Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент"
Менеджмент как наука
Понятие менеджмент является весьма общим и имеет разнообразное применение. В нем сводится воедино различные принципы, роли, виды деятелности и функции. При этом господствующее употребление этого термина, который базируется на англо-американской трактовке этого понятия предполагает у него наличие 2-х измерений: 1) менеджмент как функциональное понятие охватывает процессы и функции, характеризующие деятельность фирмы (закупки, производство, сбыт) 2) менеджмент как организационное понятие характеризует субъектов принятия решения, их роль и деятельность (рабочий цеха, мастер) В общем плане доминирует 1-ый подход, объясняющий задачи деятельности и происходящий процесс. 2-ой подход занимается ролью менеджеров на различных организационных уровнях управлениЯ
В узком смысле технология – совокупность правил обработки информации. В широком смысле – интегрированный процесс решения конкретного класса задач на основе программно-методического, инструментарного, интеллектуального, технического обращения. Технология менеджмента – совокупность правил принятия и реализации решений.
1. Технология управления по
2. Технология управления по
3.
Технология управления по
4. Технология управления в
5. Технология управления на
Вопрос
2. Эволюция концепции менеджмента.
Основные научные школы управления. Одномерные и синтетические учения об управлении. Научные принципы управления, их развитие. Особенности российского менеджмента. Новая парадигма управления в Российской Федерации в условиях перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. Современная концепция менеджмента.
Основные научные школы управления:
1. Школа научного управления- 1885 – 1920 гг.представители - Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев и др.
2. Административная школа - 1920 – 1950 гг. представители - А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер, А. Слоун и др.
3. Школа человеческих отношений - 1930 – 1950 гг.
представители - Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Р. Лайкерт, Ф. Ротлисберг.
4.
Поведенческие науки (теория
5. Школа науки управления (количественный подход) - 1950 гг. по настоящее время.представители - П. Самуэльсон, П. Друкер, В.В. Леонтьев, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, В. Канторович, И. Ансофф.
Учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические».
«Одномерные» учения
«Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии.
Особенности
российского менеджмента
• чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
• комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
• культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.
Новая парадигма РФ:
1.
Децентрализация на базе
2.
Переход к полицентрической
3.
Управление деятельностью
4.
Самоуправление организаций
Современная концепция менеджмента (новая парадигма).
Концепция менеджмента:
1. Обязательный учет трансакционных издержек и гарантий, которые дают трансакции (сделке) различные формы экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
2. Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные, что непосредственным образом сказывается на организационных формах фирм. Фактически рыночные отношения (экономические по своей природе) заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.
3. Происходит отказ от одного из фундаментальных положений менеджмента всех школ и направлений - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое, обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы. Элементарной единицей организации становится не технологическая, или функциональная, единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.
4. Принципиальное значение приобретает институциональный подход к экономическим реальностям. Возрастает роль “встроенных институтов” и общественных организаций. Фирма все больше и больше воспринимается не как определенный иерархически построенный экономический субъект, а как некая “сумма контрактов” (неэкономических по форме отношений, выражающих отношения экономические) между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.
Организация - социальная общность,
состоящая из групп людей, деятельность
которых сознательно
Любая организация точно
также как и человек, оборудование,
предмет труда имеет жизненный
цикл. Согласно концепции жизненного
цикла организации вся ее деятельность
проходит ряд фаз, начиная от рождения
и кончая прекращением ее существования.
Каждая фаза имеет определенные цели,
признаки, стиль руководства с
точки зрения организации труда.
1)."Рождение" - определение главной
цели или миссии. Руководство, как
правило, одно лицо. Основная задача - выход
на рынок. Организация труда - максимизация
прибыли. 2)."Детство и юность"
- кратковременная прибыль и
Управленческий
труд – это операции и работы,
выполняемые административно-
В управлении трудовым коллективом может быть выделено 3 вида управленческого труд: 1) эвристический труд 2) административный труд 3) операторный труд.
1) – это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизическую сущность. По своему содержанию 1) – 2 вида операций: а) аналитические б) конструктивные. А) заключаются в получении и восприятии необходимой для принятия решений информации. К ним относятся: рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах – справки, доклады, аналитические обзоры; постановка или уточнение диагноза существующего положения. Б) связаны с подготовкой и принятием разного рода решений. Эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.
2) – специфический
вид умственного труда,
3) – это
главным образом труд
Следует отметить,
что содержание труду административно-
М-т - это деят-ть, направл. на обеспечение целей и задач бизнеса. И эта деят-ть осуществляется с помощью выполнения менедж-том своих функций: 1) разработка прогнозов, программ, страт. и текущих планов, бизнес-планов. В рамках этой ф-ции определяются цели рыночн. деят-ти, необх. для этого ср-ва, разрабатываются методы, наиб. эфф-ные в конкретных усл-ях. На осн. прогнозов на будущее и страт. планов обеспечивается вся работа предпр.; 2) определение того, кто и как будет вып-ть намеченные планы предпр., распределение и уточнение ответственности за выполнение каждого участка плана. 3) формиров-е рабочих процедур и операций по всем стадиям деят-ти фирмы. 4) целенаправл. инновационный поиск, непрерывное обучение и орг-ция работы исполнителей для наиб. эфф-ного использования обор-я, транспорта, денежн. ср-в, материалов. 5) организация: т. е. формиров-е стр-ры компании, обеспечение всем необх. для достижения поставл. целей (персонал, материалы, обор-е). 6) мотивация: активизация рабочих, побуждение их работать эфф-но для достижения поставл. целей (моральн., матер. стимулиров-е и т. п. ). 7) контроль: колич. и кач. оценка и учет рез-тов работы. (наблюдение, учет и анализ). На осн. контроля осуществл. корректировка принятых реш-й, планов, норм и нормативов. 8) координация: достижение согласованн-ти в работе всех звеньев орг-ции посредством установл-я оптим. связей между ними (отчеты, интервью, комп. связь, ср-ва радио- телевещания). Обеспечивается взаимод-вие между подсистемами, маневриров-е рес-сами, достигается ед-во и согласование всех ф-ций М, а также действий рук-теля.
Менеджмент 8) Проектирование работ в организации