Шпаргалка по «Особенностям банковского менеджмента»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Особенностям банковского менеджмента»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Вопрос 52

Методы оценки деятельности банков

 

В настоящее время, почти каждый человек в той или иной мере связан с банковской системой. Каждый месяц люди получают зарплаты, пенсии или стипендии, денежные переводы от близких людей.

Это объясняется тем, что современная банковская система предлагает множество услуг, которыми привыкло пользоваться современное общество: пользование электронными деньгами, потому что это быстрый и удобный способ платежа. Зачем, например, долго ждать пока деньги поступят через почтовый перевод или пока почтальон принесет извещение на получение различных денежных выплат. Перед выбором обслуживающего банка, нужно знать несколько критериев, которые отличают «хороший» банк от «плохого». (позволит быть в курсе всех событий в мире финансов).

Существует несколько методов оценки деятельности банка, высшее руководство которого успешно использует их:

- хороший банк никогда не  скрывает информацию в отношении  своих сотрудников, которые произвели  «мошеннические» процедуры и  присвоили какую-то сумму денег  незаконным способом. Открытость  в работе дает возможность человеку понять, с каким банком он имеет дело;

- если руководство банка регулярно  проводит различные мероприятия  по работе над своими ошибками  и их устранению, то клиентам  этого банка предлагается отправить  смс-сообщение, в котором должна быть выставлена оценка учреждению, работы кассы и сотрудников. Обратная связь с клиентом говорит о том, что руководство банка старается сделать предоставляемые услуги открытыми и чистыми;

- еще одним методом определения  категории банка является интуитивность и наблюдательность человека, так как, анализируя вышеперечисленные параметры, он будет способен принять правильное решение (о подобном методе рассказывали

- использование «секретного агента»  кстати, является самым интересным  методом оценки качества работы, «секретный агент» под видом обычного человека, пользующимся услугами данного банка приходит в отделение и обслуживается. Такой человек должен иметь с собой всегда диктофон, который помогает ему в записи всех разговоров. На Западе, такую практику используют уже давно, проверяются магазины, рестораны, в основном такие места, где постоянно наблюдается большое скопление людей.

Используя полученную информацию, руководство банка быстро и эффективно реагирует на полученные сигналы. Таким образом, руководство банка будет в силе устранять ошибки и вырабатывать целую стратегию поведения.

Вопрос 53

Вопрос 54

Банковский аудит представляет собой проверку состояния финансово-хозяйственной деятельности банка. Основная цель банковского аудита состоит в получении заключения о финансовом положении проверяемого банка, его доходности, ликвидности, степени риска банковских операций. Аудиторское заключение публикуется вместе с годовым отчетом, официальным балансом, счетом прибылей и убытков. Практически во всех странах банки подвергаются проверке независимыми аудиторами. Эта проверка включает в себя, как правило, два вида проверки:

  • проверяется правильное составление отчетов в соответствии с национальными законами, нормативными актами и положениями
  • осуществляется более тщательная ревизия и анализ коммерческих и индивидуальных сделок с целью обеспечения того, чтобы финансовые отчеты отражали реальное и текущее состояние дел банка и результаты его операций

Цель аудиторской проверки банка состоит не в предупреждении финансового банкротства, а прежде всего в оценке финансовых отчетов. При выполнении своих функций независимые аудиторы банка должны учитывать факторы, связанные с рисками, затрагивающими банковский сектор, а также некоторые особенности деятельности банков, как:

  • осуществление банками значительных забалансовых операций, которые могут не отражаться в виде бухгалтерских проводок и не приводить к «аудиторскому следу»
  • регламентация деятельности банков государственными органами и нормативными требованиями (документами), которые во многих случаях влияют на практику бухгалтерского учета и аудиторского контроля
  • уязвимость банков для злоупотреблений в форме сделок с ассоциированными (взаимосвязанными) сторонами при проведении операций в силу наличия беспрепятственного доступа к наличности и больших объемов средств, обращающихся в банковских операциях. Коммерческие банки довольно часто работают с многими ассоциированными сторонами, в частности при проведении международных операций

 
При аудиторской проверке аудитор должен учитывать, что:

  • банки хранят большие объемы денежных средств и других высоколиквидных инструментов, физическая безопасность которых должна обеспечиваться надлежащим образом (хранение и передача денег). Это делает банки уязвимыми к таким явлениям, как присвоение денежных средств и мошенничество. Поэтому банки должны применять и обеспечивать соблюдение жестких систем внутреннего контроля и операционных процедур
  • банки участвуют в значительном объеме самых разнообразных операций (сделок) как по количеству, так и по стоимости. Для этого требуются сложные системы ведения учета и внутреннего контроля, а также широкое использование компьютерных систем для обработки информации
  • аудиторы должны уделять особое внимание тому, что финансовые активы могут быть «ослабленными»
  • банки, как правило, имеют широкую географическую сеть. Это ведет к значительной децентрализации полномочий и учетно- контрольных функций, что затрудняет задачу обеспечения единообразия при соблюдении организационных принципов и методов операционного контроля

Аудиторы банков сталкиваются со значительными аудиторскими рисками, к которым относятся:

  • внутренние риски, связанные с тем, что они имеют дело с неоднородной деловой средой, характеризующейся сильной конкуренцией, постоянной разработкой новых банковских продуктов и повышением уровня рисков
  • риски контроля, обусловленные тем, что существующие в банках механизмы внутреннего надзора и защиты банковской информации усложняют аудиторскую проверку. Расширение компьютеризации банковских операций позволяет работать в реальном масштабе времени, что, с одной стороны, значительно расширяет возможности для осуществления контроля, а, с другой, — привносит дополнительные риски, связанные с возможностью возникновения неисправностей в компьютерной технике или компьютерным мошенничеством
  • риски выявления ошибок, когда сложный характер банковской деятельности, а также постоянная разработка новых банковских продуктов предъявляют новые требования к профессиональным знания аудиторов (пониманию банковского дела и связанных с ним рисков). При исполнении своих обязанностей аудиторы могут столкнуться с проблемами недостаточной профессиональной подготовки

Характерно, что в последние годы наблюдается быстрое увеличение аудиторских рисков и ответственности банковских аудиторов. Это происходит в гораздо больших масштабах по сравнению с рисками и ответственностью аудиторов в других секторах экономики.

Вопрос 55

Организация аудиторских проверок в банках 

Аудиторские проверки являются новым видом деятельности, по которому еще не накоплен достаточный опыт, нет сложившихся традиций. Поэтому современный период аудиторской деятельности фирм и частных лиц, избравших этот вид работы, характеризуется разнообразием индивидуального подхода. Вместе с тем, процесс организации аудиторских проверок аудиторскими фирмами достаточно единообразен.В соответствии с действующими нормативными актами аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению Совета директоров или Правления банка для оценки правильности ведения операций коммерческим банком, либо изучения состояния бухгалтерского учета и отчетности. Обязательные аудиторские проверки проводятся коммерческими банками в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности ежегодно для подтверждения достоверности годового баланса и отчета о прибылях и убытках, при получении лицензий на ведение отдельных операций, по поручению государственных органов, указанных во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации. При уклонении банков от проведения обязательной аудиторской проверки либо при создании препятствий ее проведению на эти банки может быть наложен штраф по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции. Штраф уплачивает банк как экономический субъект в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. С руководителей банка взыскивается штраф в размере от 50- до 100-кратного размера минимальной оплаты труда. Суммы штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.Все виды аудиторских проверок осуществляются на основе заключаемых договоров. Они заключаются между банком и аудиторской фирмой на проведение аудиторских проверок по итогам года, для получения лицензий на отдельные виды банковских операций или инициативных аудиторских проверок. В случае Проведения аудиторских проверок по поручению государственных органов одной из договаривающихся сторон выступает заинтересованная сторона.Договоры на аудиторскую проверку содержат наименование сторон, между которыми заключается договор; предмет договора, сроки проведения проверки; стоимость работы; порядок расчетов за выполненную работу; особые условия; юридические адреса сторон. Договоры могут заключаться на разовой либо на долговременной основе.Заключению договора может предшествовать предварительное обследование банка для определения объема и сроков работ, уточнения объекта проверки, числа аудиторов и предполагаемой стоимости всей работы.Объем аудита определяется в соответствии с действующим законодательством. Перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке, предусмотрен Временным Положением об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансовой и хозяйственной деятельности банка, чтобы адекватно спланировать проверку и получить достаточные данные для составления объективного аудиторского заключения. На стадии планирования аудита определяются состав процедур, численность и состав аудиторов по направлениям аудита, необходимость привлечения к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательного персонала и составляется общий план проверки, который согласовывается с руководством банка. Аудиторская фирма назначает руководителя группы (бригады) аудиторов, который организует работу в проверяемом банке.В процедурном отношении объем работы аудитора включает: проверку правильности документального оформления и сущности операций, если они вызывают сомнения; возможность проведения инвентаризации денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей; проверку соблюдения принципа тождественности данных синтетического и аналитического учета; правомерности отнесения доходов и расходов банка к отчетному периоду; анализ финансового положения и соблюдения экономических нормативов по данным баланса и отчетности о прибыли и убытках; проверку правильности составления консолидированной отчетности и баланса.Сроки проведения аудита устанавливаются по договоренности между аудиторской фирмой и банком. Основными факторами при определении сроков аудита являются размер банка (крупный, средний, мелкий), наличие филиалов и представительств, тип банка (специализированный, универсальный), срок его функционирования, качество постановки бухгалтерского учета. При осуществлении аудиторских проверок по поручению государственных органов срок также определяется по договоренности с аудиторской фирмой, но, как правило, не должен превышать двух месяцев.Качество аудиторской проверки в значительной степени зависит от проделанной подготовительной работы и предварительного изучения банка.  В аудиторской организации должны быть заведены досье на каждого уже имеющегося потенциального клиента. Досье должно содержать информацию об учредителях, масштабах и характере деятельности банка, его клиентах, перспективах развития, персонале и руководителях банка. Такая информация позволяет аудиторской фирме определить, что представляет собой ее партнер, на что можно рассчитывать в результате будущего сотрудничества с ним.Первоочередной задачей аудиторской службы является проверка достоверности составленной банком отчетности и, прежде всего, бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также подтверждение или неподтверждение достоверности отчета и реальности приведенных в нем данных. Основная задача может дополняться в соответствии с договором анализом различных сторон деятельности банка, например, анализом доходности и прибыльности банка, оценкой состояния кредитного и инвестиционного портфеля, оценкой финансового положения банка в целом, анализом правильности исчисления налогов и т. д. Для выполнения поставленной задачи аудиторы могут применять следующие методы или приемы проверки: аналитические, документальные, контрольные.Аналитические приемы включают: рассылку писем клиентам о подтверждении сумм полученных кредитов, об остатках средств на счетах клиента; изучение темпов изменения объемов операций, активов, прибыли, доходов и других показателей; анализ и сравнение по отчетным периодам и с другими банками.В процессе документальной проверки или детального изучения операций применяются методы формальной, логической и арифметической (счетной) проверки. При формальной проверке выявляют, все ли реквизиты документа представлены и правильно ли оформлены; наличие подписей ответственных лиц; относится ли документ к тому месяцу, в котором он проведен по учету. Необходимость формальной проверки объясняется тем, что не полностью или неверно заполненный документ теряет свою юридическую значимость и становится "филькиной грамотой".Логическая проверка позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция в указанном объеме. Логическая проверка или проверка по существу, позволяет выявить приписки из-за завышения объема выполненных работ, завышения цен, из-за показа в первичных документах таких работ, которые никогда не выполнялись и не могли быть выполнены.Арифметическая проверка ставит своей целью выявление ошибок при выписке сводных мемориальных ордеров, расхождений между аналитическим и синтетическим учетом, а также при распределении сумм в денежных чеках по видам платежей и т. д. Арифметическая проверка сочетается с логической проверкой.В процессе документальной проверки может быть проведена сплошная проверка по какому-либо участку работы, особенно там, где имеются случаи частых исправлений. При сплошной проверке аудитор ставит отметку на этом документе. В западной практике применяются иногда именные штампы аудиторов. В отдельных случаях аудитор может использовать метод встречных проверок, когда сопоставляются данные разных документов, относящихся к одному виду операций. Применяется также хронологическая проверка операций.При проверке сохранности активов используют метод проверки в натуре. Он применяется при проверке кассы, ценных бумаг (векселей, сертификатов, акций и т. д.) и документов. С этой целью сопоставляется физическое наличие этих ценностей с данными учета. Аудитор не может ограничиться простым подсчетом ценных бумаг и определением их стоимости. Необходимо также проверить их надежность с точки зрения доходности и сроков.Контрольные приемы включают систему внутреннего контроля, действующую в банке. К элементам внутренней контрольной системы относятся: распределение обязанностей и ответственности исполнителей по видам банковских операций, четкая организация документооборота; наличие должностных инструкций и описание выполняемых операций. При этом за одним и тем же лицом не должны закрепляться функции исполнения и контроля за этим исполнением. Принцип разделения исполнительских и контрольных функций должен обязательно осуществляться в организации бухгалтерского учета.Обязательным элементом системы внутреннего контроля является наличие плана счетов бухгалтерского учета с перечнем всех допустимых корреспонденции между счетами, т. е. бухгалтерских проводок. Это позволяет выявить записи на счетах, которые недопустимы и ведут к нарушениям и отступлениям от установленных стандартов бухгалтерского учета.При осуществлении аудиторских проверок необходимо выделить операции, которые требуют более частого и более тщательного контроля. Например, операции по счетам клиентов находятся под контролем также и самого клиента, поэтому контроль за ведением расчетных, ссудных счетов клиентов может осуществляться один раз в год. Операции по формированию доходов, расходов банка, кассовые, а также валютные, международные операции подлежат более частой проверке. . Специальная проверка системы внутреннего контроля обычно не проводится. В ходе аудита быстро выявляется качество постановки учета и контроля.В процессе аудита используются, как правило, все приемы. Документальное изучение операций и контрольные системы используются при проверке состояния бухгалтерского учета. Аналитические приемы -при оценке финансового состояния банка, выполнении экономических нормативов, оценке состояния кредитной работы банка.Организация аудиторской проверки на месте у проверяемого банка означает прежде всего выделение отдельного помещения для аудиторов и их помощников и необходимых средств технического обеспечения.Руководитель группы аудиторов составляет перечень необходимых для проверки документов, определяет последовательность этапов выполнения аудита, согласовывает с руководителем банка, кто из персонала банка будет поддерживать связь с различными подразделениями банка для обеспечения работы аудиторов необходимой информацией.Во время аудиторской проверки не рекомендуется постоянно отвлекать персонал банка от текущих дел. Все замечания и вопросы к конкретным исполнителям следует записывать в рабочей тетради, а за 30 - 40 минут до окончания рабочего дня приглашать их для выяснения непонятных моментов, возникших в ходе проверки. Краткий ответ по каждому вопросу следует привести в этой же тетради. В необходимых случаях можно взять у исполнителей письменные разъяснения по поводу тех или иных операций.При проверке головного банка аудиторы имеют право привлечь документы его.филиалов или представительств. Кроме того, они имеют право знакомиться с данными банков-контрагентов, если это необходимо для установления законности проведенных операций.


 


Информация о работе Шпаргалка по «Особенностям банковского менеджмента»