Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Риск3.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      - использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

      - применение мер по минимизации  рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

      - использование информационно-технических   и программных средств при  осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему  управления рисками;

      - использование системы обратной  связи (функции контроля и организация отчетности).

     Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не  в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.

      Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:

      - контроль классификации товаров  в соответствии с ТН ВЭД  России и определение страны происхождения;

      - контроль применения нетарифных  мер и защита интеллектуальной собственности;

      - валютный контроль;

      - контроль таможенной стоимости;

      - контроль начисления таможенных  пошлин, налогов, а также обеспечением уплаты таможенных платежей;

      -  контроль таможенного транзита;

      -  контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности;

      -  формирование таможенной статистики;

      -  правоохранительная деятельность.

      Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся:

      1. Базы данных электронных копий:

      1) грузовых таможенных деклараций;

      2) уведомлений о направлении товаров;

      3) деклараций таможенной стоимости  (ДТС);

      4) корректировки таможенной стоимости  (КТС);

      4) таможенных приходных ордеров  (ТПО);

      5) электронных журналов;

      6) центральный реестр участников  ВЭД;

      7) справочники НСИ.

      1. Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена:

      1) с  Европейским бюро по борьбе  с мошенничеством (OLAF);

      2) с ГТС Украины;

      3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;

      4)  с таможенными службами других  иностранных государств (по мере  заключения соответствующих соглашений);

      5) с министерствами, федеральными  службами и агентствами (по  мере заключения соответствующих соглашений).

      1. Специализированные базы данных:

      1) паспортов сделок;

      2) валютного контроля;

      3) образцы оттисков печатей уполномоченных  банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;

      4) информации об административных  правонарушениях.

      1. Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.
      2. Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.
      3. Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности  таможенных органов и служебных проверок.
      4. Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.

      Уполномоченные  должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом ФТС России.

     В аналитической работе используются традиционные математико - статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей:

  1. В отношении таможенных органов:

      1) регионы Российской Федерации;

      2) таможенные органы, осуществляющие  таможенное оформление и выпуск;

      3) таможенные органы, расположенные  в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;

      4) соответствующие должностные лица.

  1. В отношении участников внешнеторговой деятельности:

      1) перевозчик;

      2) таможенный брокер;

      3) таможенный склад, склад временного  хранения;

      4) вид транспорта, номера транспортных  средств;

      1) декларант;

      2) отправитель;

      3) получатель товара.

  1. В отношении товара:

      1) код в соответствии с ТН  ВЭД;

      2) страна происхождения;

      3) страна отправления;

      4) иные показатели.

     Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

      В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов:

     1. Общероссийский - действует на всей  таможенной территории России.

    2. Региональный - действует в регионе деятельности  одного РТУ.

    3. Зональный  - действует в регионе деятельности  одной таможни.

     Решение об отнесении профиля риска к  одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается:

      - общероссийский – руководитель  ФТС России или лицо им уполномоченное;

      -  региональный – заместитель руководителя  ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.

      - зональный – начальник Главного  управления организации таможенного  контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

      В зависимости от сроков действия профили  рисков делятся на виды:

      -  краткосрочный (действует от 1 дня  до 1 месяца);

      -  среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);

      -  долгосрочный (от 3 до 6 месяцев);

      -  постоянный (более 6 месяцев).

      Конкретный  профиль риска исполняется на бланке установленной формы, в электронном  виде исполняется в среде Microsoft Word с использованием функции создания форм. Информация, представленная в профиле риска условно делится на четыре раздела: «Общие сведения», «Область риска», «Прямые меры по минимизации рисков» и «Контактная информация»

     Меры  по минимизации рисков делятся на прямые и косвенные,  в графическом виде их можно представить в следующем виде:

      

                         
                       
                       
                       
                       
                       

ПРОФИЛЬ РИСКА

 
 

      Прямые  меры по минимизации  рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом России, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:

      -  формы таможенного контроля;

      - использование средств идентификации  товаров и транспортных средств;

      - принятие мер по обеспечению  законодательства в соответствии  с процедурой внутреннего таможенного транзита;

      - сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела;

      -  иные меры (экспертиза товаров,  транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).

      К формам таможенного контроля, применяемых  в качестве прямых мер по минимизации  рисков, относятся:

      -   проверка документов и сведений;

      -   устный опрос;

      -   получение пояснений;

       - таможенное наблюдение;

      -  таможенный осмотр товаров, транспортных  средств, физических лиц и багажа;

      -   таможенный досмотр товаров и  транспортных средств;

      -   личный досмотр;

      -  проверка маркировки товаров,  специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

      -   осмотр помещений и территорий;

      -   таможенная ревизия в общей  и специальной формах.

      Использование средств идентификации товаров  и транспортных средств предполагает:

Информация о работе Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля