Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является ситуационный подход к лидерству. Предмет исследования – процесс анализа и выработки решения организационных проблем в рамках ситуационного подхода.
Актуальность темы исследования заключается в том, что все известные подходы к изучению лидерства, например, такие, как подход с позиций личных качеств, или поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой.
Цель работы: рассмотреть сущность ситуационного подхода к лидерству, его основные концепции и практическое применение.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика ситуационного подхода к лидерству……..…4
1.1. Понятие ситуационности и ситуационного подхода…………...………..4
1.2. Сущность ситуационного подхода к лидерству и концепции ситуационного подхода……………………………………………….………….5
Глава 2. Анализ теорий лидерства в рамках ситуационного подхода………...7
2.1. Ситуационная модель руководства Фидлера ……………………….……...7
2.2. Подход «путь-цель» Митчелла и Хауза…………………………...……..…9
2.3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара……………………...……..11
2.4. Модель принятия решений Врума – Йеттона……………………………..13
Глава 3. Применение ситуационного подхода к управлению……………………….19
3.1. Применение ситуационного подхода в управлении компании ОАО «Московская аптека»……………………………………………………………19
3.2. Применение ситуационного подхода в управлении компании «Макдональдс»………………………………………………………..…………21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………....23
Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорее всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе [2, с. 660].
Модель не лишена недостатков, имеет ограничения
и не получила широкого распространения.
Но это не означает, что концепция Фидлера
бесполезна для практики управления. Практическая
значимость модели состоит в том, что она
позволяет в зависимости от сложившейся
ситуации подбирать руководителя. При
этом основным критерием подбора является
соответствие стиля руководителя конкретной
производственной ситуации. Модель также
подсказывает путь изменения ситуации,
если по каким-то причинам нельзя сменить
руководителя.
2.2.
Подход «путь-цель»
Хауза – Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного лидерства получила свое развитие в 1970-е гг. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий, имеющихся у последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер — это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации [1, с. 490].
Директивное лидерство — высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.
Поддерживающее лидерство — большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение, — установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство — совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении [1, с. 492].
Для анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной среды. Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры.
Вера в предопределенность происходящего от действий индивида. Выделяются два типа поведения подчиненных:
• люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось
их усилиями;
• люди считают, что размер полученного вознаграждения контролировался
внешними силами.
Первые предпочитают участвующий стиль лидерства, а вторые более удовлетворены директивным стилем.
Склонность к подчинению. Данный параметр связан с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный стиль. Другие стремятся активнее участвовать в управлении.
Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
В модели выделяются следующие факторы организационной среды, влияющие на выбор соответствующего лидерского стиля:
• содержание и структура работы;
• формальная система власти в организации;
• групповая динамика и нормы [1, с. 493].
В отличие от концепции
2.3.
Теория жизненного цикла
Херси и Бланшара
Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.
Согласно Херси и Бланшару, понятие
зрелости не является постоянным качеством
лица или группы, а скорее характеристикой
конкретной ситуации. Другими словами,
в зависимости от выполняемой задачи,
отдельные лица и группы проявляют различный
уровень «зрелости». Соответственно, руководитель
может менять и свое поведение в зависимости
от относительной зрелости лица или группы.
Руководитель определяет эту зрелость,
оценивая стремление к достижению, способность
нести ответственность за поведение, а
также уровень образования и опыт прошлой
работы над порученными заданиями. На
основании этой субъективной оценки руководитель
и определяет сравнительную зрелость
конкретного лица или группы [2, с. 664].
Рис.
1. Ситуативная модель руководства Херси
и Бланшара [2, с. 665].
Как показано на рис. 1, имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: давать указания, «продавать», участвовать, делегировать. Первый стиль S1 требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую — на человеческие отношения. Этот стиль называется «давать указания»; он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости (Ml).
Второй стиль S2 — «продавать» — подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости (М2).
Третий стиль S3 характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (МЗ). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень — на человеческие отношения, самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, потому что подчиненные знают, что и как надо выполнять, и им не требуется конкретных указаний.
Четвертый стиль S4 характеризуется высокой степенью зрелости (М4). В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче.
В этой модели определение уровня готовности сотрудника основано не на исследовании глубинных мотивов его поступков, а на его поведенческих проявлениях. Таким образом, для освоения ключевых моментов этой концепции не надо становиться глубоким психологом; в этом смысле, ситуационная модель Херси и Бланшара – это инструмент, доступный всем. Суть этой концепции управления сводится к трем пунктам: умение использовать разные стили руководства, умение определять, насколько данный конкретный подчиненный готов к выполнению данной конкретной задачи и умение правильно соотносить первое и второе, т.е. применять различные стили управления в зависимости от степени готовности сотрудника.
Тем не менее, модель жизненного
цикла Херси и Бланшара, как и другие ситуационные
модели не получила всеобщего признания.
Из слабых мест концепции выделяют отсутствие
последовательного метода измерения уровня
зрелости; упрощенное деление стилей на
«давать указания», «продавать», «участвовать»
и «делегировать» и неясность в отношении
того, смогут ли руководители на практике
вести себя с такой степенью гибкости,
как требует модель.
2.3.
Модель принятия решений
Врума - Йеттона
Одной из наиболее современных в объяснении ситуационного лидерства является модель, предложенная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном, которая позже была существенно дополнена с участием Артура Яго. Аналогично модели «путь — цель» данная модель предлагает определять эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации. Предполагается также, что один и тот же лидер может использовать различные стили. Основным отличием модели является ее ориентированность только на один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к участию в принятии решений. Соответственно лидеру предлагается концентрировать внимание на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой проблема возникла. Подразумевается также, что ряд социальных процессов может оказать влияние на уровень участия подчиненных в решении проблем[1, с. 495].
Главной идеей модели является то, что степень или уровень привлечения
подчиненных к участию в принятии решения зависит от характеристик ситуации. В соответствии с моделью не существует одного единственно верного способа принятия решения, пригодного для всех ситуаций. После анализа и оценки каждого аспекта проблемы лидер определяет, какой стиль, с точки зрения участия подчиненных в принятии решения, ему лучше использовать.
В рассматриваемой модели эффективность
решения (Р^) определяется
на основе уравнения, показывающего, что
она зависят от качества решения (Ркач) и уровня принимаемых
подчиненными обязательств по выполнению
решения (Робяз), а также от степени срочности
решения (Рврем). Предпосылкой модели
является представление, что отведенное
ситуацией для решения время наряду с
остальными двумя является критическим
фактором. Ситуация, в которой ограничение
времени не играет роли, определяет этот
показатель на нулевом уровне.
Р = Р + р _ р
эфф
кач
обяз врем
Полная критериальная основа «общей эффективности
решения» (Оэфф) предполагает учет
в ней факторов «стоимости» и «развития»:
Оэфф = Рэфф - Стоимость + Развитие.
В приведенной формуле показатель «стоимость»
означает потерянное из-за решения время,
которое в другом случае могло принести
больше пользы. Показатель «развитие»
отражает тот выигрыш, который получен
за пределами единолично принятого решения
[1, с. 496].
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Имеются
ли требования,
предъявля- емые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочти-тельности одного решения по сравнению с другим ? |
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять решение ? | Структури-рована ли проблема ? | Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения ? | Если бы вам
нужно было принять решение |
Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему ? | Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными ? |
Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Информация о работе Ситуационные подходы к эффективному лидерству