Система мотивации и стимулирования эффективности труда персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть и сравнить практику применения систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала в организациях и органах государственного управления России и зарубежных стран.

Гипотеза исследования. На современном этапе становления рыночных отношений в России всё большее значение начинают приобретать нематериальные стимулы эффективности труда сотрудников организаций и органов государственного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ЭКОНОМИКО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Концептуальные основы систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала организации 6
1.2 Основные формы систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала 12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 18
2.1 Основные типы мотивационного поведения персонала и соответствующие им формы стимулирования эффективности труда 18
2.2. Системы мотивации и стимулирования эффективности труда государственных служащих 22
2.3 Зарубежный и российский опыт стимулирования эффективности труда персонала 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Система мотивации.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     Можно отметить, что на предприятиях, где оплата труда не достигает высокого уровня, наиболее применимы административные и социально-психологические методы управления персоналом. Это в большей степени относится к государственным предприятиям. В организациях, где оплата труда играет решающее значение в мотивации эффективности труда работников, менеджеры применяют в основном методы материального стимулирования.

     Тем не менее, только системный подход к использованию разнообразных стимулирующих систем позволит получить наибольший результирующий эффект.

     При этом конечной целью систем мотивации  и стимулирования должно стать формирование у сотрудника организации заинтересованности в результатах своей работы и результатах работы своей команды, появления осознания того, что чем качественнее будут выполнены возложенные на него обязанности, тем на более высокое вознаграждение своего труда он может рассчитывать. Сегодня всё чаще в экономической литературе встречается словосочетание «ориентация на результат», отражающее нацеленность субъектов деятельности на достижение конкретных результатов в своей работе и оценку степени её выполнения по конкретным достигнутым показателям. Именно принцип «ориентации на конечный результат» должен стать основополагающим принципом систем мотивации и стимулирования эффективности труда персонала.

 

      2 ПРАКТИЧЕСКОЕ  ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ  МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА

      2.1 Основные типы мотивационного поведения персонала и соответствующие им формы стимулирования эффективности труда

 

     Для более продуктивного воздействия на персонал организации с целью повышения эффективности его труда необходимо применение самых разнообразных систем стимулирования и мотивации.

     При этом необходимо учитывать то, к  какому классу типов мотивационного поведения можно отнести трудовое поведение сотрудников организации.

     Существует  несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение сотрудника в организации.

     Мотивационные типы можно разделить на два класса:

     1) класс избегательной мотивации – человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения;

     2) класс достижительной мотивации – человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится.

     Теперь  детализируем представления о мотивационных  типах.

     Каждый  человек представляет собой сочетание  всех или некоторых из мотивационных  типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.

     Различают следующие "чистые" типы мотивации:

  • люмпенизированный (избегательный класс);
  • инструментальный (достижительный класс);
  • профессиональный (достижительный класс);
  • патриотический (достижительный класс);
  • хозяйский (достижительный класс).

     Каждый  сотрудник с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов. 

Рисунок 2.1 – Сочетание мотивационных типов персонала организации

     

Таблица 2.1 – Характеристика чистых мотивационных  типов работников

     Тип Характеристика
Избегательный класс мотивации
Люмпенизированный - все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;

- согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;

- низкая квалификация;

- не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;

- низкая активность и выступление против активности других;

- низкая ответственность, стремление переложить ее на других;

- стремление к минимизации усилий.

Достижительный класс мотивации
Инструментальный  - интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);

- важна обоснованность цены, не желает "подачек";

- важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Профессиональный  - интересует  содержание работы;

- не  согласен на неинтересные для  него работы сколько бы за них не платили;

- интересуют  трудные задания – возможность самовыражения;

- считает  важной свободу в оперативных  действиях; 

- важно  профессиональное признание, как  лучшего в профессии.

Патриотический  тип - необходима идея, которая будет им двигать;

- важно общественное признание участия в успехе;

- главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.

Хозяйский тип - добровольно принимает на себя ответственность;

- характеризуется обостренным требованием свободы действий;

- не терпит контроля.

     Теперь  приведем некоторую классификацию  форм стимулирования:

     1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.

     2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.

     3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.

     4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны

     5. Патернализм (забота о работнике) – дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.

     6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.

     7. Привлечение к  совладению и участию  в управлении.

     Итак, на человека, который описывается  некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение  в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем.

     Эта реакция может быть:

     - положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось;

     - нейтральной;

     - отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается.

     Понятийная  модель "Мотивация-стимул" устанавливает  связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них  формами стимулирования. 

   
Формы стим-ния  Мотивационный тип
Инстр-ный Профес-ный  Патриотический  Хозяйский Люмп-ный 
Негативные  Нейтральна  Запрещена Применима Запрещена Базовая
Денежные  Базовая Применима Нейтральна  Применима Нейтральна 
Натуральные Применима Нейтральна  Применима Нейтральна  Базовая
Моральные Запрещена Применима Базовая Нейтральна  Нейтральна 
Патернализм Запрещена Запрещена Применима Запрещена Базовая
Орган-ные Нейтральна  Базовая Нейтральна  Применима Запрещена
Участие в управлении Нейтральна  Применима Применима Базовая Запрещена

   Таблица 2.2 – Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования

     Примечание:

     - "базовая" - наибольшая ориентированность  данной формы стимулирования  на человека с данным типом  мотивации;

     - "применима" - данная форма стимулирования  может быть использована;

     - "нейтральная" - применение данной  формы стимулирования не окажет  никакого воздействия на сотрудника и он будет продолжать действовать как прежде;

     - "запрещена" - применение данной  формы стимулирования приведет  к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.

     Описанная модель "Мотивация-стимул" может  применяться при формировании политики стимулирования персонала.

     Путем разработки и применения системы  стимулирования она позволяет сформировать и поддерживать определенный мотивационный профиль компании, соответствующий реализуемой стратегии развития. В этом случае система стимулирования должна создавать предельно некомфортные условия для персонала с нежелательным мотивационным типом, и создавать благоприятные условия для работников с приемлемым мотивационным типом. Тем самым, будет происходить "вымывание" персонала с неблагоприятным типом мотивации, взамен которого будет производиться набор нового персонала, имеющего желательную структуру мотивации.

      2.2. Системы мотивации и стимулирования эффективности труда государственных служащих

 

     Государственная гражданская служба в РФ рассматривается  как профессиональная служебная  деятельность граждан по реализации исполнения властных полномочий государственных  органов управления, требующая высокого уровня компетентности в рамках осуществляемых полномочий и государственного уровня ответственности за результаты деятельности. От количественных и качественных характеристик кадров, уровня образования, профессионального опыта, деловых и нравственных качеств государственных служащих зависит возможность и способность государства обеспечить эффективную взаимосвязь властных структур и общества, осуществлять управленческие функции, соблюдать интересы, права и свободы граждан в РФ. Система мотивации эффективности труда государственных служащих будет рассмотрена нами через мотивацию государственных служащих к повышению уровня своего профессионализма и компетентности, так как именно эти качества специалистов во многом определяет эффективность и качество выполняемой работы.

     Профессионализм государственных служащих – это способность государственных служащих систематически, эффективно и надёжно исполнять служебную деятельность различной сложности, а также успешно решать профессиональные задачи.

     Принцип профессионализма и компетентности в соответствии с новой концепцией государственной кадровой политики в РФ2 определён как один из основных принципов организации государственной службы.

     Современная стратегия управления персоналом государственной  службы должна быть направлена на более  полное и эффективное использование  потенциала государственных служащих, т.е. его способностей и возможностей как личности на основе стимулирования его всестороннего развития.

     Для того, чтобы добиться должного уровня профессионализма от государственных служащих необходимо учитывать те основные мотивы, которые движут ими в процессе выполнения профессиональной деятельности, а также применять соответствующие системы стимулов, направленные на реализацию мотивов. 

Рисунок 2.2 – Система мотивов и стимулов повышения профессионализма государственных гражданских служащих

     

     Изучение  зарубежного опыта прохождения  государственной службы позволяет  выделить 4 типа личных целей у служащих:

     - стремление к безопасности;

     - стремление к власти;

     - забота об укреплении престижа;

     - стремление к повышению жизненного уровня.

     Эти 4 типа охватываются единым понятием «продвижение по службе», или желанием сделать карьеру.

     Изучение  зарубежного опыта мотивации  государственных служащих позволяет  провести сравнение с мотивационными установками государственных гражданских служащих в РФ, выявить факторы, способствующие их профессиональному развитию.

     Диагностика мотивации профессионального развития позволяет использовать имеющиеся  способы и средства для профессионального  самосовершенствования всех сотрудников, создавать соответствующие психологические и организационные условия для поддержания стабильных и высоких результатов профессиональной деятельности гражданских служащих.

Информация о работе Система мотивации и стимулирования эффективности труда персонала