Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, шпаргалка
1. Менеджмент – это система принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной деятельностью любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления.
Непосредственным предметом управленческого труда является информация, характеризующая состояние управляемого объекта в, данный момент, а продуктом, результатом труда — соответствующие решения и действия, необходимые для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных перед ним целей и задач.
Попытаемся выделить
наиболее характерные признаки, отражающие
специфику управленческого
• информационный характер труда, предполагающий значительные интеллектуальные усилия;
• высокая ответственность за принимаемые решения;
• ненормированный рабочий день;
• высокие нервные и эмоциональные нагрузки, обусловленные постоянным общением с людьми.
В управленческой деятельности можно выделить значительно различающиеся виды умственного труда: эвристический и административный.
Эвристический труд (руководителей и специалистов) в наиболее полной степени отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и ''разработке различных вопросов. Он заключается:
• в разработке перспективных и текущих планов деятельности;
• в анализе их выполнения;
• в совершенствовании конструкций или выпускаемой продукции, технологических процессов, форм организации производства, труда и управления.
Результатами этой деятельности являются выработка и принятие решений, направленных на постановку целей и задач, на определение путей и методов их осуществления.
44. Принципы разработки распорядка рабочего дня, недели, месяца. График согласования работ управленческого персонала.
Планирование дня включает в себя определение конкретного действия в заданный момент времени. План на день определяет конечные цели работы в порядке их значимости. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня.
Реальный рабочий план на день должен состоять из временных блоков, заполненных А-делами, исполнению которых не должны помешать никто и ничто. То, что не предусмотрено, а значит, не запланировано, но все-таки неизбежно наваливается на руководителя, следует вмещать в те временные блоки, в которых запланировано выполнение Б- и В-дел. Тогда уже эти Б- и прежде всего В-дела руководитель может и не выполнять.
Для разработки плана рабочего дня можно воспользоваться методом «Альпы», который предполагает реализацию следующих пяти стадий, базирующихся на использовании основных принципов и правил планирования рабочего времени (данный метод может быть использован и для разработки плана рабочей недели):
Метод включает пять стадий планирования:
Составление списка заданий.
Оценка длительности выполнения заданий.
Резервирование времени (в соотношении 60:40).
Принятие решений
по приоритетам и
Контроль (учет несделанного).
Приведем основные
доводы в пользу данного
Выделение более
важных и менее важных дел.
Принятие решений об
Сокращение помех и нежелательных перерывов. Уменьшение стрессов и нервного напряжения. Ощущение успеха в конце рабочего дня. Повышение удовлетворенности и мотивации. Рост личных результатов.
Выигрыш во времени
за счет методичной
45. Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров.
Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование.
Посредством оценки результатов деятельности организация прежде всего должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить — какие способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности.
Подготовка руководящих кадров и мотивация. Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил. К сожалению, многие организации не предоставляют достаточных возможностей для удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности и продвижения по службе. Исследования показали, что выпускники министерских курсов обучения бизнесу отмечали большое расхождение между их личными ожиданиями на рост и продвижение по службе и тем, что им смогли предоставить в действительности. Если эти ожидания имеют для человека большое значение, то он обычно увольняется с такой работы. Нет необходимости говорить о нежелательности текучести управленческих кадров в силу высокой стоимости их найма и адаптации в организации. Замена такого служащего может обходиться в несколько его месячных окладов.
Методы подготовки управленческих кадров. Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.
46. Методика проведения деловых переговоров.
Техника ведения профессиональных
деловых переговоров
Уровень лиц, участвующих в переговорах, и их компетентность является решающим фактором при обсуждении принципиальных вопросов. До начала переговоров полезно выяснить организационную структуру фирмы, положения и компетентность представителей на переговорах.
Все виды деятельности подготовительного
этапа ведения переговоров
Первая группа деятельности
связана с инициативой
Вторая группа деятельности связана с оперативной подготовкой переговоров.
Третья группа деятельности
связана с процессом
Она включает:
Четвертая группа деятельности связана с обработкой процесса ведения переговоров.
Первая фаза - начало ведения переговоров.
Вторая фаза - передача информации.
Третья фаза - принятие решений.
47. Рациональная организация рабочих мест.
Основная идея рациональной организации рабочего места – как можно меньше напряжений, усилий и эффективное использование времени.
- минимум времени на поиск необходимых вещей;
- удобное и здоровое состояние тела во время рабочего дня;
- чем чаще используете предмет, тем ближе он должен быть расположен;