Система принятия управленческих решений в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение процесса принятия и реализации управленческих решений.
Задачи:
проанализировать процесс принятия управленческих решений;
систематизировать методы применяемые для принятия УР;
проанализировать систему принятия решений в организации;
разработать рекомендации по усовершенствованию системы принятия УР;

Оглавление

Введение
Глава 1. Принятие решений как основное содержание управленческой деятельности
1.1 Сущность управленческих решений
1.2 Общая характеристика процесса принятия управленческих решений
1.3. Методы принятия управленческих решений
Глава 2. Анализ системы принятия УР в «организация»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию системы принятия решений в организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Система принятия УР в современной организации 2.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Система принятия управленческих решений в современной  организации.

Введение

Глава 1. Принятие решений как основное содержание управленческой деятельности

1.1 Сущность управленческих решений

1.2 Общая характеристика процесса принятия управленческих решений

1.3. Методы принятия управленческих решений

Глава 2. Анализ системы принятия УР в «организация»

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию системы принятия решений в организации

Заключение 

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

Цель работы: изучение процесса принятия и реализации управленческих решений.

 Задачи:

    • проанализировать процесс принятия управленческих решений;
    • систематизировать методы применяемые для принятия УР;
    • проанализировать систему принятия решений в организации;
    • разработать рекомендации по усовершенствованию системы принятия УР;
    •  

Глава 1: Принятие решений как основное содержание управленческой деятельности

    1. Сущность управленческих решений

Принятие решений пронизывает  всю управленческую деятельность, решения  принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности». Далее он отмечал, что любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия». Управление, таким образом, можно рассматривать как процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия.[14]

В литературе имеет место смешение понятий «решение руководителя (менеджера)» и «управленческое решение». Оба понятия объединяются единым названием «управленческое решение». Следует проводить различие между этими понятиями. Первое понятие характеризует принятие руководителем любых решений, вытекающих из характера его деятельности (управленческих, экономических, производственных и т.п.). Это расширенная трактовка понятия управленческого решения. Здесь затрагиваются разнообразные сферы деятельности, которыми управляет руководитель (финансовые, производственные, сбытовые и др.).

Вторая трактовка предполагает принятие решений только в разрезе  выполнения отдельных функций управления (планирования, организации, мотивации  и контроля).

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность  может быть положена в основу определения  процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие  субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.

Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций  управления. Выделение функций в  процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Процесс управления

В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции.

В табл. 1.2. представлены важнейшие  решения, типичные для различных  функций управления.

Таблица 1.2

Решения, типичные для  функций управления

Планирование

Выбор миссии

Выработка предположений о ситуации в будущем

Определение целей

Выбор стратегий по достижению поставленных целей

Формирование мероприятий по реализации стратегий

Организация

Решения для адаптации организационной структуры под новые цели и задачи

Рационализация распределения  задач, обязанностей и прав

Кадровые решения: найм и увольнения, создание резерва на выдвижение, повышение  квалификации

Мотивация

Выбор системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации

Выбор социальных методов стимулирования эффективного труда

Создание надлежащего морального климата в организации

Принятие решений по разработке мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры

Контроль

Создание системы контроля; выбор  методов учета, анализа и внесения коррективов — для всех трех видов  контроля: упреждающего, текущего и заключительного


Выполнение общих и частных  функций управления требует принятия решений. Например, при планировании принимаются плановые решения, при организации - организационные решения, при мотивации - стимулирующие решения. В каждую такую функцию управления можно «встроить» рассматриваемые ниже процедуры принятия решений. С этой точки зрения принятие решения, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Принятие решений обеспечивает ответы на вопросы, что делать и как делать, возникающие при реализации всех функций управления.

Кроме того, управленческое решение связывает  функции управления, поскольку процесс управления, представляющий последовательную реализацию функций управления и направленный на достижение поставленных целей, может в целом рассматриваться как принятие решения. Так, планирование, как ранее уже отмечалось, предполагает постановку целей и выбор альтернатив и мероприятий по их достижению, организация и мотивация характеризуют главные действия по реализации принятого планового решения, а контроль предполагает оценку уровня выполнения принятого решения.

Таким образом, имеет место взаимосвязь функций управления и процедур принятия решений. По сути дела, это трудноотделимые друг от друга виды управленческой деятельности. Знание методов, средств и процедур процесса принятия решений является необходимым условием повышения эффективности выполнения отдельных функций управления, управления в целом.

Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание  которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую  систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.

А) Рассмотрим классификацию управленческих решений по признакам.

Решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.

Решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Сюда относятся решения, принимаемые на началах общественного самоуправления. В настоящее время этот процесс интенсивно развивается, особенно в связи с акционированием и общим повышением роли производственного коллектива.

Б) Классификация решений по степени определенности ситуации. Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого их альтернативных вариантов выбора. Примером определенного решения является то, что руководитель, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно может установить, какими будут затраты на производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могу быть рассчитаны с высокой точностью.

Неопределенность. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Вторая возможность - действовать или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации ии затраты на нее чересчур высоки.

 Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива.

В) Классификация решений по характеру целей и длительности действий. Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач. Стратегические цели - это цели, предусматривающие решение масштабных проблем и относятся к компании в целом. Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года. Тактические цели - это задачи, предусматривающие решение частных проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения которых требуют стратегические сели организации. Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца. Операционные цели - это задачи, предусматривающие решения текущих вопросов, намечаемые менеджерами нижнего звена и описывающие дейсвия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей.

Г) Классификация решений по алгоритму.

Запрограммированные решения. Запрограммированные решения - это есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. [12]

рис.1.2. Классификация управленческих решений

    1.  Общая характеристика процесса принятия решения

Принятие решений происходит во времени, поэтому вводится понятие  процесса принятия решений. Этот процесс  состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации.

Часто лицо принимающее решение (ЛПР) не в состоянии проанализировать и четко осмыслить принимаемое  решение. Большое значение при принятии решений играет интуиция. Рассмотренная ниже логическая схема процесса принятия решения помогает ему это сделать, включая ЛПР в контур принятия решения.

Представление процесса принятия решений  как логически упорядоченной  совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет структурно упорядочить процесс принятия решений и выбрать методы, на основе которых рационально проводится поиск и принятие наилучшего решения.

Упорядочение процесса принятия решения  в какой-то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.

В зависимости от того, на каких  аспектах при рассмотрении  процесса решения делается акцент, этот процесс можно структурировать на отдельные этапы, руководствуясь различными принципами. Рассмотрим последовательность действий по целенаправленному выбору наилучшего варианта решения из выявленного их множества и роль руководителя в этом процессе. С учетом изложенного предлагается следующая схема процесса принятия  решения (Приложение 1).[13]

В приложении 1 этапы и процедуры  имеют между собой прямые и обратные связи.  Обратные связи отражают итеративный циклический характер зависимости между этапами и процедурами. Итерации в процессе принятия решений обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения определенных процедур и возврата к работам на любой предшествующий этап.

Кратко охарактеризуем некоторые этапы процесса принятия решения,

Выявление и описание проблемной ситуации

Деятельность организаций направлена на  достижение целей в условиях ограниченности   всех видов ресурсов. Непрерывно возникающие изменения в организации и окружающей ее среде приводят к появлению проблемной ситуации. Для решения этих проблемных ситуаций и строится система принятия решений. 

Проблемная ситуация характеризуется сочетанием проблемы и тех конкретных условий в которых она возникла, а главное — будет решаться.

Проблемную ситуацию характеризует  срочность, настоятельность принятия решения, место в организации и лицо, которое должно принимать решения. Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для оценки времени, располагаемого для принятия решения, и величины ресурсов,  необходимых для этого. Оценка величины ресурсов, необходимых для реализации принятого решения, осуществляется на последующих этапах процесса принятия решения.

Конечным результатом принятия решения на данном этапе является составление общего списка проблем, требующих решения, и краткое описание проблемной ситуации для отдельных проблем.

Информация о работе Система принятия управленческих решений в современной организации