Шпаргалка по «Особенностям банковского менеджмента»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Особенностям банковского менеджмента»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Структура активов, приносящих доход

Обобщающим показателем в анализе рациональной структуры активов является соотношение активов, приносящих процентный к общей сумме активов.

К ним обычно относятся:

Депозиты в банках

Долговые обязательства правительства , ЦБ

Кредиты

При расчете объема критических и неполноценных активов взвешенный классификационный показатель для расчета ожидаемых возможных убытков по выданным ссудам и создания резерва на возможные потери по кредитным операциям. Величина взвешенного классификационного показателя рассчитывается умножением суммы соответствующей группы активов на данный ей коэффициент риска. Эти показатели определяют объем необходимых резервов по группе критических и некачественных активов. Если рассчитанные на их основе резервы равны или превышают капитал банка, то данный банк считается ненадежным. Однако соотношение взвешенных классификаций к капиталу банка остается основным показателем, определяющим качество активов. Рейтинг содержит 5 категорий оценок:

Вопрос 47

Кредитный портфель и его виды

Среди традиционных видов банковской деятельности предоставление кредитов – основная операция, обеспечивающая их доходность и стабильность существования. Выдавая кредиты физическим и юридическим лицам, банк формирует свой кредитный портфель.

Существуют различные классификации кредитного портфеля, среди которых можно встретить деление портфеля на валовой (совокупный объем выданных банком кредитов на определенный момент времени) и чистый (валовой портфель за вычетом суммы резервов на возможные потери по ссудам).

Виды кредитных портфелей

Риск–нейтральный кредитный портфель характеризуется относительно низкими показателями рискованности, но, в то же время, и низкими показателями доходности, а рискованный кредитный портфель имеет повышенный уровень доходности, но и значительный уровень риска.

Оптимальный кредитный портфель наиболее точно соответствует по составу и структуре кредитной и маркетинговой политике банка и его плану стратегического развития.

Сбалансированный кредитный портфель – это портфель банковских кредитов, который по своей структуре и финансовым характеристикам лежит в точке наиболее эффективного решения дилеммы «риск-доходность». Оптимальный портфель не всегда совпадает со сбалансированным: на определенных этапах своей деятельности банк может в ущерб сбалансированности кредитного портфеля осуществлять выдачу кредитов с меньшей доходностью и с большим риском. Делается это обычно с целью укрепления конкурентной позиции, завоевания новых ниш на рынке, привлечения новых клиентов и т.д.

Кроме того, выделяют:

• кредитный портфель головного банка и кредитные портфели филиалов; • портфель по кредитам юридическим лицам (деловой кредитный портфель) и физическим лицам (персональный кредитный портфель), а также портфель по кредитам другим банкам (межбанковский кредитный портфель); • портфель рублевых и портфель валютных кредитов и др.

Управление кредитным портфелем банка

На фактическом состоянии клиентского кредитного портфеля сказывается принятая банком система управления им. Управление кредитным портфелем представляет собой организацию деятельности банка при осуществлении процесса кредитования, которая направлена на предотвращение или минимизацию кредитного риска. Конечными целями кредитной организации при управлении кредитным портфелем является, во-первых, получение прибыли от активных операций, во-вторых – поддержание надежной и безопасной деятельности банка.В основе организационной структуры управления кредитным портфелем лежит принцип разграничения компетенции, то есть четкое распределение полномочий руководителей различного ранга по предоставлению кредита, изменения условий кредитной сделки в зависимости от размера кредита, степени риска и других характеристик.В системе мер управления кредитным портфелем немаловажную роль играет разработка и проведение кредитной политики. Стратегия и тактика кредитной политики разрабатывается в центральном офисе (головном банке) кредитным департаментом (управлением) совместно с Кредитным комитетом банка. Кредитный комитет создается в каждом банке и обычно возглавляется заместителем Председателя Правления, курирующего кредитную деятельность банка. Состав и полномочия комитета утверждаются Правлением и Председателем Правления банка. В кредитной политике формулируется общая цель и определяются пути ее достижения: приоритетные направления кредитных вложений, приемлемые и неприемлемые для банка виды активных операций, предпочтительный круг кредитополучателей и т.д.

Вопрос 48

Анализ кредитного портфеля

Осуществляя кредитные операции, банк стремится не только к их объемному росту, но и к повышению качества кредитного портфеля. Таким образом, для эффективного управления кредитным портфелем необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в целом по банку, так и по его структурным подразделениям.

Количественный анализ предполагает изучение состава и структуры кредитного портфеля банка в динамике (за ряд лет, на квартальные даты отчетного года) по ряду количественных экономических критериев, к которым относят:

  • объем и структуру кредитных вложений по видам;
  • структуру кредитных вложений по группам кредитополучателей (кредиты юридическим лицам, кредиты физическим лицам);
  • сроки кредитов;
  • своевременность погашения предоставляемых кредитов;
  • отраслевую принадлежность;
  • виды валют;
  • цену кредитования (уровень процентных ставок).

Такой анализ позволяет выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития, в том числе касательно возвратности кредитов и их доходности. Большое значение имеет сопоставление фактических остатков задолженности с прогнозируемыми, с установленными лимитами кредитования, «кредитными потолками» и т. д. «Кредитные потолки» — это верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту.

За количественным анализом следует анализ качества кредитного портфеля. Сфера деятельности кредитополучателя и его тип обладают различным риском для определенных экономических условий, следовательно, и виды кредита в зависимости от объемов и целей кредитования оцениваются по-разному, что и должно учитываться при изучении кредитного портфеля банка. Для этого используются различные относительные показатели, рассчитываемые по обороту за определенный период или по остатку на определенную дату. К ним, например, относят, удельный вес проблемных кредитов во всем валовом клиентском кредитном портфеле; отношение просроченной задолженности к акционерному капиталу и др. На основе качественной характеристики кредитного портфеля можно дать оценку соблюдения принципов кредитования и степени риска кредитных операций, перспектив ликвидности данного банка. Таким образом, в любом банке состояние кредитного портфеля должно находиться под постоянным наблюдением.

Вопрос 49 

Баланс.комм.банка

Баланс коммерческого банка и принципы его построения

Баланс коммерческого банка — это бухгалтерский баланс, который отражает состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Балансы банков строятся по унифицированной схеме, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках, который утверждается ЦБ РФ. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности и достоверности. Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учёта в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей.

С 1 января 1998 года введен новый План счетов, разработанный на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, законов Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», с использованием международных стандартов бухгалтерского учета в банках, требований международных организаций в области финансовой статистики.

Внедрение нового Плана счетов вместе с совершенствованием принципов организации учета в банках практически означает реформу банковского бухгалтерского учета.

Новый План счетов строится на следующих международно признанных принципах бухгалтерского учета: непрерывность деятельности кредитной организации; постоянство методов учета; незыблемость входящего баланса; приоритет содержания перед формой; осторожность при совершении банковских операций; раздельное отражение остатков по активно-пассивным счетам; открытость учета.

Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль.

При формировании нового Плана счетов учтены изменения, имевшие место в последние годы в основах экономической системы, принципах организации экономических отношений, расширение функций и увеличение числа проводимых банками операций. Изменена общая структура Плана счетов, которая теперь базируется на выделении в разделы однотипных по содержанию банковских операций.

В основу построения Плана счетов положены следующие базовые принципы;

1. Разделение счетов на активные  и пассивные, отказ от использования активно-пассивных счетов. Для отражения операций, по которым сальдо может быть либо дебетовое, либо кредитовое, предусматривается наличие парных счетов — активного и пассивного. В начале операционного дня операции начинают отражаться по счету, имеющему остаток по результатам предыдущего дня. Если в конце дня на счете образуется противоположное сальдо, то оно переносится на соответствующий парный счет. Не допускается наличие в балансе на конец дня дебетового сальдо по пассивному счету или кредитового по активному счету.

2. Единообразное отражение операций, совершаемых в различных видах  валют, отказ от «валютного раздела»  баланса. Отражение банковских операций  в счетах бухгалтерского баланса  производится в зависимости от  содержания операции, а не от  вида валюты. Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в рублях.

3. Единая временная структура  активных и пассивных операций. В целях адекватного отражения ликвидности баланса кредитных организаций в активе и пассиве используется единая структура счетов второго порядка по срокам:

  • до востребования;
  • сроком на 1 день;
  • сроком на 7 дней;
  • сроком до 30 дней;
  • сроком от 31 до 90 дней;
  • сроком от 91 до 180 дней;
  • сроком от 181 дня до 1 года;
  • сроком от 1 года до 3 лет;
  • сроком свыше 3 лет.

Отражение в данном случае в балансе кредитной организации операций осуществляется по фактическому сроку до окончания данной операции.

4. Разрешение банкам принимать  решение об открытии дополнительных счетов, необходимых для более точного отражения совершаемых операций5. Разделение счетов по типам клиентов. В Плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении различных операций, основанной на выделении резидент-ства, формы собственности и вида деятельности.

6. Расчеты с филиалами. В Плане  счетов сохранены счета для  учета расчетов кредитных организаций  со своими филиалами. При этом  предусматриваются отдельные счета  для учета расчетов с филиалами, расположенными на территории Российской Федерации и за границей. Порядок расчетов между кредитными организациями и их филиалами определяют сами кредитные организации с отражением принципов и положений, определенных Банком России.

7. Финансирование капитальных вложений. Аналогично с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий не предусматривается ведение обособленного «учета финансирования капитальных вложений» клиентов и в кредитных организациях.

8. Нумерация лицевых счетов клиентов.

Все балансовые счета делятся на счета первого порядка — укрупненные (синтетические) и счета второго порядка — детализирующие (аналитические). Счета первого порядка обозначаются тремя цифрами. Номер счета второго порядка состоит из пяти знаков и строится путем прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка.

Все балансовые счета коммерческого банка сгруппированы в семи разделах по принципу экономически однородного содержания и отчасти ликвидности. Разделы баланса отражают определенные функции, выполняемые банком. Каждый из них имеет несколько подразделов, например радел 3 «Межбанковские операции» — межбанковские расчеты и межбанковские кредиты и депозиты.

Балансовые счета бывают активными и пассивными. Баланс банка построен по принципу односторонней группировки счетов. При этом принцип последовательного перечисления статей баланса в зависимости от номера счета не соответствует мировым стандартам, так как в одном его разделе могут быть активные и пассивные счета. Тем самым баланс представлен в виде оборотно-сальдовой или сальдовой ведомости. Односторонняя форма баланса, в которой ресурсы и их размещение показываются комплексно, лишь в некоторой степени облегчают анализ данных баланса.

На активных счетах учитываются: денежная наличность в кассах банка, краткосрочные и долгосрочные кредиты, дебиторская задолженность, затраты на капитальные вложения и другие активы и отвлеченные средства. Следовательно, актив баланса банка показывает вложение средств банка в кредитные и прочие операции.

На пассивных счетах отралсаются фонды банка, остатки на расчетных счетах клиентов, депозиты, кредиторская задолженность, прибыль банка, другие пассивы и привлеченные средства. Следовательно, пассив баланса банка показывает источники собственных и привлеченных средств банка.

В Плане счетов бухгалтерского учета определены счета внутрибанковских операций коммерческих банков. Для достоверного отражения результатов деятельности коммерческих банков и подробного исследования итогов их работы должен активно использоваться аналитический учет.

Б. Счета доверительного управления.

Бухгалтерский учёт операций по доверительному управлению ведется в коммерческих банках, выполняющих по договорам доверительного управления функции доверительных управляющих, обособленно — на специально выделенных счетах. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. По операциям доверительного управления составляется отдельный баланс.

В. Внебалансовые счета.

Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи.

Г. Срочные операции.

В настоящем разделе осуществляется учет сделок купли-продажи различных финансовых активов (драгоценных металлов, ценных бумаг, иностранной валюты и денежных средств), по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки. В день наступления срока расчетов учет сделки на внебалансовых счетах прекращается с одновременным отражением на балансовых счетах.

Д. Счета депо.

На счетах депо отражаются депозитарные операции с эмиссионными ценными бумагами, акциями, облигациями, государственными облигациями, с иными видами ценных бумаг, которые являются эмиссионными в соответствии с действующим законодательством (и переданы кредитной организации ее клиентами для хранения и/или учета, для осуществления доверительного управления, для брокерских и иных операций), а также с ценными бумагами, принадлежащими коммерческим банкам на праве собственности или ином вещном праве.

В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков коммерческих банков, использования прибыли, отражающие результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в финансовом году. Это позволяет исследовать структуру и соотношение отдельных статей доходов и расходов банка, а также их групп, провести анализ доходности конкретных операций банка, пофакторный анализ прибыли коммерческого банка. Счета по учету доходов и расходов закрываются в установленные сроки, в последний рабочий день путем перечисления сумм на счета «Прибыль отчетного года» или «Убытки отчетного года». Периодичность распределения прибыли кредитные организации устанавливают сами.

Отчет о прибылях и убытках составляется банками нарастающим итогом по каждой статье с начала года и представляется в соответствующие органы в установленном порядке по итогам каждого квартала. Прибыль выявляется посредством вычитания из общей суммы доходов общей суммы расходов, прибавления суммы прибыли, отнесенной непосредственно в кредит счета по учету прибыли, и вычитания суммы убытков, отнесенной прямо в дебет счета по учету убытков.


Вопрос 50

Анализ баланса банка: значение, виды и методы

Анализ баланса банка позволяет выявить источники собственных и привлеченных средств, структуру их размещения, определить ликвидность банка, изучить финансовое положение банка и уровень его надежности, изучить доходность и степень риска отдельных банковских операций, установить специализацию банковской деятельности и значимость отдельных банков в банковской системе, определить возможные перспективы развития банковского дела. 

Классификация видов анализа баланса банка:

  • - в зависимости от периодичности проведения анализа:
  • * ежедневный;
  • * ежемесячный;
  • * квартальный;
  • * годовой.
  • - – в зависимости от полноты изучения показателей:
  • * полный – все стороны деятельности банка;
  • * тематический.
  • - в зависимости от цели и характера:
  • * предварительный анализ – заключается в оценке состояния балансного счета для определения возможностей проведения операций по этому счету;
  • * оперативный анализ – применяется в ходе текущей работы банка для оценки соблюдения нормативов деятельности и принятия срочных мер, обеспечивающих выполнение нормативов и получения максимального дохода;
  • * последующий (итоговый) анализ – проводится для определения эффективности деятельности банка и выявления резервов для повышения эффективности;
  • * перспективный анализ – проводится для прогнозирования результатов на предстоящий период и определения направлений развития банка.
  • - в зависимости от объекта исследования:
  • * функциональный анализ – связан с определением направлений деятельности банка и его специализации;
  • * структурный – проводится по видам банковских ресурсов и вложений. В результате данного анализа определяется состав и структура активных и пассивных операций, доходов и расходов банка, прибыли;
  • * операционно-стоимостной анализ – проводится с целью углубления исследования доходности банка. Его результаты дают представление о стоимости, прибыльности или убыточности отдельных банковских операций;
  • * народно-хозяйственный анализ – проводится на уровне НБ и позволяет определить масштабность активно-пассивных операций банков, их прибыли, а также степень участия отдельного банка в формировании ссудного фонда республики.

 

 

В процессе анализа  баланса банка применяются следующие методы:

  • 1. Метод группировок. Деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по существенным признакам.
  • 2. Метод сравнения. Неизвестное явление сопоставляется с известным, изученным ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Метод коэффициентов. Ответы на основные  вопросы: степень участия коммерческого банка собственными средствами в своих отношениях (коэффициент капитализации), уровень ликвидности банка и его способность безубыточно противостоять оттоку привлеченных средств (коэффициент ликвидности), степень вложения ресурсов банка в операции с повышенной степенью риска (коэффициент риска).

Вопрос 51

Развитие персонала в коммерческом банке


 

 

Понятие развитие персонала часто приравнивают к понятиям обучения и повышения квалификации. Однако на самом деле под развитием персонала понимается нечто большее, чем обучение и повышение квалификации. Развитие персонала – это процесс, направленный на последовательное приближение фактического состояния трудовых ресурсов банка к наиболее оптимальному.  
Развитие персонала охватывает все производственные и внепроизводственные меры, которые способны повысить квалификацию и потенциал нынешних и будущих сотрудников в плане достижения целей учреждения. При этом речь идет о привлечении и закреплении работоспособных сотрудников в нужном числе и качестве, о развитии знаний, навыков, способностей и отношения к работе, о планировании и развитии карьеры сотрудников, о подготовке резерва на замещение руководящих и ключевых должностей.  
Привлечение персонала, как и обучение, и повышение его квалификации, являются лишь частью развития персонала. 
 
 
 
Схема развития персонала коммерческого банка 
 
Ступени развития персонала. Развитие персонала начинается с его привлечения и подбора. Кредитные учреждения во все большей степени стремятся привлечь коммуникабельных сотрудников, которым общение с клиентами приятно, которые способны с открытостью относиться к другим людям и охотно работают в команде. Так как такие качества развитию поддаются трудно, самой важной частью развития персонала является его верный подбор.  
Тем не менее, новый сотрудник лишь в самом редком случае в полном объеме будет отвечать требованиям нового места работы. К тому же со временем требования могут изменяться или же через некоторое время сотруднику может быть поручена иная область задач с другими требованиями. 
Поэтому при любом новом назначении необходима тщательная тренировка со стороны непосредственного начальника и (или) других сотрудников соответствующего отдела. Недостающие знания, навыки или квалификацию необходимо восполнять профессиональным опытом на рабочем месте и путем обучения и повышения квалификации. 
Развитие персонала, в частности продвижение обладающих руководящим потенциалом сотрудников, является неотъемлемой задачей любого руководителя. Ведь начальник лучше всего видит необходимость в повышении квалификации и потенциалов своих сотрудников. Он является первым и наилучшим тренером для своих подчиненных. Руководитель должен поддерживать сотрудника советом, помощью и идеями, и помогать ему успешно справляться со своими задачами и, возможно, готовиться к выполнению более высоких профессиональных и руководящих задач.

Информация о работе Шпаргалка по «Особенностям банковского менеджмента»