, подготовки и сохранения квалифицированной рабочей силы таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности и экономии при выполнении функций и достижении основных целей организации. В обязанности американских менеджеров, занимающихся управлением персоналом, входит выполнение следующих профессиональных функций:

  •  поддерживать программы, которые будут стимулировать повышение эффективности рабочей силы;

  •  помогать как руководству, так и работающим в развитии потенциальных возможностей каждого работника и назначении его на работу, для выполнения которой он лучше всего подходит;

  •  способствовать работающим лучше понять цели, политику и программу предприятия и предоставлять им эффективные средства для того, чтобы они могли участвовать в управлении компанией;

  •  быть искренним и прямым с руководством в отношении его ответственности перед работниками, а с персоналом — в отношении работы и услуг, оказываемых организации;

  •  искать оптимальные способы решения проблем, возникающих в сфере взаимоотношений между работниками и руководством и носящих личный характер;

  •  обращаться конфиденциально с информацией, полученной доверительно.

Выполнение профессиональных функций менеджеров по управлению персоналом на производстве предполагает использование различных методов.

Степень изученности и теоретическая основа. В ходе исследования были использованы материалы посвященные управлению персоналом и в частности социально психологическим таких авторов как А. Я. Кибанова1, Ю. Ю. Елсуковой2, Е. Ю. Мелихова3, М. И. Бухалкова4, В. М. Масловой5, А. М. Столяренко6 и т.д.

Объект исследования – управления персоналом в ПО «Пищекомбинат» Дубовского РПС.

Предмет исследования – социально-психологические методы.

Цель курсового исследования – рассмотреть Социально-психологические методы управления и особенности их реализации в внутрифирменном уровне.

На основании поставленной цели рассмотрим следующие задачи:

  1. Определить методы управления персоналом;
  2. Изучить социально-психологический метод управления персоналом;
  3. Рассмотреть зарубежный опыт управления персоналом
  4. Охарактеризовать ПО «Пищекомбинат» Дубовского РПС;
  5. Проанализировать управление персоналом в ПО «Пищекомбинат» Дубовского РПС;
  6. Выявить какова реализация социально-экономических методов управления персоналом в ПО «Пищекомбинат» Дубовского РПС;
  7. Предложить рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Диапазон».

Методы исследования – аналитический, сравнительный, сопоставительный. Экономический.

Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

ГЛАВА 1. МОТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1.1. Характеристика методов управления персоналом

Есть несколько способов воздействия на коллектив и некоторых сотрудников с целью координации их производственной деятельности это разнообразные методы системы управления сотрудников. Данные методы делятся на три группы — это административные (организационные), экономические и социально-психологические (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Методы управления персоналом

Административные методы основываются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута»7.

Административные методы сориентированы на такие мотивы поведения, как на необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление гражданина трудиться в данной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.8.

К числу административных методов управления могут быть отнесены нормативно-правовые и организационно распорядительные. Нормативно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств законодательного, нормативно-правового и административно-управленческого воздействия на социально-правовые отношения персонала на производстве. Организационно-распорядительные методы управления включают в себя различные формы распорядительства, подготовку и принятие управленческих решений в виде письменных или устных приказов и распоряжений, а также контроль за их выполнением в процессе производства.

Распорядительное воздействие выражено в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью устанавливается единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением распоряжений, приказов и указаний9.

Основными формами применения административных методов управления сотрудниками на предприятиях служат следующие10:

  • формирование и совершенствование организационной структуры управления сотрудниками и предприятием, которые в наибольшей степени соответствуют характеру данного производства, его целям, задачам и миссии;
  • регламент и оптимизация данной трудовой деятельности всех категорий сотрудников на основе соблюдения действующих федеральных законов, нормативных и правовых документов, методических положений и управленческих рекомендаций;
  • организация и разделение труда управленческих и производственных сотрудников, которые включают линейные и функциональные разделения труда, размещение и обслуживание мест работы, проектирование технологии выполнения производственных процессов;
  • кадровое обеспечение системы управления сотрудников, подбор и расстановка работающих в соответствии с профессиональными, деловыми и личными качествами, а также аттестация, переподготовка и подготовка сотрудников с учетом наращивания рыночных процессов;
  • информационно обеспечивая системы управления, отбор нужных показателей и критериев социально-экономической деятельности предприятия, его разных подразделений и основных категорий сотрудников;
  • техническое обеспечение системы управления сотрудниками современными средствами и системами компьютерной техники;
  • производственный инструктаж сотрудников, в том числе вводный, текущий и заключительный, по вопросам выполнения работы, в организации рабочего места, соблюдения всех правил безопасности, дисциплины труда и трудового распорядка дня на предприятии;
  • планирование и обеспечение развития социального партнерства и трудового потенциала отдельных сотрудников, производственных подразделений и функциональных служб, всей организации.

Экономические и социально-психологические методы носят несколько косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитать, что они будут автоматически действовать в организации, также трудно определить силу их воздействия на самый конечный эффект

Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника», также основаны на взаимодействии личных, групповых и корпоративных мотивов и интересов работников и их прямой зависимости от общих производственных результатов11.

Стимулирование труда — это экономическая категория отношений между работодателем или организацией и сотрудниками по поводу распределения материальных благ или стимулов труда, которые предоставляются им за их личный трудовой вклад в общие результаты организации. Материальными мотивами служат общий доход (прибыль), натуральные выплаты, заработная плата, социальные доплаты и другие денежные средства. При использовании экономических методов хозяйствования управленцы учитывают их основную особенность: действие этих методов, в отличие от административных, проявляется не сразу, а через определенный промежуток времени, равный периоду производства и продажи продукции на рынке, поэтому на практике следует применять как экономические, так и административные методы управления сотрудниками12.

Итак, управление персоналом содержит три метода – это административный, экономический и социально-психологический. Рассмотрим социально-психологический метод наиболее детально.

1.2. Социально-психологический метод  управления персоналом

На предприятии выбор методов управления персоналом определяется множеством производственных условий и неоднородностью человеческого фактора. Вместе с тем существует общий подход к эффективному управлению персоналом на всех предприятиях, который состоит в том, чтобы объединить на производстве все методы управления в единую систему и в зависимости от конкретных условий широко применять ситуационный подход к использованию тех или иных преимущественных методов воздействия менеджеров на персонал13.

В повседневной практической деятельности методы управления взаимозависимы и взаимосвязаны со стилем управления. Стиль управления характеризуется как общими признаками, свойственными всем руководителям и обязательными для них в соответствии с требованиями основных принципов управления, так и специфическими, личными характеристиками, присущими только конкретному руководителю.

Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения»14.

Социально-психологические методы управления персоналом — способы воздействия на сам объект управления, которые основаны на всеобщем использовании социально-психологических направлений и факторов на само управление социально-психологическими отношениями, которые складываются в коллективе. Включают следующую совокупность способов воздействия: формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик человека, способностей, черт характера, темперамента, что создает наиболее благоприятные условия для их совместной деятельности; введение системы социального регулирования, которая может предположить использование договоров, установление порядка распределения благ, обязательств, очередности их получения; социальное стимулирование — создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо наиболее важной работы или вообще в достижении конкретных целей, результатов.

Социологические методы позволят установить место и назначение персонала в коллективе, выделить лидеров и обеспечить им поддержку, связывая мотивацию людей с конечным результатом производства, обеспечивая эффективные коммуникации и разрешение межличностных конфликтов в коллективе. Социологические методы исследования составляют самый надежный инструментарий в работе с персоналом, они могут предоставить необходимые данные для подбора, оценки, обучения, расстановки, развития сотрудника и даст возможность принимать обоснованные кадровые решения. При анкетировании можно собрать не только необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервью также идеальный вариант беседы с руководством. Социометрический метод необходим при анализе взаимоотношений между персоналом, когда путем построения матрицы выявляется лидера в коллективе. Метод наблюдения позволит выявить качества персонала, которые могут быть обнаружены лишь в неформальной обстановке или при чрезвычайных ситуациях. Собеседование является самым распространенным методом при приеме на работу, деловых переговорах, воспитательных мероприятиях15.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с сотрудниками, так как направлены на конкретную личность работника, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, для того чтобы направить внутренний потенциал сотрудника на решение наиболее конкретных задач предприятия.

Применение методов управления персоналом зависит от устоявшихся норм и ценностей трудового коллектива, а также от целей организации (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Взаимосвязь методов управления персоналом в организации

Социальные методы управления обеспечивают установление высоких моральных норм трудового поведения персонала, создание и поддержание в рабочих группах нормального психологического климата, развитие социального партнерства как, с одной стороны, между всеми работниками, так и, с другой стороны, между работодателем и персоналом. Данные методы предполагают широкое использование не только достижений экономической науки, но и рекомендаций психологов, педагогов и социологов.

Как заметил Г.А. Кулагин, «стиль руководства зависит от врожденного темперамента, от свойств характера, от индивидуальных особенностей личности16

В отечественной экономической литературе стиль начальства принято группировать по разным признакам. Индивидуальный стиль управления проистекает из разных соотношений в реализации таких качеств руководителя, как экономические, организаторские, морально-этические, педагогические и профессиональные способности. Особенности стиля каждого руководителя формируются в зависимости оттого, какой из пяти названных компонентов доминирует в его личности. В наиболее распространенной классификации выделяются три основных стиля управления: демократический, авторитарный и либеральный.

Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом