Система принятия управленческих решений в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение процесса принятия и реализации управленческих решений.
Задачи:
проанализировать процесс принятия управленческих решений;
систематизировать методы применяемые для принятия УР;
проанализировать систему принятия решений в организации;
разработать рекомендации по усовершенствованию системы принятия УР;

Оглавление

Введение
Глава 1. Принятие решений как основное содержание управленческой деятельности
1.1 Сущность управленческих решений
1.2 Общая характеристика процесса принятия управленческих решений
1.3. Методы принятия управленческих решений
Глава 2. Анализ системы принятия УР в «организация»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию системы принятия решений в организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Система принятия УР в современной организации 2.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

 

Форма юридического лица компании – Общество с ограниченной ответственностью – предполагает, что руководящая должность принадлежит директору – одному из учредителей Общества. Он выполняет следующие функции:

    • распоряжение имуществом фирмы,
    • устанавливает штатное расписание,
    • открывает расчетные и иные счета,
    • издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников,
    • определяет структуру аппарата управления, численность, квалификацию и штатный состав,
    • нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников компании,
    • подписывает договора с партнерами.

Штат компании составляет около 100 человек, из которых 22 относятся к  аппарату управления, остальной персонал занят на производстве.

Решения, принимаемые членами руководящего состава Компании, в зависимости от их функциональных обязанностей.

Финансовый директор:

    • Принятие решений, касающихся управления денежных потоков.
    • Принятие решений, касающихся рентабельности предприятия.

Коммерческий директор:

    • Формирование ценовой политики и приятие решений относительно отступлений от нее, в зависимости от предложений клиентов, возможностей Компании и общей ситуации на масложировом рынке.
    • Принятие решений, касающихся вопросов отдела закупа.
    • Принятие решений, касающихся продвижения продукции фирмы.
    • Производственный директор:
    • Принятие решений, касающихся процесса производства.
    • Регулирование мощности завода в зависимости от необходимого объема производства продукции.
    • Принятие решений, касающихся качества производимого товара на основании лабораторных исследований.

Из этого видно, что никто из членов руководящего состава не занимается решением вопросов связанных с управлением персонала, координированием организационной деятельности, порядком исполнения должностных инструкций. Поскольку ни одно глобальное решение не будет грамотно принято и тем более реализовано пока не будет организован порядок деятельности персонала, то необходимо рационализировать организационную структуру ООО «Диво».

 

 

2.2 Исследование системы принятия  решений в ООО «Диво»

Исследование системы принятия решений проведем на основе анализа схемы принятия управленческого решения, которая является общей. Исходя из этапов исследуемого процесса, план исследования будет выглядеть следующим образом:

1) анализ сбора информации;

2) анализ принятия решения;

3) анализ реализации решений;

4) анализ контроля.

Для проведения исследования будем  использовать данные опыта компании в 2009г..

Информационное обеспечение в  ООО «Диво» начинается с определения  того, какой именно области касается данная проблема:

1) Внутрифирменные вопросы, касающиеся работы персонала, изменений структуры фирмы, корпоративных мероприятий, отношений в коллективе применяются данные штатного расписания, результатов труда сотрудников, должностные инструкции, учитывается уровень взаимосвязи между различными структурами предприятия, личные отношения между сотрудниками.

2) Для решения вопросов связанных с поддержанием нормального функционирования оборудования или его модернизации используется информация, поступающая из отдела закупа, информации полученной в результате посещения выставок, посвященных этой теме, опыта сотрудников руководящего состава этого подразделения фирмы. Вопросы, связанные с закупом сырьевых материалов информацию подает менеджер по закупу, которую получает из предложений поступающих от партнеров, анализ рынка предложений сырьевых материалов и на основе данных НТП в этой области.

3) Для решения вопросов, касающихся сбыта информация поступает от отдела сбыта, которую менеджеры получают из, анализа рынка на основе информации о предложениях компаний-конкурентов и предложений от клиентов.

4) Для решения вопросов связанных с логистикой продукции используются данные всех отделов организации (закуп – сколько придет сырья, производство-мощность завода на данный период – количество готовой продукции, сбыт-объем заказов, необходимые сроки поставки и место доставки).

Принятие управленческого решения  зависит от выбора его метода. В  первую очередь выбор метода принятия решения зависит от лица, принимающего решение (далее по тексту – ЛПР). Здесь играет психологический фактор, т.е. что хочет получить ЛПР в конечном результате. Рассмотрим возможности применения каждого из описанных ранее методов.

Неформальный (решения применяются, когда высока степень неопределенности и риска в задаче, тогда решение  может быть принято на основе интуиции и субъективного мнения ЛПР). Вопросы, решаемые неформальным методом в ООО «Диво»:

    • связанные с форс-мажором (например, при изменении в составе конкурентов менеджер отдела сбыта на основе своего опыта может спрогнозировать поведение остальных конкурентов);
    • связанные с изменением в работе с имеющимися клиентами или определения условий для новых партнеров;
    • связанные с личными отношениями между сотрудниками;
    • решение, которые зависят от личного опыта сотрудников (в основном это производственное подразделение);
    • оперативные решения, требующие мгновенной реакции на возникшую проблему.

Коллективный (вопросы, решение которых  предполагает изучение мнения нескольких лиц). Вопросы, решаемые коллективным методом:

    • касающиеся определения дальнейшей стратегии компании (дальнейшее развитие или поддержание существующего положения);
    • связанные с изменением направления деятельности (добавление в свой ассортимент новых продуктов, либо координальная смена деятельности, либо прекращение деятельности или ее приостановление в результате возникших причин);
    • касающиеся изменений в работе персонала, штатного расписания, корпоративных мероприятий (изменение должностных инструкции сотрудников Компании, введение в штат дополнительных единиц либо их сокращение, направление сотрудников на тренинги и семинары, организация праздников).

Количественный (В их основе лежит  научно – практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений на основе конкретных цифр и расчетов). Вопросы, решаемые количественным методом:

    • Экономические показатели (расчет прибыльности обсуждаемого проекта, расчет величины издержек при реализации новых программ, определение срока окупаемости крупных вложений);
    • Технические показатели (мощность завода в зависимости от изменения его технических характеристик, качество конечного продукта);
    • Социальные показатели (проф. пригодность, стрессоустойчивость персонала, эффективность деятельности всех сотрудников в целом и каждого по отдельности на основе конкретных результатов).

Количественный метод позволяет  определить количественные показатели вариантов, тогда как любой метод обязательно должен быть сопряжен не только с прямым выбором наибольшего показателя, но и учитывать стратегию всей компании и возможности его реализации.

Анализ реализации решений. Реализация решений может проистекать несколькими способами:

1) Путем составления конкретного плана, с указанием ответственных лиц – сотрудников организации, и сроков выполнения. Как правило, это решения, принятые высшим руководящим звеном Компании, оформленные в приказном порядке. Это может быть план продаж на ближайший период, план движения денежных средств, план реализации закупа и внедрения нового оборудования, план проведения проверок какого-либо подразделения и др.

2) Путем делегирования полномочий по его выполнению третьим лицам. Как правило, такие решения принимаются высшим и средним звеном управления, и реализуются путем заключения договоров. Это решения касающиеся вопросов не связанных с прямой деятельностью компании, например, строительные работы, работы по изготовлению упаковочных материалов, реализация рекламных проектов, доставка продукции в дальние регионы.

3) Самостоятельная реализация ЛПР. Самостоятельно реализуются решения связанные с исполнением непосредственных обязанностей сотрудников. Такие решения принимаются каждым сотрудником организации в ходе его деятельности.

Контроль реализации управленческого  решения в ООО «Диво» зависит  от способа его реализации.

В случае составления планов реализации может быть двух видов: постоянный и  периодический. Постоянный контроль необходим тогда, когда решение принято в условиях неопределенности или риска, чтобы иметь возможность оперативного внесения изменений в окончательный вариант принятого решения. В остальных случаях применяется периодический.

В случае делегирования полномочий – окончательный. Окончательный контроль предполагает сопоставление конечного результата с целью принятого решения.

На основе проведенного исследования системы принятия решений в коммерческой организации ООО «Диво» составим SWOT-анализ, отражающий основные факторы, имеющие значение для определения направления путей совершенствования изучаемой темы.

Таблица 2

 SWOT-анализ принятия решений в ООО «Диво»

S

Сильные стороны

O

Возможности

Наличие всех стадий процесса принятия решения

Закрепление исполнения решения за конкретным лицом

Обязательная обоснованность принимаемого решения

Возможность творческой реализации в процессе разработки альтернатив

W

Слабые стороны

T

Угрозы

Отсутствие единого  источника информации

Несоответствие полученных результатов желаемым

Отсутствие единого  метода принятия решения

Негативный социальный эффект

Отсутствие учета социально-психологического аспекта

 

Схема принятия любого решения едина, но главным моментом является метод. В зависимости от того кокой метод  был выбран для принятия решения, так и будут протекать все этапы.

 

2.3 Анализ методов принятия решений  в ООО «Диво»

Проанализируем описанные выше методы принятия решения на основе поставленной задачи.

Известно три основных метода принятия управленческого решения. Рассмотрим использование каждого. Поскольку продажи в компании идут по двум каналам сбыта и способы достижения этой цели различны, то для примера возьмем городской отдел сбыта.

Итак, первый метод это неформальный. Информацией для принятия решения  этим методом будет являться личный опыт сотрудников и интуиция. Менеджером городского отдела на основании ситуации в отделе продаж было предложено два варианта альтернативного решения поставленной задачи, не просчитывая результатов каждого.

1-ый вариант. Увеличение объемов продаж имеющимся клиентам, путем предоставления им дополнительных скидок.

2-ой вариант. Увеличение объемов  продаж за счет выхода на  розничный рынок. Однако дальнейший  выбор в пользу того или  иного варианта будет сопряжен  с риском возникновения убытков, если не рассчитать размер допустимой скидки в первом варианте, и не определить размер издержек по второму варианту. Тем более не возможны дальнейшие стадии принятия решения, если не определен вариант решения. Поэтому применение неформального метода в данной задаче будет нелогичным, т.к. этот метод не предполагает под собой никаких экономических показателей. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

Коллективный метод принятия решения. Применение коллективного метода предполагает, что в принятии решения необходимо будет задействовать определенный круг лиц, касающихся данной проблемы. Это будут: менеджеры отделов сбыта, менеджер по рекламе, начальник отдела продаж, коммерческий директор. При разработке этого решения потребуется информация о всевозможных методах увеличения продаж, которые применяются на данный момент, данные их эффективности. На совещании в процессе обсуждения было выработано следующие альтернативы:

1-ый вариант. Увеличение объемов  продаж имеющимся клиентам, путем  предоставления им дополнительных  скидок.

2-ой вариант. Увеличение объемов продаж за счет выхода на розничный рынок.

3-ий вариант. Увеличение объемов  продаж за счет проведения  рекламной кампании.

4-ый вариант. Увеличение объема  продаж за счет расширения  ассортимента.

Однако реализация только третьего варианта требует крупных финансовых вложений в условиях неопределенности конечного результата. Практически невозможно спрогнозировать рост спроса в данной ситуации и определить ответственного за результат.

Реализация четвертого варианта так  же должна основываться на материальных вложениях в разработку, производство и внедрения на рынок, что сопряжено с высокой долей риска неоправданности такого проекта или большими сроками возврата вложенного капитала.

Поэтому остается два варианта, как  и в случае применения неформального метода. При этом сделать выбор из двух вариантов без обоснования экономических показателей также невозможно, поэтому для решения этой задачи будем использовать количественный метод принятия управленческого решения.

Информация о работе Система принятия управленческих решений в современной организации