Скоринг как способ снижения кредитного риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Растущая конкуренция на рынке розничных банковских услуг, повышение спроса населения на различные кредитные продукты, а также стремление кредитных организаций к максимизации прибыли заставляют финансовые институты искать более эффективные пути привлечения новых платежеспособных клиентов, стараясь при этом контролировать потери.

Кредитный риск представляет собой основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности банка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5

1. Сущность скоринга как метода оценки кредитного риска…………….6

1.1. Понятие, цели, задачи и виды скоринга. История развития скоринговых систем…………………….………………………………………….6

1.2. Особенности построения скоринга для оценки кредитоспособности клиентов банка………………………….……………………………………..…..10

2. Практика применения скоринга в банковской системе Республики Беларусь……………………………………………………………………............14

2.1. Особенности использования скоринговых систем белорусскими банками...……………………………………………………………..……………14

2.2. Регламент скоринга кредитоспособности на примере ЗАО «Трастбанк» …………………………………………………….…………………20

3. Зарубежный опыт применения скоринговых моделей, проблемы и перспективы использования скоринга в банках Республики Беларусь.…….24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………… …31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 325.78 Кб (Скачать)

     В поле «Наличие имущества», ставится «да», если заявитель в анкете-заявке (заявлении-анкете) указал в соответствующей графе  данные сведения. Имуществом признается недвижимость и автотранспортные средства. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.3 – Окно скоринговой модели в приложении Microsoft Excel

     Примечание  – источник: собственная разработка 

     Выставление скоринговых баллов заявителю осуществляется по каждому фактору, входящему в скоринговую модель. По сумме набранных баллов, заявителю присваивается одна из двух предусмотренных скоринговой моделью степеней риска (до 29 баллов – высокая степень риска, 30 баллов и более – низкая степень риска).

     По  факторам скоринговой модели осуществляется выставление скоринговых баллов, входящих в скоринговую модель. По сумме набранных баллов, заявителю присваивается одна из двух предусмотренных скоринговой моделью степеней риска (высокая степень риска, низкая степень риска).

     В ячейке Е15 выводится оценка риска  невозврата кредитных средств:

           - «Высокая степень риска» - означает, что кредит запрещен;

        - «Низкая степень риска» - означает, что заявитель соответствует критерию кредитоспособности, установленному локальными нормативными правовыми актами банка.

     Ячейка  B16 предназначена для ввода должности контролирующего работника, ячейка G16 – для ввода его фамилии. Соответственно  ячейки B17 и G17 предназначены для ввода должности и фамилии исполнителя [12].

     Готовый скоринговый анализ выводится на печать, после чего контролирующий работник и исполнитель расписываются  напротив своих фамилий. Распечатанный  и подписанный скоринговый анализ прикладывается к кредитному досье  заявителя.

     Таким образом, процесс скорингового анализа  в банке можно свести к следующим  этапом и представить в виде схемы: 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.4 - Этапы внедрения скоринговой модели в АБС

Примечание –  источник: [14] 

 

ГЛАВА 3

     ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРИНГОВЫХ  МОДЕЛЕЙ, ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СКОРИНГА В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     Кредитный риск, т.е. опасность, что дебитор  не сможет осуществить процентные платежи  или выплатить основную сумму  кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении, является неотъемлемой частью банковской деятельности. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны  или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам  в движении денежных средств и  неблагоприятно отразиться на ликвидности  банка. Несмотря на инновации в секторе  финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем. Более 80% содержания балансовых отчетов банков посвящено  обычно именно этому аспекту управления рисками [10].

     В западной банковской системе, когда  человек обращается за кредитом, банк может располагать следующей  информацией для анализа:

     -  анкета, которую заполняет заемщик; 

     -  информация на данного заемщика  из кредитного бюро -- организации,  в которой хранится кредитная  история всего взрослого населения  страны;

     -  данные движений по счетам, если  речь идет об уже действующем  клиенте банка. 

     Как уже говорилось, в разных странах  набор характеристик, которые наиболее тесно связаны с вероятностью дефолта - вероятностью, что заемщик  не вернет кредит или задержится с  выплатой, будет отличаться в силу национальных экономических и социально-культурных особенностей. Чем более однородна  популяция клиентов, на которой разрабатывается  модель, тем точнее прогнозирование  дефолта. Поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. Даже внутри одного банка существуют различные  модели для различных групп клиентов и различных видов кредита[11].

        На мой взгляд, наиболее значимой  причиной ипотечного кризиса  в США можно назвать выдачу  кредитов ненадежным заемщикам.  Борьба за заемщика, понижение  кредитных ставок, почти монопольные  условия ипотечного и розничного  в целом кредитования в США  сделали кредиты доступными для  всех слоев населения. А невнимательное  отношение к рискам привело  к тому, что кредиты выдавались  большому числу неблагонадежных  заемщиков. Доля дефолтных заемщиков  в трех триллионах долларов  ипотечных кредитов, выданных в  США, составляет до 20%. А это  примерно $170 млрд невыплаченных долгов. При этом неплательщиками по ипотечному кредиту стали от полутора до двух миллионов американских заемщиков.

       Именно кредитным скорингом на протяжении многих лет пользовались кредитные специалисты, в том числе и в США. Однако главным показателем качества скоринговой модели является ее актуальность, то есть соответствие реалиям рынка. Скоринговые модели, применяемые в США, были разработаны, обкатаны и введены в эксплуатацию еще в 50-х годах. Убедившись в их высокой эффективности, банки применяли их на протяжении многих лет, практически не внося в модели никаких изменений с 80-х годов прошлого века. В то же время мир и условия менялись, заемщики становились другими. Актуальность скоринговых карт неуклонно снижалась, риски росли. Однако обрадованные высоким спросом на кредиты банки не обращали на это внимания. В рейтинге Banking Banana Skins в период активного захвата рынка и с 2000 до 2005 года проблематика риск-менеджмента вообще не включалась в топ-10 глобальных рисков. Таким образом, некачественная оценка заемщика внесла свой отрицательный вклад в случившийся кризис [11].

     Так как в Республике Беларусь скоринговая  система оценки кредитного риска  появилась сравнительно недавно, конечно  имеются определенные проблемы и  недоработки.

     При выборе системы скоринга следует  исходить из того, что главная задача банка — получение прибыли. Методы моделирования, передовая математика — все это имеет значение не само по себе, а как средство увеличения прибыли. Здесь важно повышение  качества скоринговых моделей при  одновременном уменьшении стоимости  моделей, в том числе за счет того, что модель может строить не только профессиональный статистик, но и бизнес-пользователь. Одним из главных критериев выбора скоринговой системы становится ее адаптируемость к условиям работы конкретного банка.  Скоринговой  системе нужно уметь оперативно подстраиваться под постоянно меняющиеся условия рынка, регулярно выдавая  корректировки к скорингу. Пересчет скоринговых карт не должен занимать много времени. Для этого система  должна быстро и оперативно анализировать  большие объемы поступающей исторической информации, выполняя корректировку  математической модели, производящей скоринг [14, с.245].

     Еще один очень важный момент — открытость системы. Этот критерий подразумевает  не только возможность внесения изменений  в моделирование и скоринг, но также и простоту «отчуждения» сформированной скоринговой модели для встраивания  в систему оперативной работы с клиентом (front-end). При этом система  должна быть понятной банку, чтобы кредитная  организация была уверена в получаемых результатах и принимаемых решениях. Другой стороной открытости является возможность вводить необходимые  коррективы и поправки в процессе формирования скоринговых карт для учета работы банка и стратегии развития в розничном кредитовании.

     Одним из главных критериев, предъявляемых  к современной скоринговой системе  в реалиях существующего рынка  банковского кредитования, является индивидуальность использования. Формируя свою клиентскую базу, сейчас практически  любой банк руководствуется собственными требованиями к потенциальным заемщикам. Таким образом, современная скоринговая  система должна уметь подстраиваться и настраиваться на работу с учетом специфики обслуживания каждого  из клиентов. Система должна гибко  реагировать на различные сегменты потребителей, а также на типы банковских продуктов, учитывая при этом организационную  структуру банка, его территориальное  распределение[13, c. 214].

     С внедрением кредитных бюро вся информация по заемщикам будет постепенно аккумулироваться и банки наконец-то смогут ее использовать в своих нуждах. Каждый банк заинтересован  в том, чтобы выдаваемые им кредиты  были качественные, чтобы клиент вовремя  гасил и основную сумму долга, и проценты по нему. Если смотреть на проблему с этой точки зрения, то все кредитные организации, которые  серьезно нацелены на развитие розничного направления, рано или поздно начнут использовать скоринг, и у банков появится серьезная заинтересованность во внедрении качественных скоринговых  систем. Я считаю, что все крупные  банки, нацеленные на развитие розничных  операций, где еще нет таких  систем, будут их вводить. И в этом смысле перспективы рынка очень  велики.

     Можно быть уверенными, что производителям скоринговых систем без работы сидеть не придется т.к. дополнительным аргументом в пользу пристального внимания к  скоринговым системам является рост просроченной задолженности, особенно в сегменте экспресс-кредитования.

     На  данный момент в Республике Беларусь складывается благоприятная ситуация для полноценной работы кредитных  организаций со скоринговыми решениями, т.к. сегодня технологический уровень  обеспечения кредитных организаций  достаточно высок и это уже  не является препятствием для внедрения  скоринговых систем, как это было 1-2 года назад.

     А главное, люди, которые принимают  стратегически важные решения в  плане работы на рынке, уже имеют  четкое понимание того, что такое  скоринг, и что именно может дать его использование.

     Что касается препятствий процессу внедрения  скоринга, это в первую очередь  незрелость участников рынка потребительского кредитования. Когда амбиции кредитных  организаций достаточно велики и  существует реальная возможность их реализовать, зачастую принимаются  такие решения, которые требуют наименьшего «сопротивления» как в финансовом плане, так и в общей организации работы.

     Банковский  сектор хоть и имеет более стабильное положение, в плане внедрения  скоринга, все же пытается полагаться на собственные силы. Но это продолжается только до того момента, когда затрачено  уже достаточно времени и денег  на «понимание» того, что скоринговые  системы это наукоемкая область, требующая знаний специалистов разных направлений – от разработчиков  программной архитектуры уровня предприятия, до специалистов по исследованию и изучению данных [15].

     Преимущества использования скоринговых систем в банковском бизнесе:

  • Сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита. Увеличение числа и скорости обработки заявок за счет минимизации документооборота при выдаче кредита частным клиентам, как важнейший способ обеспечения доходности ритейлового кредитования.
  • Эффективная оценка и постоянный контроль уровня рисков конкретного заемщика.
  • Снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита. Обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка.
  • Оценка и управление риском портфеля кредитов частным лицам банка в целом, включая его отделения. Учет, при определении параметров новых кредитов, уровня доходности и риска кредитного портфеля.
  • Реализация единого подхода при оценке заемщиков для различных типов кредитных продуктов банка (экспресс-кредиты, кредитные карты, потребительские кредиты, автокредитование, ипотечные кредиты).
  • Адаптация параметров кредита под возможности конкретного заемщика (кастомизация кредитного продукта).
  • Резкое расширение, за счет кастомизации кредитных продуктов, состава и численности кредитуемых лиц.
  • Сокращение численности банковского персонала, экономия за счет использования персонала более низкой квалификации.
  • Контроль всех шагов рассмотрения заявки.
  • Возможность вносить коррективы в методологию оценки централизованно и немедленно вводить их в действие во всех отделениях банка.
  • Скоринговая система банка будет настроена на условия страны, регионов, интересующих банк, на его клиентскую базу[16].
 

     Очень важно, чтобы конечный потребитель  скоринговых систем понимал, что  скоринг - это необходимость и  наиболее оптимальный и эффективный  инструмент работы на рынке потребительского кредитования. И если только первый шаг со стороны кредитной организации  сделан, то компания - разработчик и  интегратор скоринговых систем должна приложить все усилия для того, чтобы скоринговые решения по своим показателям эффективности, функциональности и качества были наиболее приемлемы в каждом индивидуальном случае.

Информация о работе Скоринг как способ снижения кредитного риска