Шпаргалка по организационному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:51, шпаргалка

Краткое описание

Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства, меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая. Поведение индивидов определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.
Осознание того, что люди – ценнейший ресурс организации, приводит к гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности.

Файлы: 1 файл

Шпоры ОП.docx

— 90.24 Кб (Скачать)

Личность – понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека.

1) Теории типов. Самая старая из них – теория Гиппократа (4 темперамента). В. Г. Шелдон - «типы тела тесно связаны с развитием личности». К. Юнг - интроверт-экстраверт.

2) Теории черт. Личность человека - компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения. Подходы с точки зрения типов и черт дополняют друг друга.

3. Психодинамические и психоаналитические теории - классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Личность хар-ся через понятие интеграции. Взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов +мотивация.

4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. В некоторой степени они ставят под вопрос необходимость самого термина личность.

5. Гуманизм. А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации. Трудность проверки, дал начало движению человеческого потенциала.

6. Теории социального научения. Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий теоретик Альберт Бандура + стимул и случайные подкрепления. В частности, важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции.

7. Ситуационизм (Вальтер Мишель) - производный от бихевиоризма и теории социального научения. Любая наблюдаемая устойчивая модель поведения опр-ся хар-ками ситуации, а не внутренними типами или чертами личности.

8. Интеракционизм. Личность возникает из взаимод-я определенных качеств и предрасполож и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом они проявляются. 1-3 - обоснованный теоретический конструкт, гипотетическая внутр «сущность» с причинной ролью в поведении. 4-8 - вторичный фактор.

Процесс формирования и развития личности

3 компонента: детерминанты, стадии и черты личности. Детерминанты личности – это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности (биологические, социальные и культурные).

Стадии развития личности. Основные сторонники концепции развития личности по этапам (стадиям) – З. Фрейд, Э. Эриксон – определяют ее как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Мас-лоу и К. Роджерс – как реализацию потребности в самоактуализации; Ж. Пиаже – как периодизацию умственного развития; Ш. Бюлер – как развитие интенций (намерений, целей) и способности самостоятельно делать осознанный выбор; А.В. Петровский – как процесс вхождения и интеграции с социальной средой; В.И. Слободчиков – как становление человеческой субъективности через рефлексию.

Социализация – это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Как сознательные, так и бессознательные стадии развития личности отмечены разнообразными кризисами переходных периодов («культурный и организационный шок» при вхождении в организацию и др.).

К.Арджирис: модель работающего человека - стадии развития личности и ее черты (латентные характеристики личности, которые могут не совпадать с наблюдаемым поведением). Личность в любом возрасте развивается (сознательно и бессознательно) не столько от стадии к стадии, сколько в разной степени и по разным аспектам. Хар-ки незрелого-зрелого возраста: пассивность-активность, зависимость-нез, огранич число моделей повеления-неогр, примитивные-глубокие интересы, краткоср-долгоср перспективы, подчин-главенствующее пол-е, низкое-более высокое самосознание.

Подход с позиций черт личности - черты личности организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функц-я. Г. Оллпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем.

Черта личности - базовая ед. личности, склонность вести себя определенным образом. 3св-ва – частота, интенсивность и диапазон ситуаций.

«Большая 5ка» (O-C-E-A-N:Открытость опыту – О, сознательность – С, экстраверсия – Е, доброжелательность – А, невротизм – N, или эмоциональная стабильность). Индивидуальные оценки человека по 5параметрам остаются стабильными примерно после 30 лет. Примен в проф ориентации и диагностике личности. 

Факторы черт личности, образующие Большую пятерку (O-C-E-A-N) таблица (Хар-ки тех, кто пол выс оценки – Описание черт – низк оценки) НЕЙРОТИЗМ (N) Беспок, нервозн, неувер, неадекв, ипохондр – измер приспос-ть либо эмоц нестаб-ть. Идентиф индивилов, подверж неприятным пережив, склон к страстям и порывам,  к неадекв целям и реакциям – Спокойный, расслабл, выносл, неэмоц, дов собой. ЭКСТРАВЕРСИЯ (Е) Общит, активный, разговорч, ориентир на людей, оптимист – Измершироту и интенс-ть межл взаимод, уровень акт-ти, потр-ть во внешн стимул-ии, сп-ть радов жизни – Сдерж, трезвомысл, ориентир на дело, тихий, незам в компании. ОТКРЫТОСТЬ К ОСВ-Ю НОВ ОПЫТА (О) Любопытн, с шир интер, творч, оригин, нетрадиц – Измер активн поиск нов опыта, терпимость к чужому и интерес к нему – Связ условностями, приземл, с огранич интересами, не обл ни худож, ни аналит складом ума. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ (А) Мягкосерд, доброжел, надёжн, усердный, пункт, аккур, честол – Изм ст.организ-ти и мотивир-ти индивида в целенапр повед-ии – Нецелеустр, ненад, ленивый, небрежн, беспечн, слабов, люб наслажд-я.

 

Личность  и работа

Индивидуальные  различия: демографические хар-ки (возраст, раса, пол – внутр, внешние – соц-экон статус, ур обр-я), компетентность (склонности и способности) и психол особенности (система ценностей, установки, отношение к работе, характер).

Нужно иметь в виду индивил разл-я людей. Компетентность, система ценностей, установки и особенности характера значительно более важные факторы, чем демогр хар-ки.

Компетентность  – склонности (спос-ть к научению) и спос-ти (возм-ти, позволяющие человеку выполнять ту или иную работу, необх в данной ситуации - умственные, физические и психомоторные). Тренинги, семинары… К важным личностным характеристикам можно отнести самооценку, локус контроля, авторитаризм, макиавеллизм, ориентацию по типу А, ориентацию на достижения, склонность к риску, догматизм, самомониторинг.

Самооценка личности представляет собой собственную оценку ее значимости, степень отношения человека к самому себе. Люди с менее высокой самооценкой ставят перед собой менее трудные задачи, чем люди с более высокой самооценкой, и более подвержены влиянию окружающих в плане решения организационных вопросов.

Локус контроля – личностная особенность (Роттер). Те, кому свойствен внешний локус контроля (экстерналы), полагают, что все события – рез-т д-я случая или удачи, менее удовл своим статусом, чувств себя менее вовлеч в работу, менее расположены для участия в принятии реш-ий. Люди, характеризующиеся внутренним локусом контроля (интерналы) могут влиять на ход своей жизни, большую удовлетворенность трудом, работая в условиях партисипативного (т. е. с элементами самоуправления) менеджмента, в то время как работники с внешним локусом контроля чувствуют себя комфортно в условиях директивного управления.

Авторитаризм – исп-е власти является необходимым и важным элементом функционирования эффективной организации. Люди с высокими показателями авторитаризма лишены интеллектуальных сомнений, почтительны с людьми с более высоким статусом и пренебрежительны с подчиненными, подозрительны к изменениям, более склонны следовать правилам.

Макиавеллизм. Лица прагматичны, постоянно сохр эмоц дистанцию с другими, цель оправдывает средства, старается исп других людей для решения собственных задач, воля к победе, спос-ть убеждать в своей правоте и нежелание прислушиваться к советам. В задачах, которые требуют умения вести переговоры или где цена победы велика, такие работники могут быть чрезвычайно производительными. В культурах, где значительную роль играет власть соц авторитета, такие менеджеры более удачливы, способны долго удерж успех в усл конкур-ии.

Ориентация по типу А - тенденция «всех и все» контролировать - постоянно чувствуют потребность торопиться, нежелание ждать, ощущ недостаток времени, любят  конкурировать, постоянно сравнивают свой рез-т с другими, берутся за неск дел, бегут «впереди паровоза», целеустр. Они вспыльчивы, нередко настроены враждебно к окружающим, но успешно скрывают это. Стресс – это их обычное состояние. Экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства; с головой уходят в работу, большая потребность в достижениях и во власти. Сосудистые заболевания, депрессия, гнев и враждебность.

Ориентация по типу Б - добродушным и веселым нравом, менее подвержены конкуренции в повседневных делах. Слушают собеседника более внимательно,терпимы и расслабл. Менее подвержены стрессам. Напр-р, человек типа А, будет изо всех сил стремиться переломить неблагоприятную ситуацию, иначе наступит фрустрация. Человек типа Б, не отступится.

Ориентация  на достижения – Он нацелен на преодоление препятствий, при этом хочет чувствовать, что его успех (или неудача) – рез-т его собственных усилий. Он выбирает задачи промежуточной трудности. Подх если менеджер ищет исполнителя для сложных задач.

Склонность к  риску – пост стремление использовать открывающиеся возможности. Менеджеры с высокими показателями склонности к риску тратят меньше времени и обходятся незначительной информацией при принятии решений.

Догматизм – отсутствие сомнений в своей правоте и неспособность к переосмыслению или переоценке уже известного, сделанного.

Самомониторинг – спос-ть личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения.

Ценности это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни, то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать.

Общечеловеческое значение – мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь. Влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей. М. Рокич: ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях, методика изучения ценностных ориентаций. 2 группы: терминальные ценности (цели) – конечная цель стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (средства) - какой-то образ действия или св-во личности явл предпочтительным в любой ситуации. Напр-р, базовые: успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. Инстр-е: смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость. Система ценностей человека (по Адлеру) Физич ценности: ремесл деят-ть, комфорт, зан-я спортом, богатство, вн вид, здоровье, отпуск, усл-я работы, сила, активность, путеш-я, привлекат-ть, фин безоп-ть. Эмоциональные: отв-ть, эмоц пост-во, престиж, состязат-ть, религия, безоп-ть, доверие, интимн отн-я, любовь, дружел-е, страсть, открытость, отдача, помощь. Интеллект: обуч-е, творч-во, мудрость, сложность, прин-е реш-ий, умение абстрагир,, незав-ть, соверш-е, плановость, чтение, общ-е, точность, разум.

Гордон Оллпортом - 6 типов:

• теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений; • экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства; • эстетический интерес в красоте, форме и гармонии; • социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми; • политический интерес в обладании властью и влиянии на людей; • религиозный интерес в единении и понимании космоса.

1990 г. + ещё несколько специфических ценностей: • выполнение (упорство) • помощь и забота • честность • справедливость

Ценности благосост-я (Фролов): благополучие, богатство, мастерство, образованность, уважение. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков. Критериями ясности личностных ценностей являются:

• регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо; • понимание смысла жизни; • способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности; • открытость сознания для нового опыта; • стремление понять взгляды и позиции других людей; • открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии; • последовательность поведения, соответствие слов и дела; • серьезное отношение к вопросам ценностей; • проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам; • ответственность и активность.

Их можно распознать, только изучая реакции в основе поведения. Ценностная конгруэнтность – совпадение представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, удовл их интересы.

К способам, с помощью которых  люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Сист ценностей зависит от культурных корней + интересы организации, которые являются частью организационной культуры.

Установки. Понятие, компоненты установок Диктуют человеку ориентиры в окр мире, способствуют оптимальной организации поведения и действий в нем, помогают предсказать поведение человека на рабочем месте, а работнику - адаптироваться к произв окружению. «attitude». Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Компоненты установки: • аффективный компонент (чувства, эмоции) • когнитивный компонент формирует определенный стереотип, модель; • конативный компонент опр-ет способ включения поведения в процесс деятельности (мотивы и цели поведения, склонности).

Свойства установок. • Приобретенности. не является врожденной. • Относительной устойчивости - существуют пока не будет сделано что-либо для их изменения. • Вариативности - могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных. • Направленности - направлены на конкретный объект. • Поведенческий компонент – это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки.

Информация о работе Шпаргалка по организационному поведению