Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, шпаргалка
1. Менеджмент – это система принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной деятельностью любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления.
1. Менеджмент – это
система принципов, методов,
Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее.
В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее.
Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.
Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:
Стоит сразу отметить,
что цели и задачи менеджмента
вообще и цели и задачи стратегического
менеджмента имеют много
2. Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени.
1. Подход с позиций различных научных школ:
2. Процессный подход
рассматривает управление как
процесс, объединяющий
3. Системный подход
к управлению сформулировал
4. Ситуационный подход пытается увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов, предполагает анализ ситуационных переменных.
5. Новые подходы к управлению.
Каждая научная школа / научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке конкретной ситуации.
То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют "тихой управленческой революцией". Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, бихевиоральному, нашедшему свое отражение в японский модели, приходит направление (неформальное, основанное на лидерстве), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, "информационное".
3. Менеджмент как
совокупность принципов,
В современном менеджменте существуют различные способы решения задач: конкретные методы решения задач управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др.
Принципы управления
отражают теоретический идеал
Принципы управления
производством, обществом и личностью
опираются на диалектический закон
развития, обобщающий опыт человеческой
цивилизации. При смене социально-политическ
Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным или неофициа.
4. Закономерности управления
Закономерности управления являются всеобщими и распространяются на все живое. А знание о поведении, рассмотренные ранее полностью применимы и к управленческому поведению. Поэтому, чтобы результативно управлять необходимо представлять поведение отдельных элементов, вовлеченных в процесс управления. Это нам позволит рассмотреть детали, оказывающее значительное влияние на результат.
Закономерность 1 Отношения управляющий - исполнитель возможны только в том случае, если участники согласятся играть эти роли. Другой человек становится управляемым, если принимает на себя роль исполнителя. Достижение общих целей управителя и исполнителя может определяться:
Закономерность 2 Управление заключается в том, что управляющий объект вызывает в субъекте управления желательное поведение. Но прежде, чем управлять другими мы должны управлять своим поведением, направленным на управление собой. Поэтому первый шаг в управление другими - ответ на вопрос: что я должен сделать со своим поведением, чтобы эффективно управлять другими.
Закономерность 3 Управляя другим мы должны быть уверены, что он умеет управлять своим поведением так, чтобы достигнуть поставленной перед ним цели. Т.е. мы должны убедиться, что он обладает знаниями, умением, навыками, имеет или может получить необходимые ресурсы. Для определения этого необходимо уметь работать с обратной связью. Очень часто, когда задача не первостепенной важности руководители бросают ее на откуп подчиненным - авось выполнится.
Закономерность 4 Роли управителя и исполнителя условны, потому что и тот и другой оказывают влияние друг на друга, т.е. управляют друг другом. И управление является определенным видом общения, в котором должны быть скоординированы действия управителя и управляемого. Возможность такого общения и обмена сообщениями предполагает умение общаться друг с другом. Способность управлять и быть управляемым являются продуктом научения, социализации. Поэтому для более эффективного управления управитель должен обучать управляемого общаться "на одном языке".
Закономерность 5 Управляющий и управляемый представляют собой единую систему, т.е.
5. Внутренняя и внешняя среда организации
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;
К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.