Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Риск3.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      -  наложение таможенных форм и печатей на транспортное средство, контейнер или съемный кузов;

      - нанесение цифровой, буквенной или  иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места;

      -   проставление штампов;

      -   взятие проб и образцов;

      -   описание товаров и транспортных средств;

      - использование чертежей, изготовленных  (или составленных должностными лицами таможенных органов)  масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций;

      -  другие средства, позволяющие идентифицировать  товары, включая пломбы отправителя  товаров.

      Использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов и иных коммерческих документов на товары включает:

      -   проставление на документах печатей и штампов;

      -   нанесение специальных наклеек  и защитных приспособлений;

      - помещение документов в грузовые  отделения транспортных средств,  на которые налагаются таможенные  пломбы и печати;

      -  помещение документов в сейф - пакеты.

      К мерам по обеспечению соблюдения законодательства при применении процедуры внутреннего таможенного транзита относятся:

      -  обеспечение уплаты таможенных  платежей путем внесения залога  товаров и иного имущества, представления банковской гарантии, внесения денежных средств в кассу или на депозит таможенных органов, а также путем поручительства;

      -  таможенное сопровождение;

      -  определение маршрута перевозки  товаров в соответствии с процедурой  внутреннего таможенного транзита.

      Сбор  информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу либо в области таможенного дела состоит из следующих элементов:

      - направление в таможенный орган  назначение запроса о наличии  получателя товаров;

      - получение от налоговых органов,  осуществляющих регистрацию юридических лиц, а также от иных органов сведений о субъектах внешнеторговой деятельности;

      -  получение коммерческих документов, документов бухгалтерского учета  и отчетности, и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами;

      -  получение от банков и иных  кредитных организаций справок,  связанных  с внешнеторговой деятельностью и уплатой таможенных платежей, об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков, а также лиц, имеющих право владения, пользования  и распоряжения товарами от своего имени (ст. 16 ТК РФ).

      Иные  меры по минимизации рисков включают:

      -  экспертизу товаров, транспортных  средств и документов;

      - принятие структурными подразделениями  таможни решения по отдельным видам документального контроля;

      -  требование о предъявлении при   декларировании товаров групп  риска, для которых правовыми  актами ФТС России установлены  отдельные места декларирования, а также групп «риска» и «прикрытия», перечень которых доводится;

      -  проведение дополнительного таможенного  контроля, в том числе до выпуска  товаров, должностными лицами (ОТО  и ТК) РТУ (таможни) при условии их прикомандирования к таможенному органу в месте декларирования товаров;

      -  направление требования о представлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;

      -   выгрузка товаров на складе  временного хранения;

    • принятие решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;
    • указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;
    • решение о выпуске принимает начальник таможенного поста (начальник ОТО и ТК таможни);
    • направление копий грузовой таможенной декларации и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;
    • направление после выпуска товаров в случае отсутствия информации о субъекте внешнеторговой деятельности соответствующую базу данных, копии контракта, регистрационных и учредительных документов в ОТИ таможни для проведения последующего контроля;
    • проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТО и ТК таможен).

      Основной  составляющей прямых мер по минимизации  является таможенный досмотр. При этом необходимо отметить, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ) таможенный досмотр рассматривается как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. В этой связи далеко не каждый профиль риска требует такой меры по минимизации риска. Все данные о предусмотренном конкретным профилем риска таможенном досмотре являются последней и, пожалуй, основной информацией, содержащейся в нем и ориентирующей должностных лиц таможенных органов на его применение при осуществлении таможенного контроля. Профилем риска предусматриваются следующие элементы проводимого досмотра:

      -   время проведения досмотра (до  или после выпуска товаров);

      -   подразделения, проводящие досмотр;

      -   цель досмотра (идентификация, выборочная  проверка, прочее);

      -   объем досмотра в % (10, 50, 100, любой из предложенных);

      -   степень досмотра;

      -   применение ТСТК;

      -   частота и периодичность проведения  досмотра.

    Срочные профили риска разрабатываются  с учетом Инструкции по работе с  рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России. Указанные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.

    Проекты срочных профилей риска разрабатываются  координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления. Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ФТС России.

    Проект  срочного профиля риска составляется должностными лицами в произвольной форме и может содержать следующие сведения:

      - о дате перемещения товара  через государственную границу  Российской Федерации;

      - о лицах, участвующих в перемещении  товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);

      - о перемещаемых товарах и номерах  транспортных средств;

      - о таможенных органах, совершающих  таможенные операции с товарами;

      - о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);

      - иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска.

    Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным  подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня и доводятся до таможенных органов в установленном порядке.

    Срочные профили риска разрабатываются, как правило, в следующих случаях:

      - если какая-либо рисковая ситуация  не попадает под действие уже  имеющегося профиля рисков (например, экспорт);

      - если какая-либо рисковая ситуация  требует скорейшего применения  мер по минимизации риска, а  ранее разработанный проект обычного  профиля риска еще не утвержден;

      - если какая-либо рисковая ситуация  по своему характеру (области  действия) должна быть минимизирована в регионе деятельности нескольких таможенных органов и не может быть оперативно разрешена.

    Следует отличать срочный профиль риска  от ориентировки. Срочный профиль  риска предназначен для оперативного доведения до должностных лиц  таможенных органов информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска. Ориентировка направляется в подчиненные таможенные органы с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеторговой деятельности. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

      Косвенные меры по минимизации  рисков – комплекс мероприятий, направленных на процесс таможенного оформления товаров и осуществляемых путем разработки и (или) модернизации таможенных и  (или) информационных технологий, проведение организационно-штатных мероприятий, применения мер тарифного и нетарифного регулирования и прочих.

      Прямые  меры по минимизации рисков могут  не применяться либо применяться не в полном объеме в отношении отдельных категорий товаров, а также лиц, имеющих соответствующие коэффициенты таможенной и коммерческой устойчивости. Порядок установления таких категорий товаров, лиц и коэффициентов определяется соответствующими нормативными актами ФТС России.

     В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях, доведенных до таможенного органа на бумажном носителе или электронном виде, уполномоченные должностные лица применяют указанные в профиле прямые меры по минимизации. При применении прямых мер по минимизации в процессе декларирования товаров должностное лицо осуществляет прием, регистрацию декларации, документальный контроль и в графе «С» электронной копии грузовой таможенной декларации делает отметки о выполнении указанных прямых мер по минимизации рисков.

     Для определения целесообразности применения соответствующего профиля риска, прогнозирования  эффективности его действия, а  также сокращения количества профилей риска направляются отчеты о реализации прямых мер по минимизации рисков (грузовой таможенной декларации в бумажном и электронном виде и соответствующие документы) в координирующие подразделения РТУ или ФТС России. Анализ этих документов проводится согласно порядку, установленному в целевых методиках и целевых технологиях таможенного контроля. По результатам  анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения прямых мер по минимизации принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей.

      Внедрение системы управления рисками предполагает введение в действие новых и модификацию существующих программных средств, применяемых для таможенного контроля.

      В настоящий момент, в целях выявления  профилей рисков, применяется Комплексная  автоматизированная система таможенного оформления (КАСТО) и рабочее место «АИСТ – М» в рамках реализации функции «Проверки пользователя» при декларировании товаров с использованием грузовой таможенной декларации. Остальные программные средства, применяемые при осуществлении таможенного контроля, (в том числе и при таможенных процедурах, отличных от декларирования  товаров) не позволяют выявлять профили риска.

      Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России ведет разработку новых (изменение существующих) программных средств, позволяющих выявлять профили риска при осуществлении таких таможенных процедур, как прибытие товаров на таможенную территорию России, открытие процедуры внутреннего таможенного транзита, ее завершения, оформление товаров по ТПО и т.д. Взаимодействие подразделений таможенных органов при применении мер по минимизации рисков с использованием существующих программных средств в графическом виде можно представить следующим образом: 

Информация о работе Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля