Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Риск3.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля 

      1). Внедрение системы  управления рисками  в таможенных органах

      2). Применение должностными  лицами таможенных  органов системы  управления рисками 

     1). Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

     Первый  этап внедрения системы управления рисками – «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

     Второй  этап - «Начальный» - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367).

     Названный План-график разработан во исполнение правовых норм ст. 358 Таможенного кодекса  РФ, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России «О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ». В мероприятиях Плана - графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:

      - систематизация деятельности подразделений  ФТС России по внедрению системы управления рисками;

      - стандартизация оборота документов  и информации при применении системы управления рисками;

      - упорядочение проводимой работы  по анализу информации;

      -  выявление причин и фактов  несоблюдения таможенного законодательства;

      - применение мер по повышению  эффективности таможенного контроля;

      - установление механизма взаимодействия структурных подразделений ФТС России, РТУ, таможен по выявлению рисков;

      -  формирование профилей рисков  и системы контроля за их  применением;

       - разработка единообразных методик  анализа информации для определения областей и индикаторов риска;

      - разработка и экспериментальное  внедрение информационно-технического  обеспечения системы управления  рисками в процесс таможенного  оформления и таможенного контроля.

     При этом, в основе мероприятий организационно - правового характера лежали разработка положения об отделе координации и применения системы управления рисками ГУОТК ФТС России и типовых положений координирующих подразделений РТУ и таможен, а также внесение изменений в положения о подразделениях ФТС России и соответствующие должностные инструкции в части прав, обязанностей и ответственности при применении системы управления рисками. Одновременно осуществлялись мероприятия направленные на:

      - проведение анализа существующих  правовых актов в области таможенного дела на предмет их актуальности при применении системы управления рисками;

      - разработку технологии взаимодействия  таможенных органов всех уровней при применении системы управления рисками;

      - разработку форм доведения профилей  рисков до таможенных органов, также способы обратной связи (информирование вышестоящих органов о применении соответствующих форм таможенного контроля);

      - оптимизацию существующих и разработку  новых методик обработки информации в целях выявления рисков, в том числе с использование новых программных средств;

      - разработку методик оценки эффективности применяемых форм таможенного контроля.

     Информационно - техническое обеспечение системы  управления рисками строится на:

      - анализе существующих программных  средств на предмет возможности их использования в системе управления рисками;

      - анализе существующих в ЕАИС  ФТС России информационных потоков и данных в целях их использования в системе управления рисками;

      - модернизации существующих, а также  разработке и внедрении новых программных средств для обработки информации в целях выявления рисков;

      - организации сбора, обработке,  рассылке, хранении и анализе  информации об участниках внешнеторговой деятельности путем формирования Центрального реестра субъектов ВЭД.

      Третий  этап внедрения системы управления рисками - «Совершенствование» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС  России от 10.03.2005 № 180. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности:

  1. Организационные мероприятия - внесение изменений в типовые положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы (приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 и Решение коллегии ФТС России 21 октября 2004 года, утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261).
  2. Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России:

      - составление перечня правовых  актов ГТК и ФТС России, РТУ  и таможен, противоречащих Концепции системы управления рисками, и представление соответствующих отчетов руководству ФТС России;

      - подготовка на базе отмененных  правовых актов соответствующих (проектов) профилей рисков;

      -  разработка и доведение профилей  рисков до таможенных органов;

      - анализ информации, содержащейся  в отчете о результатах применения прямых мер по минимизации рисков;

      - разработка соответствующими подразделениями  ФТС России методик обработки результатов применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

      - оптимизация существующих и разработка  новых методик обработки информации, содержащейся в ЕАИС ФТС России, в целях выявления рисков, в том числе с использованием программных средств;

      - разработка единой методики оценки  эффективности применяемых форм таможенного контроля, содержащейся в профилях рисков;

      - разработка порядка взаимодействия  подразделений таможенной инспекции с подразделениями координации и применения системы управления рисками;

      - подготовка и издание таможнями,  РТУ и подразделениями ФТС  России целевых методик по  выявлению рисков, в том числе  в разрезе типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска;

      - подготовка предложений и проведение  работы по обеспечению принципа выборочности, применения соответствующих форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров, транспортных средств, документов и лиц.

  1. Мероприятия по информационно-техническому обеспечению направлены на модернизацию и внедрение программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:

      - анализ научно - исследовательских  и опытно-конструкторских работ в целях использования их результатов в системе управления рисками;

      - анализ существующих в Единой  автоматизированной системе ФТС  России информационных потоков и данных в целях их применения при реализации системы управления рисками;

      - анализ существующих программных средств на предмет возможности их использования в системы управления рисками, подготовки предложений о необходимости их модернизации, интеграции  с другими программными средствами либо о прекращении их использования;

      - модернизация существующих, а также разработка и внедрение новых программных средств для реализации методик обработки информации в целях выявления рисков;

      - сбор, обработка, хранение и доведение  до таможенных органов информации об участниках внешнеторговой деятельности, содержащейся в центральном реестре субъектов ВЭД, а также выработка рекомендаций по ее применению при осуществлении таможенного контроля;

      - реализация пилотных проектов  в рамках создания системы  управления рисками (формирование и актуализация профилей рисков в электронном виде, а также разработка программного средства, позволяющего в автоматизированном режиме осуществлять выявление рисков на основе подготовленных методик и назначать проведение таможенного досмотра с применение генератора случайных чисел);

      - разработка программного обеспечения  формирования аналитической отчетности по результатам применения мер по минимизации рисков на основе информации, содержащейся в центральной базе данных ЕАИС  таможенных органов.

      Четвертый этап внедрения системы управления рисками – «Торговая модель». Указанный этап запланирован к реализации в 2008 году. Планируется ввести в действие Национальный центр системы управления рисками, возможно, по аналогии с действующими в других странах (Италия, Франция, США), соответствующий принципами построения и функционирования стандартам Всемирной торговой организации.  

     2). Применение должностными  лицами таможенных  органов системы  управления рисками в процессе таможенного контроля регламентирован рядом актов Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является - «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками», а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.

     Основная  роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов  по минимизации рисков отводится  аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:

     -область  риска - таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;

     -индикаторы  – определенные критерии, которые,  в совокупности, служат в качестве  практического инструмента для  выбора объекта повышенного таможенного контроля;

     -профиль  риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.

     Механизмы минимизации рисков при осуществлении  таможенного контроля представляют:

Информация о работе Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля