Скоринг как способ снижения кредитного риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Растущая конкуренция на рынке розничных банковских услуг, повышение спроса населения на различные кредитные продукты, а также стремление кредитных организаций к максимизации прибыли заставляют финансовые институты искать более эффективные пути привлечения новых платежеспособных клиентов, стараясь при этом контролировать потери.

Кредитный риск представляет собой основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности банка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5

1. Сущность скоринга как метода оценки кредитного риска…………….6

1.1. Понятие, цели, задачи и виды скоринга. История развития скоринговых систем…………………….………………………………………….6

1.2. Особенности построения скоринга для оценки кредитоспособности клиентов банка………………………….……………………………………..…..10

2. Практика применения скоринга в банковской системе Республики Беларусь……………………………………………………………………............14

2.1. Особенности использования скоринговых систем белорусскими банками...……………………………………………………………..……………14

2.2. Регламент скоринга кредитоспособности на примере ЗАО «Трастбанк» …………………………………………………….…………………20

3. Зарубежный опыт применения скоринговых моделей, проблемы и перспективы использования скоринга в банках Республики Беларусь.…….24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………… …31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 325.78 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5

     1. Сущность скоринга как метода оценки кредитного риска…………….6

     1.1. Понятие, цели, задачи и виды скоринга. История развития скоринговых систем…………………….………………………………………….6

     1.2. Особенности построения скоринга для оценки кредитоспособности клиентов банка………………………….……………………………………..…..10

     2. Практика применения скоринга в банковской системе Республики Беларусь……………………………………………………………………............14

     2.1. Особенности использования скоринговых систем белорусскими банками...……………………………………………………………..……………14

     2.2. Регламент скоринга кредитоспособности на примере ЗАО «Трастбанк» …………………………………………………….…………………20

     3. Зарубежный опыт применения скоринговых моделей, проблемы и перспективы использования скоринга в банках Республики Беларусь.…….24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………… …31

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..32 
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

     Растущая  конкуренция на рынке розничных  банковских услуг, повышение спроса населения на различные кредитные  продукты, а также стремление кредитных организаций к максимизации прибыли заставляют финансовые институты искать более эффективные пути привлечения новых платежеспособных клиентов, стараясь при этом контролировать потери.

     Кредитный риск представляет собой основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность  деятельности банка.

     В последнее время в нашей стране наблюдается интенсивный рост рынка  кредитования и, в частности, сектора  кредитования физических лиц. Это неизбежно  приводит к увеличению кредитных  рисков, которые принимают на себя как отдельные кредитно-финансовые институты, так и банковская система  страны в целом. Рост рисков обуславливается  одновременно расширением контингента  заемщиков и увеличением объемов  кредитования. В этой ситуации качество управления кредитными рисками в  розничном кредитовании приобретает  особую актуальность и становится одним  из факторов повышения конкурентоспособности  кредитного учреждения на рынке банковских услуг.

     При выдаче кредита банк, прежде всего, интересует кредитоспособность потенциального заемщика, то есть способность полностью  и в срок рассчитаться по своим  долговым обязательствам. Именно задаче выбора кредитоспособных заемщиков  в основном и служат скоринговые  системы.

     Традиционные  методы оценки физических лиц экспертным путем теряют свою эффективность  по мере увеличения объемов розничного кредитования. Рост предложения новых  банковских услуг и кредитных продуктов требует частичной или полной автоматизации процессов оценки платежеспособности клиента и выдачи кредита.

     Качество  и быстрота, с которыми принимаются  решения по кредитной заявке, а  также надежность и простота этого  процесса являются решающими факторами  в сложной конкурентной борьбе.

     Все вышеперечисленное заставляет белорусские банки более серьезно задуматься над вопросом применения современных методик автоматизированной оценки кредитного риска физических лиц, а именно скоринга новых клиентов.

     В Беларуси все большее распространение наряду с традиционными методами оценки кредитоспособности физических лиц (на основе логического метода – с помощью экспертных оценок кредитных специалистов) получает скоринг-кредитование.

 

     

     ГЛАВА 1

     СУЩНОСТЬ  СКОРИНГА КАК МЕТОДА ОЦЕНКИ КРЕДИТНОГО РИСКА 

     1.1 Понятие, цели, задачи и виды скоринга. История развития и внедрения скоринговых систем 

     Кредитный скоринг — система оценки кредитоспособности (кредитных рисков) лица, основанная на численных статистических методах.

     Сущность  скоринга заключается в определении  совокупного кредитного балла заемщика в результате его оценки по ряду критериев. Данные критерии имеют различные  удельные веса и впоследствии агрегируются в интегральный показатель – совокупный кредитный балл. Если говорить упрощенно, то система дает ответ на главный  вопрос: выдать кредит потенциальному кредитополучателю или нет? Величина кредитного лимита в скоринговых  системах носит второстепенный характер и определяется исходя из уровня доходов  заемщика. Интегральный показатель сравнивается с определенным числовым порогом, который  представляет собой так называемую линию безубыточности для банка. Кредит выдается тем клиентам, интегральный показатель которых выше этой линии [1, c. 25].

     Скоринг, по существу, является методом классификации  всей интересующей нас популяции  на различные группы, когда нам  неизвестна характеристика, которая  разделяет эти группы (вернет клиент кредит или нет), на зато известны другие характеристики, связанные с интересующей нас. В статистике идеи классификации  популяции на группы были разработаны  Фишером в 1936 г. на примере растений. В 1941 г. Дэвид Дюран впервые применил данную методику к классификации  кредитов на «плохие» и «хорошие». По времени это совпало со Второй мировой войной, когда почти все  кредитные аналитики были призваны на фронт, и банки столкнулись  с необходимостью срочной замены этих специалистов. Банки заставили  своих аналитиков перед уходом написать свод правил, которыми следовало руководствоваться  при принятии решения о выдаче кредита, чтобы анализ мог проводиться  неспециалистами. Это и был как  бы прообраз будущих экспертных систем.

     В начале 50-х гг. в Сан-Франциско  образовалась первая консалтинговая фирма  в области скоринга -- Fair Issac, которая  до сих пор является лидером среди  разработчиков скоринговых систем.

     Но  широкое применение скоринга началось с распространением кредитных карточек. При том количестве людей, которые  ежедневно обращались за кредитными карточками, банкам ничего другого  не оставалось, как автоматизировать процесс принятия решений по выдаче кредита. Однако очень скоро они оценили не только быстроту обработки заявлений на выдачу кредита, но и качество оценки риска. По данным некоторых исследований, после внедрения скоринг-систем уровень безнадежного долга сокращался до 50% [3. c. 138].

     В 1974 г. в США был принят Закон  о предоставлении равных возможностей на получение кредита, который запрещал отказывать в выдаче кредита на основании  следующих характеристик: раса, цвет кожи, национальное происхождение, возраст, пол, семейное положение, религия, получение  социальных пособий, отстаивание прав потребителей. В Великобритании законодательство допускает использование информации о возрасте и семейном положении, но зато запрещает принимать во внимание какие-либо физические увечья и недостатки (инвалидность). Для кредитных организаций  использование скоринговых систем стало доказательством исполнения этих антидискриминационных законов - у компьютера нет предубеждений.

     Помимо  установления принципов равноправия  в области кредитования, кредитное  законодательство США, как и Закон  о потребительском кредите, принятый в Великобритании в том же 1974 г., имели важное значение для формирования службы кредитных бюро. В таких  бюро записывается кредитная история  всех людей, когда-либо обращавшихся за ссудой в любую кредитную организацию  страны.

     В кредитных бюро содержатся следующие  виды данных:

     ·   социально-демографические характеристики;

     · судебные решения (в случае передачи дел о востребовании задолженности по кредиту в суд);

     ·   информация о банкротствах;

     ·  данные об индивидуальных заемщиках, получаемые от кредитных организаций по принципу «ты - мне, я - тебе», т. е. банк может получать информацию о клиентах других банков, только если сам поставляет аналогичную информацию.

     Значение  кредитных бюро чрезвычайно велико, их существование позволяет кредитным  организациям выдавать ссуды клиентам, которые ранее в этой организации  не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной  истории для прогнозирования  вероятности дефолта [17].

     В настоящее время скоринг становится все более популярным не только при  оценке риска при различных видах  кредита, но и в других областях: в маркетинге (для определения  вероятности, что именно эта группа клиентов будет пользоваться этим видом  продукции), при работе с должниками (если клиент задерживается с очередным платежом, какой метод воздействия будет наиболее эффективным), при выявлении мошенничества с кредитными карточками, при определении вероятности, что клиент может перебежать к конкуренту и т. п.

     Система скоринга позволяет резко увеличить  объем продаж кредитных продуктов  банка путем сокращения сроков проверки кредитной заявки и индивидуальной настройки параметров кредита под  каждого заемщика. Система скоринга обеспечивает быструю и объективную  оценку уровня рисков выдаваемых кредитов и принятие таких решений по ссудам, которые минимизируют кредитные  риски портфеля.

     В результате работы модели по оценке конкретного  заемщика формируется кредитный  портрет потенциального заемщика, позволяющий  производить:

  • процедуру разделения потенциальных заемщиков на "плохих", которым не может быть выдан кредит, и "хороших", которым кредит может быть выдан;
  • расчет индивидуальных параметров кредитной сделки для конкретного заемщика (лимит, процент, срок, график погашения кредита);
  • расчет риска и управление кредитным портфелем по всем ссудам, выдаваемым частным лицам [8].

           Методология решения  базируется на анализе специфики  деятельности банка. При этом учитываются  как группы клиентов (отраслевая и  региональная принадлежность и др.), так и кредитные продукты банка  для физических лиц. Исходя из потребностей банка в развитии бизнеса и  имеющихся данных, могут быть построены  скоринговые модели, основанные на экспертных знаниях банковского  менеджмента, на статистических данных (модели обучения "с учителем" и "без учителя"), на учете макроэкономических данных о социально-экономическом  развитии конкретных регионов и отраслей. Наиболее мощными по точности оценки кредитного риска являются модели, использующие комплексный подход, т.е. учет всех данных и экспертных знаний менеджмента банка.

     Основные  цели, к которым, стремиться любой банк при внедрении полноценной системы кредитного скоринга можно сформулировать так:

  • увеличить кредитный портфель за счет уменьшения количества необоснованных отказов по кредитным заявкам;
  • повысить точность оценки заемщика;
  • уменьшить уровень невозвратов;
  • ускорить процедуру оценки заемщика;
  • создать централизованное накопление данных о заемщиках;
  • снизить  формируемые резервы на возможные потери по кредитным обязательствам;
  • быстро и качественно оценить динамику изменений кредитного счета индивидуального заемщика и кредитного портфеля в целом.

     В общепринятой практике кредитный скоринг  определяется двумя задачами, каждая из которой имеет свои характерные аспекты и особенности.

     1. Создание скоринговых моделей  – моделей оценки кредитоспособности

     2. Построение скоринговой инфраструктуры.

     Для разных банков может быть актуальна  одна, и не актуальна другая задача, но, тем не менее – именно эти  два направления принято рассматривать  как основные в кредитном скоринге.  Для каждого из направлений существуют свои инструменты и методология, при помощи которых решаются эти  задачи [2, c. 45].

     Таким образом, кредитным скорингом называется быстрая, точная и устойчивая процедура  оценки кредитного риска, имеющая научное  обоснование. Скоринг является математической моделью, которая соотносит уровень  кредитного риска с параметрами, характеризующими заемщика, – физическое или юридическое лицо. Моделей  скоринга множество, каждая из них использует свой набор факторов, характеризующих  риск, связанный с кредитованием  заемщика, и получает в результате пороговую оценку, которая и позволяет  разделять заемщиков на «плохих» и «хороших».

Информация о работе Скоринг как способ снижения кредитного риска