Курсовая работа:
СОБЕСЕДОВАНИЕ:
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ СОБЕСЕДОВАНИЯ
В ЦЕЛОМ…………………………………….4
1.1 Понятие собеседования, его
цели и задачи……………………………………….6
1.2 Правила проведения
собеседования ……………………………………………...8
2. МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ………………………………..11
2.1Типы и виды собеседования………………………………………………..
…….11
2.2 Методики………………………………………………………………………….
17
2.3Оценка и принятие окончательного решения
……………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большинство руководителей
понимают, что успех и процветание
организации во многом зависят от
ее сотрудников. В условиях жесткой
конкурентной борьбы побеждает тот,
у кого лучше команда. Именно поэтому
руководители уделяют так много
внимания вопросам эффективного управления
сотрудниками, их мотивации, обучения
и развития. Однако без качественного
отбора персонала любая работа с
человеческими ресурсами обречена на
провал.
Ряд современных исследований
российского рынка трудовых ресурсов
показывает, что около 80% трудящихся, увольняющихся
по собственному желанию, принимает такое
решение еще в самые первые дни своей службы.
Аналогично и то, что большинство руководителей
принимают решение о том, что новый сотрудник
не тот, кто им нужен, в течение максимум
первых двух недель с начала его выхода
на работу. Учитывая такую неутешительную
статистику и значимость квалификации
сотрудников для эффективности деятельности
компании, можно судить о высокой актуальности
тематики правильной организации и проведения
собеседования. Ведь именно на основе
информации,полученнойв результате интервью,
руководители и принимают решение, будет
ли кандидат работать в их компании или
нет. Соответственно, высокую значимость
имеет не сам факт проведения интервью,
а его качественная подготовка, правильная
формулировка вопросов и полнота и достоверность
получаемыхврезультатесобеседования
данных. Актуальность правильного собеседования
при отборе новых сотрудников обуславливает
цель данной курсовой работы, которая
заключается в изучении содержания и методик
проведения собеседования, анализе практики
проведения собеседований при наборе персонала.
Принимая на работу новых сотрудников,
организация располагает обычно лишь
документальными данными о нём. В этом
случае важное значение приобретает беседа
представителей организации с претендентом.
Даже работников неуправленческого состава
редко принимают на работу хотя бы без
одного собеседования. Его лучше всего
проводить будущему непосредственному
управляющему претендующего на должность
работника. Отбор руководителя высокого
ранга может потребовать десятков собеседований,
занимающих несколько месяцев. Собеседование
предназначено для выяснения некоторых
деловых качеств кандидата и личного знакомства
с ним. Прежде всего, должно быть выяснено
знание специалистом того дела, за которое
он берётся. Конкретное содержание проверки
на знание дела определяется описанием
(квалификацией) рабочего места. Проверяется,
насколько претендент понимает предстоящую
работу (функции, технологии), знает технические
средства, которыми ему предстоит пользоваться.
Цель курсовой
работы - изучить методы собеседования
и его содержание, как основной методотбора персонала. Основные задачи,
которые необходимо решить для достижения
цели курсовойработы - проанализировать:типы
ивиды собеседований;-стадии проведения собеседования;
-методикупроведения собеседования.
В результате работы над
курсовой были изучены методики следующих
авторов:Файбушевич С.И., кандидата экономических
наук, доцента Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов,Немченко
Г.,партнёра рекрутинговой компании SuccessLink,Ярцева
Д.В., кандидата психологических наук,
бизнес-тренера с семилетним опытом, исполнительного
директора торговой компании, специализирующейся
на сфере безопасности, Королевского М.И.,
бизнес- тренера.
- СУЩНОСТЬ СОБЕСЕДОВАНИЯ В ЦЕЛОМ
- Понятие собеседования, его цели и задачи
По своей сущности - собеседование
это средство двусторонней коммуникации.
Его основной целью является обеспечение
обмена информацией таким образом, чтобы
выработать соответствующее направление
действий на будущее.Собеседование отличается
от простого сообщения (в которое оно может
неудачно превратиться) двусторонним
потоком информации. Префикс "интер"
в слове интервью (собеседование) означает "меж".Собеседование
возможно не только при приёме на работу,
собеседование часто используется как
форма экзамена, в том числе квалификационного
экзамена при аттестации.Оценочное собеседование
- определение лиц с необходимыми способностями
и целеустановками, которые могли бы стать
хорошими работниками организации.
Большинство собеседований преследуют
конкретные цели. Собеседования при оценке
кадров могут включать такие вопросы,
как налаживание и улучшение взаимопонимания
между руководителем и его подчиненным,
или изменение отношения подчиненного
к какой-то конкретной проблеме или аспекту
его работы. При собеседовании при отборе
кадров задача может заключаться в выборе
(организацией) кандидата с наиболее подходящим
уровнем способностей и мотивации, для
выполнения работы в соответствии с предъявляемыми
требованиями и выборе (кандидатом) организации
как подходящего места для применения
своих способностей. Общей целью любого
собеседования является выявление фактов,
и на этой основе - формулирование соответствующих
решений и выработка планов действий,
которые обе стороны принимают к исполнению.
Концепция двусторонних обязательств
является центральной в достижении целей
собеседования. Собеседование удается
или не удается по обусловливаемому им
действию, и там, где нет обязательства,
это действие либо не происходит, либо
оно неудовлетворительно.Эта теория может
показаться нереалистичной или бессмысленной
для тех, кто привык считать собеседование
в качестве возможности проявить свою
власть или в качестве случая, когда интервьюируемого
можно заставить ходить по словесной веревочке,
прежде чем интервьюер вынесет свой неоспоримый
(и, возможно, предрешенный) приговор. Во
время собеседование при отборе кадровпроисходит
встреча с потенциальным работодателем
или его представителем. Цель такого собеседования
— познакомиться воочию, понять, насколько
работодатель и соискатель подходят друг
другу, а также обсудить детали сотрудничества.
На собеседовании работодатель задаёт
вопросы, касающиеся образования соискателя,
его опыта, полученных навыков и знаний.
Также возможны вопросы личного характера:
цели, устремления в жизни, чего соискатель
хочет добиться, какие у него планы. Собеседование
при приеме на работу имеет решающее значение
в процессе подбора кадров. Заключается
в отборе подходящего человека для работы
на основе объективных критериев, которые
применяются к кандидату взвешенно и справедливо.
Собеседование преследует две главные
цели: 1) помочь организации оценить кандидатов
на соответствие должности; 2) помочь кандидатам
оценить организацию, как будущее место
работы.Собеседование является одним
из наиболее распространенных методов
отбора и оценки персонала. При кажущейся
внешней простоте применения оно является
одним из самых трудоемких процессов,
требующим обязательной подготовки проводящего
его сотрудника. Основная цель собеседования
— получение информации, которая позволит:1)
оценить, насколько данный кандидат подходит
для предполагаемой должности (то есть,
провести оценку профессиональной пригодности
соискателя (его профессиональных знаний
и навыков, деловых, индивидуально-психологических
и психофизиологических качеств);2) определить,
насколько данный кандидат выделяется
из всех заявивших свои кандидатуры на
замещение вакантной должности (какие
качества и навыки преобладают, а какие,
наоборот, нуждаются в дальнейшем развитии;
насколько эти качества важны для вакантной
должности; возможен ли прием на работу
сотрудника с условием дальнейшего роста;
будет ли вакантная должность «шагом вперед»
для соискателя или ондавно «перерос»
предполагаемую должность);3) установить,
достоверна ли предоставляемая кандидатом
информация (имеется в виду только первичная
оценка достоверности информации). В последнее
время все больше внимания уделяется не
только определению соответствия кандидата
требуемой квалификации, но и выяснению
того, насколько новый человек «впишется»
в корпоративную культуру организации,
сможет ли он принять действующие в организации
принципы и нормы поведения.
1.2 Правила проведения
собеседования:
Для успешного проведения
собеседования интервьюеру необходимо
иметь в наличии: -контрольный список
кандидатов с критериями и местом для
заметок; -модель (профессиограмму) рабочего
места или должности, или краткие требования
к кандидату на должность; -должностные инструкции;
-план собеседования;
-подготовленные заранее для собеседования вопросы;-комплект бланков для записи ответов претендентов;
-выделенное время из расчета не менее
30 минут на каждого кандидата;
-подготовленное помещение (отдельная
комната, стулья в коридоре для ожидающих
и др.) Необходимо сделать помещение максимально
уютным, не проводите собеседований, сидя
за письменным столом. Некоторые менеджеры
по персоналу считают такую манеру вполне
подходящей, однако исследования показали,
что физический барьер неизбежно порождает
и барьер психологический. Это особенно
важно, если интервьюер проводит собеседование
совместно с помощниками. Опытные интервьюеры
просят соискателей садиться на стул (кресло,
диван), стоящий сбоку от стола и нередко
располагаются рядом с кандидатом. По
мнению психологов, это демонстрирует
претенденту дружелюбие и уважение со
стороны собеседника. Такое расположение
позволяет интервьюеру хорошо видеть
глаза и жесты претендента и создает у
последнего ощущение собственной значимости,
свободы и естественности поведения, стимулирует
открытость и искренность при ответах
на вопросы. Психологи установили, что
как бы долго не длилась беседа, положительное
или отрицательное мнение о кандидате
у интервьюера обычно складывается в течение
первых 3-4 минут разговора. После этого
интервьюер задает вопросы в зависимости
от сложившегося мнения: при положительном
— позволяющие человеку раскрыться с
лучшей стороны, при отрицательном — «на
засыпку». То есть интервьюер сознательно
или неосознанно создает условия, чтобы
его первоначальное мнение было подкреплено
последующими фактами. Зная об этой психологической
ловушке, интервьюер должен всячески ее
избегать. Первые минуты собеседования
лучше использовать не для получения какой-либо
информации от кандидата, а для создания
спокойной и комфортной атмосферы (для
обеих сторон), психологического раскрепощения
кандидата, налаживания позитивных и конструктивных
отношений взаимопонимания, при которых
можно вести продуктивную работу. В первые
минуты также целесообразно сделать ясное
и сжатое вступление; цели собеседования
должны быть четко доведены до сведения
кандидата вместе с краткой информацией
о форме собеседования, его продолжительности
и т.д. Согласованная повестка дня может
значительно способствовать установлению
психологического контакта при собеседовании.
Интервьюеру следует избегать длинной
вступительной лекции об организации
или о самой работе, поскольку это может
вызвать льстивые или определенным образом
ориентированные ответы. Эту тему лучше
отложить на конец собеседования, чтобы
информировать претендента об особенностях
работы лишь после того, как кандидат ответит
на вопросы о своих способностях, прошлых
достижениях и опыте. Конкретную информацию
о фирме лучше всего давать в конце собеседования,
отвечая на вопросы кандидата. Вообще,
очень важно дать кандидату возможность
задавать свои вопросы. Это дает ценную
информацию о том, какие факторы приоритетны
для конкретного человека.График собеседований
должен предусматривать, по крайней мере,
30-минутный перерыв перед началом беседы
с очередным кандидатом. Это необходимо
для нейтрализации психологических эффектов
восприятия, когда впечатление от предыдущего
кандидата проецируется на следующего.
Так, на фоне откровенно слабого кандидата
весьма посредственный специалист может
показаться интервьюеру «вполне подходящим»
и наоборот. Необходимо также предусмотреть
время для записи и оценок ответов кандидата,
а также перерыв для отдыха интервьюера.
Эффективное собеседование, как правило,
требует много сил, поэтому важно сохранять
способность ясно мыслить. Количество
собеседований, которые интервьюер может
эффективно провести в течение рабочего
дня — не более пяти.
2.МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
2.1 Виды и типы собеседования
Существует несколько
разновидностей собеседований с
кандидатами, выбор которых зависит
от традиций организации, особенностей
кандидата, вакантной должности, индивидуального
предпочтения проводящего собеседования
сотрудника. Результаты собеседования
должны быть зафиксированы документально.
Большинство организаций используют
специальные формы оценки кандидатов,
если таких форм не существует, можно
использовать портрет идеального сотрудника
в качестве своеобразного оценочного
листа. Результаты собеседования должны
содержать оценку кандидата и предложение
- продолжать или прекратить работу с ним.
Заключение проводившего собеседование
сотрудника передается руководителю подразделения,
располагающего вакансией, который и принимает
решение о дальнейших действиях в отношении
данного кандидата. Для того чтобы лучше
оценить профессиональные и личные качества
кандидата организации могут обратиться
за информацией к людям и организациям,
знающим его по совместной учебе, работе,
занятиям спортом и т.д. Отдел человеческих
ресурсов может предложить самому кандидату
назвать имена людей, которые могли бы
охарактеризовать его, и затем побеседовать
с этими людьми. В обоих случаях - устной
или письменной рекомендации, существует
проблема получения объективной информации,
поскольку выбранные кандидатом люди
обычно подчеркивают лишь его положительные
стороны. Получить информацию о кандидате
можно и обратившись непосредственно
в организации, в которых он ранее работал
или учился (их названия указаны в его
биографической справке или резюме). Однако
отдел человеческих ресурсов должен быть
предельно осмотрителен при оценке полученной
в результате таких контактов характеристики
кандидата - предоставляющие информацию
сотрудники могут быть необъективны, недостаточно
хорошо знать кандидата и проч. Собеседование
с линейным руководителем. Если руководитель
подразделения удовлетворен результатами
собеседования, проведенного сотрудником
отдела человеческих ресурсов, он назначает
встречу с кандидатом. В отличие от собеседования
со специалистами по человеческим ресурсам
это интервью должно позволить оценить,
прежде всего, профессиональные качества
кандидата, его способность выполнять
производственные функции. Одновременно
руководитель оценивает степень своей
личной профессиональной совместимости
с кандидатом и вероятность успешной интеграции
последнего в подразделение. Кроме того,
руководитель предоставляет кандидату
детальную информацию о своем подразделении,
вакантной должности, функциях, которые
придется выполнять кандидату в случае
его приема на работу. Результаты собеседования
фиксируются руководителем, использующим
для этого стандартную форму.
Наиболее распространенным
видом собеседования является собеседование
«один на один», во время которого один
представитель организации встречается
с одним кандидатом.Однако сегодня используются
и другие виды собеседований, во время
которых один представитель организации
встречается с несколькими кандидатами,
несколько представителей организации
беседуют с одним кандидатом, несколько
представителей организации интервьюируют
нескольких кандидатов.
В первом случае интервьюеру
предоставляется возможность одновременно
(а не заочно) оценить нескольких
кандидатов и понаблюдать за ними
в условиях стрессовой ситуации (присутствие
нескольких претендентов на одну и
ту же должность), хотя беседовать одновременно
с несколькими кандидатами значительно
сложнее. Участие нескольких представителей
организацииповышает объективность оценки
и качество самого собеседования, однако
может создать дополнительный стресс
для кандидата и увеличивает издержки
организации. Присутствие нескольких
человек с обеих сторон значительно увеличивает
сложность процесса собеседования и требует
тщательной подготовки и согласованного
поведения интервьюеров.
Умение профессионально
и грамотно проводить собеседования
— ключ к успеху не только hr-менеджеров
и рекрутеров кадровых агентств, но
и владельцев собственного бизнеса и сотрудников,
занимающих руководящие должности.
С каждым днем инструментарий
специалистов по подбору персонала
пополняется новыми разработками в
области оценки профессиональных и
личностных качеств соискателей, а
также анализа предыдущего опыта
работы. Тем не менее, сегодня можно
выделить несколько основных типов
собеседований (интервью), которые повседневно
используют миллионы работодателей
по всему миру.По функциональности:
·отсеивающее собеседование;
·отборочное собеседование;· финальное
собеседование.
По структуре проведения:
· свободное собеседование;
· ситуационное собеседование
(ситуационное интервью);
· стрессовое собеседование
(стрессовое интервью);
· собеседование по компетенциям
(интервью по компетенциям);
· смешанное собеседование.
По формату проведения:
· телефонное / видео собеседование;
· индивидуальное собеседование;
· массовое собеседование.
Отсеивающее интервью, как правило,
проводится по телефону. Основная цель
данного мероприятий обозначена в самом
его названии - отсеять случайных кандидатов,
которые явным образом не соответствуют
заявленным критериям и ожиданиям работодателя. Отборочное
интервью - это следующий этап взаимодействия
специалиста по подбору персонала с кандидатами,
прошедшими отсеивающий фильтр. Во время
данного вида собеседования оценивается
основная масса информации о претендентах
на вакантную должность: опыт работы, личностные
качества, основные мотивы, зарплатные
ожидания, готовность к выходу на работу
и т.д. В зависимости от количества соискателей,
допущенных к отборочному интервью и числа
лиц, принимающих решение о дальнейшем
взаимодействии с претендентами, определяется
и количество встреч с каждым конкретным
человеком. Таким образом, на данном этапе,
одному кандидату может быть назначено
от одной до нескольких встреч с представителями
компании работодателя. Общим итогом отборочного
интервью становится выделения нескольких
специалистов для финальной (завершающей)
стадии подбора персонала.