Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является ситуационный подход к лидерству. Предмет исследования – процесс анализа и выработки решения организационных проблем в рамках ситуационного подхода.
Актуальность темы исследования заключается в том, что все известные подходы к изучению лидерства, например, такие, как подход с позиций личных качеств, или поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой.
Цель работы: рассмотреть сущность ситуационного подхода к лидерству, его основные концепции и практическое применение.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика ситуационного подхода к лидерству……..…4
1.1. Понятие ситуационности и ситуационного подхода…………...………..4
1.2. Сущность ситуационного подхода к лидерству и концепции ситуационного подхода……………………………………………….………….5
Глава 2. Анализ теорий лидерства в рамках ситуационного подхода………...7
2.1. Ситуационная модель руководства Фидлера ……………………….……...7
2.2. Подход «путь-цель» Митчелла и Хауза…………………………...……..…9
2.3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара……………………...……..11
2.4. Модель принятия решений Врума – Йеттона……………………………..13
Глава 3. Применение ситуационного подхода к управлению……………………….19
3.1. Применение ситуационного подхода в управлении компании ОАО «Московская аптека»……………………………………………………………19
3.2. Применение ситуационного подхода в управлении компании «Макдональдс»………………………………………………………..…………21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………....23
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский
государственный педагогический университет
Кафедра
экономических наук и менеджмента организации
Курсовая работа
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему
«Ситуационные
подходы к эффективному
лидерству»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент очной формы обучения
гр. М-218 2 курса
факультета экономики и менеджмента
Ахметов
Рамис Аллабергенович
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
д.э.н., доцент
Завалько
Наталья Александровна
Омск – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика ситуационного подхода к лидерству……..…4
Глава 2. Анализ теорий лидерства в рамках ситуационного подхода………...7
2.1. Ситуационная
модель руководства Фидлера ………
2.2. Подход «путь-цель» Митчелла и Хауза…………………………...……..…9
2.3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара……………………...……..11
2.4. Модель принятия решений Врума – Йеттона……………………………..13
Глава 3. Применение ситуационного подхода к управлению……………………….19
3.1. Применение
ситуационного подхода в управлении компании
ОАО «Московская аптека»……………………………………………………………
3.2. Применение ситуационного
подхода в управлении компании «Макдональдс»……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема взаимосвязей стилей руководства и конкретных рабочих ситуаций всегда привлекали повышенное внимание исследователей.
Объектом исследования данной работы является ситуационный подход к лидерству. Предмет исследования – процесс анализа и выработки решения организационных проблем в рамках ситуационного подхода.
Актуальность темы исследования заключается в том, что все известные подходы к изучению лидерства, например, такие, как подход с позиций личных качеств, или поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой.
Цель работы: рассмотреть сущность ситуационного подхода к лидерству, его основные концепции и практическое применение.
Задачи:
В процессе исследования были использованы следующие методы:
Глава 1. Общая характеристика ситуационного подхода к лидерству
"Ситуационность" означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация. Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий.
Нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация [3].
В основу ситуационного подхода положен
ситуационный анализ.
Ситуационный анализ — это комплексные
технологии подготовки, принятия и реализации
управленческого решения, в основе которых
анализ отдельно взятой управленческой
ситуации [4].
Ситуационный подход противостоит не традиционной теории управления или теории человеческих отношений как таковым, а уверениям их сторонников в том, что эти теории можно использовать с одинаковым успехом в любых условиях. В действительности и теория, и построенная на ней модель управления могут эффективно применяться в одном контексте и не давать ожидаемых результатов в другом. Чтобы избежать этого, важно установить связи между типом ситуации и применимостью к ней теорий и принципов управления.
Использование ситуационного подхода при принятии практических решений происходит в несколько этапов. Во-первых, необходимо изучить положение, в котором находится конкретная организация, во-вторых, оценить свойства всех существующих моделей управления. Только после этого делается третий шаг - осуществляется выбор той модели управления, которая окажется наиболее подходящей.
Среди переменных, наиболее важных для определения положения, в котором находится данная организация, исследователи называют: используемые в ней технологии, окружающую среду, ее размер и стратегию. Другие существенные параметры включают отношения между руководителями и подчиненными и характер встающих перед организацией задач - свойства, оказывающие влияние на тип лидерства. Связи между всеми этими переменными носят сложный комплексный характер [3].
На сегодняшний день ситуационный подход
является одним из наиболее перспективных
в современной науке об управлении. С одной
стороны, он является одним из наиболее
разработанных инструментов для последовательного,
комплексного, системного анализа ситуаций
принятия важных управленческих решений.
С другой стороны, он позволяет выявить
основные тенденции, определяющие динамику
развития ситуации принятия решения, а
также основные управляющие воздействия,
способные оказать влияние на развитие
ситуации.
Выявить логическое соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой, не смогли ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях [2, с. 642].
Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
В следующей главе будут рассмотрены
такие концепции ситуационного лидерства,
как модель ситуационного лидерства Фидлера,
модель ситуационного лидерства Херси
и Бланшара, модель «путь — цель» Хауза
— Митчелла, ситуационная модель принятия
решения Врума — Йеттона [1, с. 481].
Глава 2. Анализ теорий лидерства в рамках ситуационного подхода
2.1.
Ситуационная модель
руководства Фидлера
Ранние попытки объяснить феномен эффективности руководства сосредоточивались на одном параметре поведения руководителя — ориентации на задачу. Более поздние работы, такие как управленческая решетка Блэйка и Мутона, оперировали уже двумя критериями, но, даже используя два критерия, они концентрировали внимание, в первую очередь, на поведении руководителя, не учитывая других переменных. Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
3. Должностные полномочия. Это — объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Чтобы определить личные качества руководителя, Фидлер провел опрос. Он обращался к конкретным работникам и просил их дать портрет гипотетического коллеги, чьи личные качества были бы для них наименее предпочтительными (наименее предпочитаемый коллега — НПК), с кем бы им менее всего хотелось работать. [2, с. 657].
По Фидлеру, менеджеры, имеющие высокий рейтинг по критерию НПК, хотят, чтобы их отношения с коллегами строились на личностной основе и взаимопомощи, а кто имеет низкий рейтинг — сосредоточиваются на задаче и беспокоятся о производстве.
Отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, или НПК с низким рейтингом, наиболее эффективны в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, или НПК с высоким рейтингом, лучше всего работают в ситуациях 4,5 и 6 [3, с. 658].
Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность неблагоприятной ситуации 8, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. В большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком сосредоточен на задаче, он или она рискуют вызвать антагонизм исполнителей и тем самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля. Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя.
Информация о работе Ситуационные подходы к эффективному лидерству