Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

1. Менеджмент – это система принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной деятельностью любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления.

Файлы: 2 файла

менеджмент.doc

— 154.50 Кб (Открыть, Скачать)

Шпоры по менеджменту.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

33. Управление  риском.

Это деятельность предприятия, фирмы, банка, направленная на сокращение возможных потерь, обусловленных  риском. Наиболее распространенными  методами являются диверсификация риска, изучение рынка, клиентов, маркетинговые  исследования, страхование риска.

 У.р. включает следующие  элементы, которые могут применяться  как независимо, так и совместно:

-) Исключение риска - создание условий или применение средств, при которых исключаются источники риска, вероятность его реализации или проявление последствий становятся бесконечно малой.

-) Ограничение риска - добровольное или вынужденное участие в принятии части риска; снижение риска - снижение вероятности (частоты) чрезвычайных ситуаций, видов и масштабов их последствий за счет применения различных методов и средств.

-) Перераспределение риска - совокупность механизмов, позволяющая распределить риск, связанный с ликвидацией чрезвычайных ситуаций между несколькими участниками. Базовыми принципами У.р. являются: адекватное определение опасностей и угроз в вероятностной постановке и определение механизмов их понижения на базе инженерно-технических, организационных и экономических мероприятий; адекватное определение возможных негативных последствий природно-техногенных чрезвычайных ситуаций (преимущественно в эквивалентных статистических величинах человеческих потерь и экономических ущербов) и разработка комплексных мероприятий по снижению негативных последствий за счет систем защиты, предупреждения, диагностики и мониторинга. Основной целью У.р. является его целенаправленное, поэтапное и научно обоснованное снижение до приемлемого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Критерии  и показатели эффективности менеджмента. 
Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает самое выгодное значение.

В качестве критерия эффективности  производства и управления используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.); и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиций).

Показатели прибыли  и рентабельности наиболее полно  характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми ресурсами. Для этого используют частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, материальных — материалоемкость продукции, основных фондов — фондоотдача. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными (социальная эффективность) показателями.

Количественные показатели деятельности системы управления включают: трудовые показатели — экономию живого труда в сфере управления (численность работников, сокращение трудоемкости процессов управления); финансовые показатели — сокращение расходов на управление; показатели экономии времени — сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, прогрессивных организационных процедур.

Особо важное значение имеют  качественные показатели (социальная эффективность): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; рост квалификации менеджеров; возрастание уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается  достичь высокого уровня указанных  выше показателей, происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

При оценке эффективности менеджмента используют также показатель экономичности управления: отношение экономических показателей (валовая продукция, прибыль, валовой доход) к затратам на содержание аппарата управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Инновационный потенциал менеджмента. Управление процессом инновации.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание  необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия  с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация  и инновационный процесс.

 

Инновационный процесс  — это процесс создания, освоения, распространения и использования  инновации. Также инновационный  процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Задачи инновационного менеджмента:

1. Планирование инновационной  деятельности организации;

     -) формулирование  миссии (ориентация деятельности  организации на инновации)

     -) определение  стратегических направлений инновационной  деятельности и постановка целей  в каждом из них

     -) выбор  инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления

2. Организация инновационной  деятельности;

3. Мотивация участников  инновационной деятельности;

4. Систематическая оценка  результатов инновационной деятельности  и использование всего нового;

Задачи инновационного менеджмента:

-) Разработка планов  и программ инновационной деятельности  предприятия;

-) Обеспечение финансами  и материальными ресурсами программ  инновационной деятельности;

-) Обеспечение инновационной  деятельности высококлассными специалистами,  управление человеческими ресурсами;

-) Наблюдение за ходом  разработки инновационной продукции  и ее внедрения;

-) Проведение единой  инновационной политики: координации  деятельности в этой области  в производственных подразделениях;

-) Создание временных  целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Как и для любой  другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив.

 

Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании - составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение - осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство - контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Управление несостоятельностью предприятия.

Управление несостоятельными предприятиями - последовательное осуществление  управляющих воздействий с целью  вывода предприятия из кризисного состояния.

 

Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия  возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

 

Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором. Кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Это предусмотрено законодательством. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

 

Обязательства предприятия  могут быть подразделены на следующие  группы:

-) обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами, платежам в Пенсионный фонд России, дорожный фонд и другие фонды, т.е. те обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;

-) обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Сюда же входят обязательства перед страховыми компаниями, где предприятие берет будущий заем под свои страхуемые риски;

-) обязательства перед кредиторами за поставленные им товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора;

-) обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.

 

Обязательства предприятия, возникающие  в ходе его финансово-хозяйственной  деятельности, имеют определенные сроки  исполнения.

 

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.

 

В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть сведёны к двум основным:

 

1) Отставанию от запросов рынка  (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т.д.). В этом  случае можно говорить о болезни  бизнеса (маркетинга);

2) Неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления, или менеджмента.

 

Первый случай наиболее наглядно отражается на выручке, второй - на приросте массы  обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Подбор и оценка управленческого персонала.

Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре  управления

трудом управленческого  персонала. Она представляет собой  определенную

систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять

регулятивную функцию  в отношении деятельности оцениваемых  управленческих

работников и руководителей.

По общему признанию  специалистов в области управления любой управленец

должен обладать рядом  обязательных деловых качеств:

- знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;

- знание экономики  - методов планирования, эко­номического  анализа и т. п.

- умение выбирать методы  и средства достижения наилучших  результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых,

энергетических и трудовых затратах;

- наличие специальных  знаний в области организации  и управления производством, а  также умение применять их  в своей практической деятельности;

- способность рационально  подбирать и расстанавливать кадры;

- умение мобилизовать  коллектив на решение поставленных  задач;

- способность и умение  поддерживать дисциплину и от­стаивать  интересы дела;

- умение целесообразно  планировать работу аппарата  управления;

- распределять права,  полномочия и ответственность между подчиненными;

- координировать деятельность  всех служб и подразделений  как единой системы управления  организацией;

- умение планировать  и организовывать личную деятель­ность,  сочетать в ней основные принципы  управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;

- умение проявлять  высокую требовательность к себе  и подчиненным;

- конкретность и четкость  в решении оперативных вопросов  и повседневных дел;

- учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;

- стимулировать работников, принимать на себя ответственность  в осуществлении своих решений;

- устранять и не  допускать любые проявления бюрократизма  в своей работе и работе  подчиненных.

В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к

личностным качествам  управленческого работника. В кадровой работе

ряда организаций методические материалы содержат перечень таких  качеств

управленческих работников, как:

- честность, справедливость,

- умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными,

- выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах,

- целеустремленность,

- принципиальность,

- решительность в принятии  управленческих решений,

- а также настойчивость  и энергичность в их реализации,

- умение отстоять свое  мнение,

- самокритичность в оценках своих действий и поступков,

- умение выслушивать советы подчиненных,

- правильное восприятие  критики с умением делать соответствующие выводы,

- умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено,

- а также умение  личным примером и поведением  в повседневной жизни положительно  воздействовать на подчиненных.

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"