Шпаргалка по теме "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

менеджемент.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

(1)Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы  управления труда, установления в нем  связей между причиной и следствием, выявления факторов и условий, при  которых совместный труд становится более полезным и более эффективным. В определении менеджмента как  науки подчеркнута важность упорядочивания знаний об управлении. Они позволяют  не только своевременно и качественно  управлять текущими делами, но и  прогнозировать развитие событий и  в соответствии с этим разрабатывать  стратегию предприятия. Любая наука  состоит из 2-х подситсем: - организационная; - методологическая (понятие, накопленные знания о закономерности).

Понятие менеджмент является весьма общим и имеет разнообразное  применение. В нем сводится воедино  различные принципы, роли, виды деятелности и функции. При этом господствующее употребление этого термина, который базируется на англо-американской трактовке этого понятия предполагает у него наличие 2-х измерений: 1) менеджмент как функциональное понятие охватывает процессы и функции, характеризующие деятельность фирмы (закупки, производство, сбыт) 2) менеджмент как организационное понятие характеризует субъектов принятия решения, их роль и деятельность (рабочий цеха, мастер) В общем плане доминирует 1-ый подход, объясняющий задачи деятельности и происходящий процесс. 2-ой подход занимается ролью менеджеров на различных организационных уровнях управлениЯ

Основные виды технологий, используемых менеджерами.

В узком смысле технология – совокупность правил обработки информации. В широком  смысле – интегрированный процесс  решения конкретного класса задач  на основе программно-методического, инструментарного, интеллектуального, технического обращения. Технология менеджмента – совокупность правил принятия и реализации решений.

1. Технология управления по целям  – предполагает организацию деятельности  фирмы с позиции приоритетных  направлений. Наиболее актуальна для сфер малого и среднего бизнеса, т.к. изменение рыночной конъюнктуры влияет на стратегию деятельности фирмы.

2. Технология управления по результатам  – система мероприятий, направленных  на достижение поставленных целей,  опираясь на результаты. Наиболее типична для фирм, подходящих к процедуре банкротства, либо для фирм, начинающих свою деятельность на рынке.

3. Технология управления по интересам  и потребностям – в основе  лежат механизмы активизации  деятельности коллектива с позиции  создания условий каждому члену коллектива реализовать свой творческий потенциал. Типична для фирм, где сотрудники не понимают своей значимости в конечном результате деятельности фирмы. Данная технология обеспечивается четким распределением функций и полномочий между структурными подразделениями фирмы и сотрудниками внутри структурного подразделения. Типична для фирм, функционирующих на рынке информационных услуг.

4. Технология управления в экстремальных  ситуациях – разработка мер  и мероприятий обеспечивающих: стабильное  функционирование фирмы на рынке;  конкурентоспособность производимых  товаров и услуг; формирование  механизмов позиционирования. Прибегают  в случае резкого изменения  факторов макросреды, либо конкурентной  позиции фирмы.

5. Технология управления на основе  постоянных проверок – система  контрольных мер и мероприятий,  направленных на изучение и  оценку деятельности каждого  сотрудника фирмы. Когда: необходимость  сокращения штата с целью повышения  з/п; систематическое хищение, нарушение трудовой дисциплины; с целью повышения производительности труда и ответственности каждого сотрудника; с целью реструктуризации фирмы.

 

 

Вопрос  2. Эволюция концепции менеджмента.                                                                                

Основные  научные  школы управления. Одномерные и синтетические учения об управлении. Научные  принципы  управления, их  развитие. Особенности  российского  менеджмента. Новая парадигма управления в Российской  Федерации  в условиях  перехода  от командно-административной к рыночной  системе  хозяйствования. Современная концепция менеджмента.

Основные  научные школы управления:

1. Школа научного  управления-  1885 – 1920 гг.представители - Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев и др.

2. Административная школа  -  1920 – 1950 гг. представители - А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер, А. Слоун и др.

3. Школа человеческих отношений  -  1930 – 1950 гг.

представители - Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Р. Лайкерт, Ф. Ротлисберг.

4. Поведенческие науки (теория социальных  систем)  -  1950 гг. по настоящее  время.представители - А. Маслоу, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, К. Арджирис, В. Врум и др.

5. Школа науки управления (количественный  подход)  -  1950 гг. по настоящее  время.представители - П. Самуэльсон, П. Друкер, В.В. Леонтьев, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, В. Канторович, И. Ансофф.

Учения  об управлении условно можно разбить  на две группы: «одномерные» и «синтетические».

        «Одномерные» учения концентрируют  внимание на решении одной  из проблем  управления: задачи, люди, организация управленческой  деятельности.        

«Синтетические» учения  об  управлении рассматривают  управление организацией во всем его  многообразии.

Особенности российского менеджмента определяются:

• чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

• комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

• культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

         Новая  парадигма РФ:

1. Децентрализация на базе сочетания  рыночного государственного регулирования  социально-экономических процессов.

2. Переход к полицентрической системе  хозяйствования.

3. Управление деятельностью предприятий  на основе сочетания рыночных  и административных методов.

4. Самоуправление организаций негосударственного  сектора экономики как открытых, социально ориентированных систем.

Современная концепция менеджмента (новая парадигма).

Концепция менеджмента:

1. Обязательный учет трансакционных издержек и гарантий, которые дают трансакции (сделке) различные формы экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.

2. Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные, что непосредственным образом сказывается на организационных формах фирм. Фактически рыночные отношения (экономические по своей природе) заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.

3. Происходит отказ от одного из фундаментальных положений менеджмента всех школ и направлений - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое, обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы. Элементарной единицей организации становится не технологическая, или функциональная, единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.

4. Принципиальное значение приобретает институциональный подход к экономическим реальностям. Возрастает роль “встроенных институтов” и общественных организаций. Фирма все больше и больше воспринимается не как определенный иерархически построенный экономический субъект, а как некая “сумма контрактов” (неэкономических по форме отношений, выражающих отношения экономические) между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.

(3)Организация как основа современного менеджмента. Жизненный цикл организации.

Организация - социальная общность, состоящая из групп людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. (Это  фирмы, корпорации, банки, ассоциации, партии, биржи и т.д.). Группа людей  может называться организацией, если она отвечает следующим требованиям: 1).Группа людей, отвеч. опред. требован. 2).Наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члена данной группы. 3).Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель. Определение организации справедливо лишь к таким социальным обществам, которые являются формальными т.е., которые создаются по воле соответствующих субъектов управления. Такими организациями являются частные и гос. фирмы, гос. и общ. учреждения. Они имеют форму общественной ячейки и выступают в виде гос. институтов. Все организации независимо от сфер деятельности имеют свою структуру, придающую им целостность и способность выполнять свою миссию. Структура организации логические взаимоотношения уровней управления и функциональных общностей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей. Структурные элементы в зависимости от ее типов получили название отделов, управлений, департаментов. Каждый из структурных элементов выполняет специфические задачи, достигая определенных целей. Структурные подразделения являются органич. состояниями элементов, деятельность которых координируется для достижения общей цели

Любая организация точно  также как и человек, оборудование, предмет  труда  имеет жизненный  цикл. Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд фаз, начиная от рождения и кончая прекращением ее существования. Каждая фаза имеет определенные цели, признаки, стиль руководства с  точки зрения организации труда. 1)."Рождение" - определение главной  цели или миссии. Руководство, как  правило, одно лицо. Основная задача - выход  на рынок. Организация труда - максимизация прибыли. 2)."Детство и юность" - кратковременная прибыль и ускоренный рост. Выживание за счет жесткого руководства. Основная задача - укрепление и захват рынка. 3)."Зрелость" - систематический  сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. Основная задача - рост по разным направлениям. Завоевание рынка. Учет разнообразных интересов. Организация труда - премирование за индивидуальный результат. 4)."Старение" - высшая ступень зрелости организации. Главная цель - обеспечить стабильность, свободный режим организации  труда, участие в прибылях. 5)."Возрождение  или исчезновение". Главная цель - обеспечение омоложения по всем функциям осуществляется за счет сплочения персонала (коллективизма).

(4)Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание.

Управленческий  труд – это операции и работы, выполняемые административно-управленческими  работниками.

В управлении трудовым коллективом может быть выделено 3 вида управленческого труд: 1) эвристический труд 2) административный труд 3) операторный труд.

1) – это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизическую сущность. По своему содержанию 1) – 2 вида операций: а) аналитические б) конструктивные. А) заключаются в получении и восприятии необходимой для принятия решений информации. К ним относятся: рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах – справки, доклады, аналитические обзоры; постановка или уточнение диагноза существующего положения. Б) связаны с подготовкой и принятием разного рода решений. Эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.

2) – специфический  вид умственного труда, функциональным  назначением которого является  непосредственное управление действиями  и поведением людей в процессе  их трудовой деятельности. Процесс  административного труда складывается  из выполнения следующих организационно-административных  операций: служебно-коммуникационных (передача и прием устной информации  путем телефонных переговоров,  обхода рабочих мест, приема сотрудников  и посетителей, передвижения в  пределах предприятия); распорядительных (доведение решений до исполнителей путем отдачи устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установления заданий исполнителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий и поручений, составления и утверждения письменных инструкций); координационных (взаимная увязка работы подразделений и служб путем проведения совещаний и заседаний, составления плана-графика выполнения работы с указанием исполнителей и сроков); контрольно-оценочных (контроль исполнения приказов, решений совещаний, планов, заданий, поручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания).

3) – это  главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных, повторяющихся операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов.

Следует отметить, что содержание труду административно-управленческих работников меняется. По исследованиям, учетные, информационные и документационные операции занимают у них пока до 70% рабочего времени. Однако в результате применения руководителями и специалистами  технических средств, передачи стереотипных малосодержательных функций машинам, создания новых методов и средств труда, совершенствования организации управления существенно меняется содержание их труда, повышается в их работе удельный вес творческих операций. Управленческий труд и его рациональная организация – важные факторы повышения общей эффективности реализации бизнес-процессов организации, поэтому особую актуальность приобретают вопросы совершенствования управленческого труда.

(5)Система  функций современного менеджмента.  Сущность и основные виды.

М-т - это деят-ть, направл. на обеспечение целей и задач бизнеса. И эта деят-ть осуществляется с помощью выполнения менедж-том своих функций: 1) разработка прогнозов, программ, страт. и текущих планов, бизнес-планов. В рамках этой ф-ции определяются цели рыночн. деят-ти, необх. для этого ср-ва, разрабатываются методы, наиб. эфф-ные в конкретных усл-ях. На осн. прогнозов на будущее и страт. планов обеспечивается вся работа предпр.; 2) определение того, кто и как будет вып-ть намеченные планы предпр., распределение и уточнение ответственности за выполнение каждого участка плана. 3) формиров-е рабочих процедур и операций по всем стадиям деят-ти фирмы. 4) целенаправл. инновационный поиск, непрерывное обучение и орг-ция работы исполнителей для наиб. эфф-ного использования обор-я, транспорта, денежн. ср-в, материалов. 5) организация: т. е. формиров-е стр-ры компании, обеспечение всем необх. для достижения поставл. целей (персонал, материалы, обор-е). 6) мотивация: активизация рабочих, побуждение их работать эфф-но для достижения поставл. целей (моральн., матер. стимулиров-е и т. п. ). 7) контроль: колич. и кач. оценка и учет рез-тов работы. (наблюдение, учет и анализ). На осн. контроля осуществл. корректировка принятых реш-й, планов, норм и нормативов. 8) координация: достижение согласованн-ти в работе всех звеньев орг-ции посредством установл-я оптим. связей между ними (отчеты, интервью, комп. связь, ср-ва радио- телевещания). Обеспечивается взаимод-вие между подсистемами, маневриров-е рес-сами, достигается ед-во и согласование всех ф-ций М, а также действий рук-теля.

 

Менеджмент 8) Проектирование работ в организации 

Информация о работе Шпаргалка по теме "Менеджмент"