Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

1. Менеджмент – это система принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной деятельностью любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления.

Файлы: 2 файла

менеджмент.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

1. Менеджмент – это  система принципов, методов, форм  управления организацией, которые  призваны повысить эффективность  производства и увеличить прибыльность  предприятия. Менеджмент применим  к управлению хозяйственной деятельностью  любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления. Но менеджмент – это также и область профессиональной деятельности, и даже область научного исследования. В связи с этим различают цели и функции менеджмента, различные его виды и конкретные задачи.

Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее.

В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее.

 

Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.

Задача менеджмента – это  разработка и апробирование научных  подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:

  1. - формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей.
  2. - привлечение к работам высококвалифицированных специалистов.
  3. - мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты.
  4. - определение стратегии развития предприятия;
  5. - разработка целей и планов их достижения.
  6. - определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения.
  7. - осуществление функции контроля.

Стоит сразу отметить, что цели и задачи менеджмента  вообще и цели и задачи стратегического  менеджмента имеют много общего, но вместе с тем есть и существенные отличия. Стратегический менеджмент состоит  в следующем: создание стратегического  видения дальнейшего развития организации, постановка целей, разработка стратегии, анализ полученных результатов и корректировка целей и поставленных задач, а также стратегического видения.

 

 

2. Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени.

 

1. Подход с позиций  различных научных школ:

  • школа научного управления. Основоположник - Ф. Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде "Принципы научного менеджмента" (1911 г.);
  • административная школа. Основоположник А. Файоль первым предложил формальное описание работы управляющих в организации по их функциональным признакам. М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия "власти" и "авторитета";
  • школа человеческих отношений (1930-е гг.). Э. Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, Мак-Грегор и др.), основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мо-тивационных теорий;
  • количественный подход к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений.

2. Процессный подход  рассматривает управление как  процесс, объединяющий основные  функции менеджмента в серию непрерывных взаимосвязанных действий.

3. Системный подход  к управлению сформулировал понятие  внешней Среды предприятия и  значение анализа внешней среды  для предприятия.

4. Ситуационный подход  пытается увязать конкретные  методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов, предполагает анализ ситуационных переменных.

5. Новые подходы к  управлению.

Каждая научная школа / научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке конкретной ситуации.

То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют "тихой управленческой революцией". Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, бихевиоральному, нашедшему свое отражение в японский модели, приходит направление (неформальное, основанное на лидерстве), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, "информационное".

 

 

 

3.  Менеджмент как  совокупность принципов, методов,  средств и форм управления  фирмами на Западе известен  в нашей стране давно. Однако  еще десять лет назад наши  специалисты считали , что его  основными целями являются получение высокой прибыли и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма.

В современном менеджменте  существуют различные способы решения  задач: конкретные методы решения задач  управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях. В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п. (например, японская и американская модели менеджмента).

Принципы управления производством, обществом и личностью  опираются на диалектический закон  развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для  воздействия на личность и для  оптимального управления любым социумом - официальным или неофициа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закономерности управления

Закономерности управления являются всеобщими и распространяются на все живое. А знание о поведении, рассмотренные ранее полностью  применимы и к управленческому  поведению. Поэтому, чтобы результативно управлять необходимо представлять поведение отдельных элементов, вовлеченных в процесс управления. Это нам позволит рассмотреть детали, оказывающее значительное влияние на результат.

Закономерность 1 Отношения управляющий - исполнитель возможны только в том случае, если участники согласятся играть эти роли. Другой человек становится управляемым, если принимает на себя роль исполнителя. Достижение общих целей управителя и исполнителя может определяться:

  1. их желаниями,
  2. пунктами договора о сотрудничестве
  3. по умолчанию в соответствии с обычаями.

Закономерность 2 Управление заключается в том, что управляющий объект вызывает в субъекте управления желательное поведение. Но прежде, чем управлять другими мы должны управлять своим поведением, направленным на управление собой. Поэтому первый шаг в управление другими - ответ на вопрос: что я должен сделать со своим поведением, чтобы эффективно управлять другими.

Закономерность 3 Управляя другим мы должны быть уверены, что он умеет управлять своим поведением так, чтобы достигнуть поставленной перед ним цели. Т.е. мы должны убедиться, что он обладает знаниями, умением, навыками, имеет или может получить необходимые ресурсы. Для определения этого необходимо уметь работать с обратной связью. Очень часто, когда задача не первостепенной важности руководители бросают ее на откуп подчиненным - авось выполнится.

Закономерность 4 Роли управителя и исполнителя условны, потому что и тот и другой оказывают влияние друг на друга, т.е. управляют друг другом. И управление является определенным видом общения, в котором должны быть скоординированы действия управителя и управляемого. Возможность такого общения и обмена сообщениями предполагает умение общаться друг с другом. Способность управлять и быть управляемым являются продуктом научения, социализации. Поэтому для более эффективного управления управитель должен обучать управляемого общаться "на одном языке".

Закономерность 5 Управляющий и управляемый представляют собой единую систему, т.е.

  1. - Если изменяется одна часть (лидер или команда) обязательно произойдет попытка другой части восстановить систему, привести ее в стабильное состояние. Поэтому нельзя изменить руководителя не изменив коллектив и обратная ситуация.
  2. - Система самонастраивается, что позволяет при внешних воздействиях восстанавливаться, возвращаться в исходное состояние.
  3. - При эффективном управлении соблюдается принцип синхронности активного и пассивного поведения. Если одна часть занимает активную позицию, то другая принимает пассивную. Переменное чередование таких состояний ведет к эффективности и результативному взаимодействию частей.

 

 

 

5. Внутренняя и внешняя среда организации

ВНЕШНЯЯ СРЕДА  ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия  относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;

К факторам косвенного воздействия  относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:

    1. политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;
    2. экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;
    3. социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;
    4. технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

ВНУТРЕННЯЯ  СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Шпоры по менеджменту.doc

— 220.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"