Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 03:19, шпаргалка
Ответы для подготовки к экзамену
1)Проблемы развития
В современной глобальной экономике динамичное развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Особенно это актуально для России
Все большее число российских экспертов приходят к выводу, что без инновации в России не может быть длительного и мощного экономического подъема. Инновационная деятельность на уровне страны реализуется в рамках национальной инновационной системы (НИС), ориентированной на содействие развитию передовых технологий, НИОКР, повышения качества человеческого капитала. Построение постиндустриальных систем, как показывает опыт развитых стран, начинается с формирования НИС, в основе которых – получение и использование новых знаний.
По большинству показателей, характеризующих уровень развития научно-технического прогресса, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее развивающимся экономикам Индии и Китая. При этом следует отметить, что если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с «инновационными» и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи мы значительно отстаем от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых мы уступаем лишь США, в то же время следует отметить не-достаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и как следствие- незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран – 25 – 30%
2) Понятие, характер и факторы экономического роста
Факторы экономического роста — это причины, рождающие экономический рост.
— труд; — землю; — капитал; — предпринимательскую способность; — научно-технический прогресс.
Главная цель политики государственного
регулирования экономического роста
– высокие темпы роста
Экономический рост выступает всегда
как результат действия экономических
и неэкономических факторов. К
последним относятся военно-
3)Шумпетером Теория экономического развития
Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста.
Движущей силой развития в теории Шумпетера выступает предприниматель, причем предприниматель-новатор, творческая личность. Ему свойственны инициатива, дар предвидения, склонность к риску. В этом плане предприниматель отличается от простого собственника современным языком инвестора, который лишь передает свои средства в управление, хотя зачастую собственник и предприниматель могут быть и одним субъектом.
Стимулом к предпринимательской деятельности у Шумпетера выступает монопольная прибыль, причем достигаемая за счет инновативной деятельности. Это возможно лишь за счет творче ского подхода, иного, чем у Кейнса, толкования «духа жизнерадо стности» (animal spirit). Именно возможность самореализации, стремление к успеху, преодолению трудностей и способствуют достижению монопольной прибыли. Монополия, с точки зрения Шумпетера, является положительным моментом, поскольку дос тигается за счет осуществления новых комбинаций факторов про изводства, революционных изменений в технике, технологии про изводства, создания новых товаров, освоения новых рынков и т. д. Именно такие постоянные инновации, которые осуществляются в производственном процессе, в механизме реализации продукции, являются, по Шумпетеру, главным источником прибыли. Но по скольку на рынке существуют «толпы предпринимателей», данная монопольная ситуация (эффективная монополия) не вечна. Конку рентный рыночный механизм автоматически ведет к внедрению аналогичных инноваций другими предпринимателями (при этом те, кто не делает этого, просто «выбывают из игры») и к переходу всего хозяйственного кругооборота на «новую траекторию».
Развитие, по Шумпетеру, - это построение новых комбинаций из имеющихся в распоряжении предпринимателя производственных ресурсов. «Осуществление новых комбинаций» охватывает, согласно Шумпетеру, пять случаев1:
Создание нового продукта («потребительского блага»); Внедрение нового метода производства;
Освоение нового рынка сбыта;
Создание новой формы
4) Цикличность экономического развития. Теория длинных волн Н. Кондрат
Цикличность - это всеобщая форма
движения национальных хозяйств и мирового
хозяйства как единого целого.
Она выражает неравномерность
Теория длинных волн исходит
из того, что экономическая система
постоянно находится в
5) Неравномерность инновационной активности и ее причины.
6) Классическая и инновационная модели предпринимательства
Классическая модель предприниматель Отличительная особенность этой модели состоит в максимизации прибыли и получении наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на базе уже сложившихся технологий. Вторая модель предпринимательства ориентируется на поиск более эффективных технологий переработки ресурсов и экономических методов ведения хозяйства и приводит к максимизации прибыли,как правило, лишь в некотором отдаленном будущем.
Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее актуальна для большинства стран развитой экономики. Однако реализация ее требует, как правило, участия государства. Научно- технический прогресс, повышение требований к надежности,качеству и другим параметрам продукции заставляют многие предприятия осуществлять «мозговые атаки» для поиска принципиально новых технико-экономических решений. Особенно велика роль инновационной модели предпринимательства в наукоемких отраслях, где небольшие компании при поддержке государства разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении научно-технические проекты, в которые крупные корпорации,как правило, избегают вкладывать средства.
С точки зрения вышеприведенных моделей предпринимательства сложившаяся в России экономическая ситуация была исключительно неблагоприятна для реализации инновационной модели. Наука, научное обслуживание, а также информационная (консалтинговая) деятельность, являющиеся базой для этой модели, не только не занимали доминирующего положения в общественной жизни страны, но и долгое время находились в упадке. В связи с этим в условиях российских реформ инновационную модель предпринимательства можно считать скорее вынужденной, чем необходимой формой экономического поведения предприятия, выживающего в ситуации жесткого трансформационного шока. Такие качества, как изобретательность, смекалка, а в ряде случаев и изворотливость, оказались непременными атрибутами большинства процедур принятия стратегических решений в сфере микроэкономических процессов.
7) Инновационный процесс, его структура и содержание
8) Понятие и классификация
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации радикальные (базовые);улучшающие; модификационные (частные).
В
Научно-исследовательском
9) Понятие и типы инновационной стратегии
Стратегия - одно из средств достижения цели организации, отличается от других средств своей новизной прежде всего для данной организации и возможно для рынка потребителя. Стратегии вообще и инновац-ые в частности направлены на развитие организации по средствам использования ее потенциала и рассматривается как реакция на изменения внешней среды. Поэтому многообразие инновац. стратегий обуславливается составом компонентов ее внутр-ей среды.
Относ-но внут-ей среды инновац. стратегии делятся на:
1. продуктовые (портфельные) - направлены на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг.
2. функциональные (сервисные, производственные стратегии)
3. ресурсные ( трудовые, материальные, финансовые)
4. организационно-управленческие (стратегии в области технологии, систем управления, структуры.)
Особенность инновац. стратегий является то, что они создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К этим условиям относятся:
1. . стратегия интенсивного развития ! повышение неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству, что заставляет организацию развивать текущую специфическую функцию как управление инновац. рисками.
2. стратегия интеграционного
3. стратегия диверсификации ! усиление потока изменения в орг-ции, св-ных с инновац-ой реструктуризацией. Это вызвано тем, что изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния других.
4. . стратегия сокращенного развития. ! усиление противоречий в руководстве организации. При создании таких усилий требуется: обеспечить сочетание интересов и согласования решений стратегического, производственного, финансового менеджмента, а также маркетинговых решений
10) Стратегия интенсивного роста, ее разновидности
ФАЗА 1. РОСТ НА ОСНОВЕ КРЕАТИВНОСТИ. Основные черты первой фазы: основатели компании, как правило, ориентированы технически или предпринимательски, пренебрегают правилами менеджмента, управляют, полагаясь на собственные возможности
Самый надежный путь разрешения кризиса лидерства -- найм квалифицированного менеджера
ФАЗА 2. РОСТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ Основные черты данной фазы развития: в компании вводится полноценный управленческий учет; функция производства отделяется от функции маркетинга, за реализацию каждой отвечает отдельный специалист;
Самый эффективный способ разрешения кризиса автономии -- делегирование полномочий руководителям подразделений
ФАЗА 3. РОСТ НА ОСНОВЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ Развитие и рост компании на третьей фазе достигается за счет следующих факторов: региональные представители и производственные менеджеры получают значительную самостоятельность;
Задачей высшего руководства при разрешении кризиса контроля -- вернуть управляемость компании как единого целого.
ФАЗА 4. РОСТ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ Во время периода эволюционного развития в фазе 4 удается за счет использования формальных систем достичь высокой степени координации внутри подразделений корпорации, а именно так можно назвать компанию, достигшую этой фазы. Выход из ситуации и разрешение кризиса взаимопонимания лежит в области развития методов сотрудничества.
ФАЗА 5. Преодолеть кризис взаимопонимания возможно только за счет развития сотрудничества и совершенствования межличностных отношений путем использования работы в командах.
Если корпорации удается это сделать, она переходит в следующую фазу роста.корпорация переходит на матричную структуру для концентрации необходимых сил для решения определенных задач;
для решения проблем
РОСТ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
11) Стратегии вертикальной и горизонтальной интеграции, их преимущества.
Горизонтальная интеграция - объединение
предприятий, налаживание тесного
взаимодействия между ними “по горизонтали”,
с учетом совместной деятельности предприятий,
выпускающих однородную продукцию
и применяющих сходные
Горизонтальная интеграция. Наиболее
типичным образом стратегия