Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и сравнить практику применения систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала в организациях и органах государственного управления России и зарубежных стран.
Гипотеза исследования. На современном этапе становления рыночных отношений в России всё большее значение начинают приобретать нематериальные стимулы эффективности труда сотрудников организаций и органов государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ЭКОНОМИКО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Концептуальные основы систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала организации 6
1.2 Основные формы систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала 12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 18
2.1 Основные типы мотивационного поведения персонала и соответствующие им формы стимулирования эффективности труда 18
2.2. Системы мотивации и стимулирования эффективности труда государственных служащих 22
2.3 Зарубежный и российский опыт стимулирования эффективности труда персонала 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Можно отметить, что на предприятиях, где оплата труда не достигает высокого уровня, наиболее применимы административные и социально-психологические методы управления персоналом. Это в большей степени относится к государственным предприятиям. В организациях, где оплата труда играет решающее значение в мотивации эффективности труда работников, менеджеры применяют в основном методы материального стимулирования.
Тем не менее, только системный подход к использованию разнообразных стимулирующих систем позволит получить наибольший результирующий эффект.
При этом конечной целью систем мотивации и стимулирования должно стать формирование у сотрудника организации заинтересованности в результатах своей работы и результатах работы своей команды, появления осознания того, что чем качественнее будут выполнены возложенные на него обязанности, тем на более высокое вознаграждение своего труда он может рассчитывать. Сегодня всё чаще в экономической литературе встречается словосочетание «ориентация на результат», отражающее нацеленность субъектов деятельности на достижение конкретных результатов в своей работе и оценку степени её выполнения по конкретным достигнутым показателям. Именно принцип «ориентации на конечный результат» должен стать основополагающим принципом систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала.
Для более продуктивного воздействия на персонал организации с целью повышения эффективности его труда необходимо применение самых разнообразных систем стимулирования и мотивации.
При
этом необходимо учитывать то, к
какому классу типов мотивационного
поведения можно отнести
Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение сотрудника в организации.
Мотивационные типы можно разделить на два класса:
1) класс избегательной мотивации – человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения;
2) класс достижительной мотивации – человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится.
Теперь детализируем представления о мотивационных типах.
Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.
Различают следующие "чистые" типы мотивации:
Каждый
сотрудник с точки зрения его мотивации
представляет собой сочетание в некоторых
пропорциях пяти чистых мотивационных
типов.
Рисунок 2.1 – Сочетание мотивационных типов персонала организации
Таблица 2.1 – Характеристика чистых мотивационных типов работников
Тип | Характеристика |
Избегательный класс мотивации | |
Люмпенизированный | - все равно, какую
работу выполнять, нет предпочтений;
- согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше; - низкая квалификация; - не стремится повысить квалификацию, противодействует этому; - низкая активность и выступление против активности других; - низкая ответственность, стремление переложить ее на других; - стремление к минимизации усилий. |
Достижительный класс мотивации | |
Инструментальный | - интересует цена
труда, а не его содержание (то есть труд
является инструментом для удовлетворения
других потребностей, отсюда и название
этого типа мотивации);
- важна обоснованность цены, не желает "подачек"; - важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно. |
Профессиональный | - интересует
содержание работы;
- не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили; - интересуют трудные задания – возможность самовыражения; - считает важной свободу в оперативных действиях; - важно
профессиональное признание, |
Патриотический тип | - необходима идея,
которая будет им двигать;
- важно общественное признание участия в успехе; - главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме. |
Хозяйский тип | - добровольно принимает
на себя ответственность;
- характеризуется обостренным требованием свободы действий; - не терпит контроля. |
Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования:
1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны
5. Патернализм (забота о работнике) – дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.
7. Привлечение к совладению и участию в управлении.
Итак,
на человека, который описывается
некоторым мотивационным
Эта реакция может быть:
- положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось;
- нейтральной;
- отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается.
Понятийная
модель "Мотивация-стимул" устанавливает
связь между чистыми
Формы стим-ния | Мотивационный тип | ||||
Инстр-ный | Профес-ный | Патриотический | Хозяйский | Люмп-ный | |
Негативные | Нейтральна | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Денежные | Базовая | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна |
Натуральные | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна | Базовая |
Моральные | Запрещена | Применима | Базовая | Нейтральна | Нейтральна |
Патернализм | Запрещена | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Орган-ные | Нейтральна | Базовая | Нейтральна | Применима | Запрещена |
Участие в управлении | Нейтральна | Применима | Применима | Базовая | Запрещена |
Таблица 2.2 – Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Примечание:
- "базовая" - наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;
- "применима" - данная форма стимулирования может быть использована;
-
"нейтральная" - применение данной
формы стимулирования не
- "запрещена" - применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.
Описанная модель "Мотивация-стимул" может применяться при формировании политики стимулирования персонала.
Путем разработки и применения системы стимулирования она позволяет сформировать и поддерживать определенный мотивационный профиль компании, соответствующий реализуемой стратегии развития. В этом случае система стимулирования должна создавать предельно некомфортные условия для персонала с нежелательным мотивационным типом, и создавать благоприятные условия для работников с приемлемым мотивационным типом. Тем самым, будет происходить "вымывание" персонала с неблагоприятным типом мотивации, взамен которого будет производиться набор нового персонала, имеющего желательную структуру мотивации.
Государственная гражданская служба в РФ рассматривается как профессиональная служебная деятельность граждан по реализации исполнения властных полномочий государственных органов управления, требующая высокого уровня компетентности в рамках осуществляемых полномочий и государственного уровня ответственности за результаты деятельности. От количественных и качественных характеристик кадров, уровня образования, профессионального опыта, деловых и нравственных качеств государственных служащих зависит возможность и способность государства обеспечить эффективную взаимосвязь властных структур и общества, осуществлять управленческие функции, соблюдать интересы, права и свободы граждан в РФ. Система мотивации эффективности труда государственных служащих будет рассмотрена нами через мотивацию государственных служащих к повышению уровня своего профессионализма и компетентности, так как именно эти качества специалистов во многом определяет эффективность и качество выполняемой работы.
Профессионализм государственных служащих – это способность государственных служащих систематически, эффективно и надёжно исполнять служебную деятельность различной сложности, а также успешно решать профессиональные задачи.
Принцип профессионализма и компетентности в соответствии с новой концепцией государственной кадровой политики в РФ2 определён как один из основных принципов организации государственной службы.
Современная стратегия управления персоналом государственной службы должна быть направлена на более полное и эффективное использование потенциала государственных служащих, т.е. его способностей и возможностей как личности на основе стимулирования его всестороннего развития.
Для
того, чтобы добиться должного уровня
профессионализма от государственных
служащих необходимо учитывать те основные
мотивы, которые движут ими в процессе
выполнения профессиональной деятельности,
а также применять соответствующие системы
стимулов, направленные на реализацию
мотивов.
Рисунок 2.2 – Система мотивов и стимулов повышения профессионализма государственных гражданских служащих
Изучение зарубежного опыта прохождения государственной службы позволяет выделить 4 типа личных целей у служащих:
- стремление к безопасности;
- стремление к власти;
- забота об укреплении престижа;
- стремление к повышению жизненного уровня.
Эти 4 типа охватываются единым понятием «продвижение по службе», или желанием сделать карьеру.
Изучение зарубежного опыта мотивации государственных служащих позволяет провести сравнение с мотивационными установками государственных гражданских служащих в РФ, выявить факторы, способствующие их профессиональному развитию.
Диагностика
мотивации профессионального
Информация о работе Система мотивации и стимулирования эффективности труда персонала