Шпаргалка по теме "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

менеджемент.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

Концепция проектирования работы. Анализ работы. Параметры работы. Восприятие содержания работы. Влияние технологии на проектирование работы. Модели проектирования работы. Условия и факторы выбора модели проектирования работы.

Концепция проектирования работ. Работа - деятельность, включающая выявление участников процесса, определения их прав и ответственности  и описание временной последовательности. Проектирование работы - процесс создания как формальной, так и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником. Данный процесс включает ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимость данной задачи с другими задачами, решаемыми как внутри, так и вне организации. В результате проектирования работы руководство определяет, как делать работу и кому следует ее делать, то есть данный процесс позволяет четко выделить и описать тот или иной участок работы. Перепроектирование работы - изменение дизайна работы, обусловленное течением времени и развитием новых процессов в управлении организацией. Применяется, когда руководство организации принимает решения пересмотреть ответы на вопросы что и как делать.

Анализ  и параметры работы. Анализ работы - объективное описание работы, то есть ее содержание, требования к ней  и ее окружение. Функциональный анализ работы (ФАР) - подход к отношению содержания работы, который включает в себя описание того: что делает работник по отношению к другим работам, какие методы использует, какие машины и оборудование использует, и какой продукт или услуга производится в процессе выполнения работы. Данный подход широко используется на практике для подготовки штатного расписания. Должностной аналитический вопросник (ДАВ) - Описание характеристик индивида путем анализа следующих параметров: информационные источники, необходимые для работы; принимаемые решения; физические действия и умения, требуемые для выполнения работы; характер межличностных отношений и реакция индивида на условия работы. Данный метод служит базой при подготовке квалификационных справочников. Должностные инструкции - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации. Содержание работы - действия, которые должны быть выполнены в рамках конкретной работы. Масштаб работы - количество задач или операций, которые работник должен выполнить. Сложность работы - степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом. Отношения по работе - установление межличностных связей между исполнителями работы и другими работниками, как по поводу работы, так и в связи с другими видами работ. Контекст работы - Внешние по отношению к работе факторы физического, социального и другого характера, описывающие условия, в которых она должна выполняться. Объем работы - количество различных операций, выполняемых одним работником, и частота их повторения. Требования к работе - необходимые для выполнения работы качества индивида, такие как навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание и другие индивидуальные качества. Узкоспециализированная работа - работа, включающая несколько задач или операций (низкий масштаб), которые реализуются с помощью предписанных средств (низкая сложность). Широкоспециализированная работа - работа, включающая большое количество задач или операций (высокий масштаб), реализация которых предполагает творческий подход (высокая сложность).

Модели  проектирования работы. Метод обследования - метод диагностики проблемы на предмет ее обогащения, который основан  на использовании тестов, анкет и  вопросников. Метод структурных  решений - метод диагностики работы на предмет ее обогащения, основанный на выявлении внутриорганизационных  компонентов, которые отражают недостатки в работе. Для определения проблем  в самой работе и определения  уровня желательности ее обогащения проводится анализ пяти компонентов: инспектора и проверяющие, разрешители проблем, коммуникация и связь с потребителем, комплексные бригады, узкий масштаб управляемости. Модель социотехнической системы - модель проектирования работ, которая направлена на оптимизацию отношений между технической и социальной системами. Более эффективна при проектировании работ для вновь создающегося предприятия. Данная модель строится на изменении такого параметра как отношения по работе. Социальная система - часть модели социотехнической системы, которая включает в себя «человеческий фактор» в организации (влияние, организационная культура, управление и др.), влияющие на индивида, на группу и на их отношение к работе и к организации.

Технологическая система - часть модели социотехнической системы, которая включает в себя анализ производственного процесса (технологии) работы: когда и где  должна выполняться работа, как должна выполняться работа, взаимозависимость  при выполнении работы. Модераторы - элемент модели социотехнической системы, призванный уравновешивать социальную и технологическую части системы: роли по выполнению работы (устанавливают  образцы ожидаемого поведения), цели (помогают сочетать желания работников с техническими возможностями), умения и способности. Построение работы - модель проектирования работы, в основе которой рассматриваются такие  элементы как предполагаемые для  работы операции, используемые методы, время и место работы, показатели выполнения работы и взаимоотношения  между человеком и машиной. Данная модель строится на специализации и  эффективности выполнения работы. Обогащение работы - модель проектирования работы, которая основана на добавлении функций  или задач, позволяющих повысить ответственность исполнителя за планирование, организацию, контроль и  оценку своей собственной работы. Данная модель строится на изменении  такого параметра как сложность  работы и отношения по работе. Расширение масштаба работы - модель проектирования работы, основанная на расширении количества операций или задач, выполняемых работником. Целью данной модели является разнообразие и повышение привлекательности работы путем добавления рабочих функций. Реорганизация труда - изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников. Ротация работы - модель проектирования работы, в основу которой положено перемещение работника с одной работы на другую и соответственно предоставление ему возможности выполнять более разнообразные функции. Данная модель строится на изменении такого параметра как сложность работы. Делегирование полномочий - передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.

Условия и факторы выбора модели проектирования работы. Те руководители, которые стремятся  улучшить и качество жизни на работе, и организационную эффективность, предпочитают модели обогащения работы социотехническую модель и организационное  развитие. Однако руководители, которых  больше волнует производство и его  эффективность, концентрируются на моделях построения работы, расширения масштаба работы и ротации работы. Технология является важной переменной в проектировании работы. Некоторые  работы просто не могут быть обогащены  без радикальной перестройки  всех операций. Когда работу нельзя изменить, то должны использоваться другие подходы (например, введение гибкого  графика работы), которые могут  смягчить «не обогащаемую» работу. Также могут использоваться в  этих целях новые информационные технологии, особенно те, которые способствуют внедрению роботов в производство, устраняющих утомительную и рутинную работу и тем самым - необходимость  ее перепроектирования. Руководителям  следует попытаться понять все перечисленные  модели проектирования работы и использовать их в отдельности или в комбинации таким образом, чтобы это в  наибольшей степени соответствовало  организации, подразделению или  участку работы.

 

Менеджмент

11)Миссия  и цели организации

Миссия - это причина существования предприятия.

  Миссия определяется в процессе  стратегического планирования, она  и является основной стратегией  предприятия, в соответствии с  которой строится вся остальная  деятельность. Ее принятие позволяет  четко определить назначение  деятельности данного предприятия  и не дает руководителям возможности  ориентироваться на личные интересы. Например, Генри Форд определил  миссию своего предприятия как  предоставление людям дешевого  автотранспорта.

Выбор миссии придает деятельности предприятия  стабильность, так как определяются основные принципы его работы. Миссия позволяет организации быть гибкой и в случае необходимости изменить ее профиль.

  Для выбора миссии предприятию  необходимо четко определить, кто  будет являться его клиентами и какие потребности покупателей оно будет удовлетворять. На основе миссии определяются цели деятельности.

Цель  деятельности - это желаемое состояние  объекта управления через определенное время.

  От ее правильного формулирования  зависит слаженность работы персонала.  Но как бы хорошо ни были  сформулированы цели предприятия,  их необходимо довести до персонала,  чего на наших предприятиях  зачастую не происходит из-за  недостаточно развитой системы  коммуникаций.

  Основная цель любого предприятия  - это получение прибыли. Зачастую  эта цель отождествляется с  миссией, но в этом кроется  огромный подвох для самой  организации, так как в данном  случае руководителю очень сложно  выделить деятельность своей  фирмы среди конкурентов и,  как следствие, рассчитывать на  долгое существование.

  В условиях рыночных отношений  с учетом постоянных изменений  положения самого предприятия  его конкурентов, посредников,  покупателей, форм финансирования  и состояния отрасли, в которой  работает организация, обязательной  целью менеджмента также является  преодоление риска или рисковых  ситуаций не только в настоящем,  но и в будущем.

Цели  устанавливаются на основе следующих  принципов:

конкретности  и измеримости;

достижимости  и реальности. Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать  способностям работников;

наличия сроков исполнения;

эластичности  целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в  наших постоянно меняющихся условиях.

  Цели предприятия могут быть  краткосрочными, среднесрочными и  долгосрочными.

Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может  быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа  залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д.

Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

Долгосрочные  цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.

  После установления миссии и  цели предприятие может приступать  к дальнейшей деятельности.

С точки зрения логики действий, выполняемых  при установлении целей, можно считать, что процесс установления целей  в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов   а н а л и з а   с  р е д ы,   на второй — выработка  соответствующей   м и с с и и    и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение  четырех фаз:

• выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;

• установление целей для организации  в целом;

• построение иерархии целей;

• установление индивидуальных целей.

Модель  целей организации содержит в  себе как описание собственно целей  и их характеристик, так и взаимосвязей между ними. В рамках этой модели между ее элементами устанавливаются  иерархические отношения «цель-средство», предполагающие, что достижение каждой нижестоящей цели становится одним  из средств для достижения вышестоящей.

Графически  модель целей отображается в виде иерархической диаграммы (набора диаграмм), называемой деревом целей.

Описание  характеристик целей может быть выполнено как в табличной  форме (при наличии значительного  объема структурируемой информации), так и в графической.

Основой для построения вершины дерева целей  становится набор стратегических целей, определяемых в рамках стратегии  организации. Здесь следует обратить внимание на то, что стратегически  значимыми следует признать не только те цели, которые определяют направления  стратегического развития, но и долгосрочные цели, связанные с поддержанием функционирования системы управления и посистем, связанных с производством и обеспечением.

Достижение  стратегических целей обеспечивается достижением как операционных (регулярных, перманентно достигаемых) целей, так  и проектных (уникальных по своему содержанию) целей.

Цели в  рамках модели необходимо тщательно  классифицировать и соответствующим  образом структурировать в рамках диаграмм - таким образом, чтобы они  становились презентабельными и  максимально понятными для их читателя.Выделение, описание и иерархическое упорядочивание каждой из целей выполняется посредством выполнения ряда соответствующих аналитических процедур и процедур согласования и утверждения.К каждой из определяемых на нижнем уровне детализации целей, насколько это возможно, применяются требования SMART (Specific - конкретная; Measurable - измеримая; Achievable - достижимая; Realistik - реалистичная; Timed - ограниченная по времени).

(14)Бизнес-план  фирмы – сущность, структура,  общая характеристика основных  разделов.

БП (раньше технико – производственный финансовый план) – комплексная программа развития фирмы. Основная черта – точность не количественных показателей, а качественное обоснование каждого раздела. Он служит своим качеством для фирмы и для ее престижа.

БПрассматривается часто как квалифицированный рекламный проспект, выполненный на профессиональном уровне. Они имеют различные виды, это определяется целью, которой он служит.

БП бывают:

– долгосрочными (больше трех лет),

– среднесрочными,

– текущими (годовые, квартальные).

В зависимости  от задач БП подразделяется на:

1) бизнес - план  по созданию фирмы, 

2) бизнес - план  производственной деятельности  действующей фирмы, 

3) бизнес - план  выпуска новой продукции и  изменения структуры фирмы, 

4) бизнес - план  технического перевооружения (замена  части оборудования без строительно - монтажных работ),

5) бизнес план  реконструкции (замена значительной  части оборудования со строительно - монтажными работами, необходимыми для замены оборудования).

Информация о работе Шпаргалка по теме "Менеджмент"