Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 03:19, шпаргалка

Краткое описание

Ответы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

Экзамен БОДИНА !!!.docx

— 114.95 Кб (Скачать)

1)Проблемы развития инновационной  деятельности в России.

В современной глобальной экономике  динамичное развитие экономики во все  большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать  передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Особенно это актуально для России

Все большее число российских экспертов приходят к выводу, что без инновации в России не может быть длительного и мощного экономического подъема. Инновационная деятельность на уровне страны реализуется в рамках национальной инновационной системы (НИС), ориентированной на содействие развитию передовых технологий, НИОКР, повышения качества человеческого капитала. Построение постиндустриальных систем, как показывает опыт развитых стран, начинается с формирования НИС, в основе которых – получение и использование новых знаний.

По большинству показателей, характеризующих  уровень развития научно-технического прогресса, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее развивающимся экономикам Индии и Китая. При этом следует отметить, что если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с «инновационными» и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи мы значительно отстаем от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых мы уступаем лишь США, в то же время следует отметить не-достаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и как следствие- незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран – 25 – 30%

2) Понятие, характер и факторы экономического роста

Факторы экономического роста —  это причины, рождающие экономический  рост.

— труд; — землю; — капитал; — предпринимательскую способность; — научно-технический прогресс.

Главная цель политики государственного регулирования экономического роста  – высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

Экономический рост выступает всегда как результат действия экономических  и неэкономических факторов. К  последним относятся военно-политические, географические, климатические, национальные, демографические, культурные и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Шумпетером Теория экономического развития

Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста.

Движущей силой развития в теории Шумпетера выступает предприниматель, причем предприниматель-новатор, творческая личность. Ему свойственны инициатива, дар предвидения, склонность к риску. В этом плане предприниматель отличается от простого собственника современным языком инвестора, который лишь передает свои средства в управление, хотя зачастую собственник и предприниматель могут быть и одним субъектом.

Стимулом к предпринимательской деятельности у Шумпетера выступает монопольная прибыль, причем достигаемая за счет инновативной деятельности. Это возможно лишь за счет творче ского подхода, иного, чем у Кейнса, толкования «духа жизнерадо стности» (animal spirit). Именно возможность самореализации, стремление к успеху, преодолению трудностей и способствуют достижению монопольной прибыли. Монополия, с точки зрения Шумпетера, является положительным моментом, поскольку дос тигается за счет осуществления новых комбинаций факторов про изводства, революционных изменений в технике, технологии про изводства, создания новых товаров, освоения новых рынков и т. д. Именно такие постоянные инновации, которые осуществляются в производственном процессе, в механизме реализации продукции, являются, по Шумпетеру, главным источником прибыли. Но по скольку на рынке существуют «толпы предпринимателей», данная монопольная ситуация (эффективная монополия) не вечна. Конку рентный рыночный механизм автоматически ведет к внедрению аналогичных инноваций другими предпринимателями (при этом те, кто не делает этого, просто «выбывают из игры») и к переходу всего хозяйственного кругооборота на «новую траекторию».

Развитие, по Шумпетеру, - это построение новых комбинаций из имеющихся в распоряжении предпринимателя производственных ресурсов. «Осуществление новых комбинаций» охватывает, согласно Шумпетеру, пять случаев1:

Создание нового продукта («потребительского блага»);           Внедрение нового метода производства;

Освоение нового рынка сбыта;                                                        Получение доступа к новому источнику сырья;

Создание новой формы организации 

4) Цикличность экономического развития. Теория длинных волн Н. Кондрат

Цикличность - это всеобщая форма  движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального  хозяйства, смену революционных  и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность - важнейший фактор экономической  динамики, один из детерминантов макроэкономического  равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности - движение - происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность - форма прогрессивного развития.

Теория длинных волн исходит  из того, что экономическая система  постоянно находится в состоянии  отклонения от макроэкономического  равновесия. Во-первых, это отклонения спроса от предложения и наоборот на длительных отрезках времени. Во-вторых, это отклонения, связанные с изменениями спроса на оборудование, сооружения, строительные материалы и т.п. Эти отклонения преодолеваются в рамках промышленных циклов средней продолжительности. В-третьих, это длительные отклонения от равновесия, продолжительность которых составляет 40-60 лет. Они имеют место на рынках промышленных зданий, сооружений инфраструктуры и рабочей силы. Отметим, что первый и второй типы отклонений имеют место при одном и том же технологическом способе производства, в рамках которого происходит смена ряда поколений техники и технологии. После того как возможности повышения эффективности в рамках используемых научно-технических принципов исчерпаны, происходит переход к использованию новых научно-технических принципов, переход к новому технологическому способу производства. Наступает эпоха научно-технической революции. Этот переход занимает значительное время и дает начало новой длинной волне, что и происходит в настоящее время во всех индустриально развитых странах.

5) Неравномерность инновационной активности и ее причины.

 

 

 

 

 

 

 

6) Классическая и инновационная модели предпринимательства

Классическая  модель предприниматель  Отличительная особенность этой модели состоит в максимизации прибыли и получении наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на базе уже сложившихся технологий. Вторая модель предпринимательства ориентируется на поиск более эффективных технологий переработки ресурсов и экономических методов ведения хозяйства и приводит к максимизации прибыли,как правило, лишь в некотором отдаленном будущем.

Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее актуальна для большинства стран развитой экономики. Однако реализация ее требует, как правило, участия государства. Научно- технический прогресс, повышение требований к надежности,качеству и другим параметрам продукции заставляют многие предприятия осуществлять «мозговые атаки» для поиска принципиально новых технико-экономических решений. Особенно велика роль инновационной модели предпринимательства в наукоемких отраслях, где небольшие компании при поддержке государства разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении научно-технические проекты, в которые крупные корпорации,как правило, избегают вкладывать средства.

 С точки зрения вышеприведенных моделей предпринимательства сложившаяся в России экономическая ситуация была исключительно неблагоприятна для реализации инновационной модели. Наука, научное обслуживание, а также информационная (консалтинговая) деятельность, являющиеся базой для этой модели, не только не занимали доминирующего положения в общественной жизни страны, но и долгое время находились в упадке. В связи с этим в условиях российских реформ инновационную модель предпринимательства можно считать скорее вынужденной, чем необходимой формой экономического поведения предприятия, выживающего в ситуации жесткого трансформационного шока. Такие качества, как изобретательность, смекалка, а в ряде случаев и изворотливость, оказались непременными атрибутами большинства процедур принятия стратегических решений в сфере микроэкономических процессов.

7) Инновационный процесс, его структура и содержание

8) Понятие и классификация инноваций

Термин "инновация" стал активно  использоваться в переходной экономике  России как самостоятельно, так и  для обозначения ряда родственных  понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное  решение" и т. п. В литературе насчитывается  множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения

По  типу   новизны   для   рынка  инновации делятся на:  новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить инновации  на входе предприятия (изменения  в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации радикальные (базовые);улучшающие; модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте  системных исследований выделяются инновации: производственные;  экономические;  торговые;социальные;  в области управления.

9) Понятие и типы инновационной стратегии

Стратегия - одно из средств достижения цели организации, отличается от других средств своей новизной прежде всего для данной организации и возможно для рынка потребителя. Стратегии вообще и инновац-ые в частности направлены на развитие организации по средствам использования ее потенциала и рассматривается как реакция на изменения внешней среды. Поэтому многообразие инновац. стратегий обуславливается составом компонентов ее внутр-ей среды.

Относ-но внут-ей среды инновац. стратегии делятся на:

1. продуктовые (портфельные) - направлены на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг.

2. функциональные (сервисные, производственные стратегии)

3. ресурсные ( трудовые, материальные, финансовые)

4. организационно-управленческие (стратегии  в области технологии, систем управления, структуры.)

Особенность инновац. стратегий является то, что они создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К этим условиям относятся:

1. . стратегия интенсивного развития ! повышение неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству, что заставляет организацию развивать текущую специфическую функцию как управление инновац. рисками.

2. стратегия интеграционного развития  !повышение инвестиц. рисков за счет новизны решаемых задач. Т.о. требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, т.к. приходится искать более рисковых инвесторов.

3. стратегия диверсификации ! усиление потока изменения в орг-ции, св-ных с инновац-ой реструктуризацией. Это вызвано тем, что изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния других.

4. . стратегия сокращенного развития. ! усиление противоречий в руководстве организации. При создании таких усилий требуется: обеспечить сочетание интересов и согласования решений стратегического, производственного, финансового менеджмента, а также маркетинговых решений

10) Стратегия интенсивного роста, ее разновидности

ФАЗА 1. РОСТ НА ОСНОВЕ КРЕАТИВНОСТИ. Основные черты первой фазы: основатели компании, как правило, ориентированы технически или предпринимательски, пренебрегают правилами менеджмента, управляют, полагаясь на собственные возможности

Самый надежный путь разрешения кризиса  лидерства -- найм квалифицированного менеджера

ФАЗА 2. РОСТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ Основные черты данной фазы развития: в компании вводится полноценный управленческий учет; функция производства отделяется от функции маркетинга, за реализацию каждой отвечает отдельный специалист;

Самый эффективный способ разрешения кризиса автономии -- делегирование полномочий руководителям подразделений

ФАЗА 3. РОСТ НА ОСНОВЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ Развитие и рост компании на третьей фазе достигается за счет следующих факторов: региональные представители и производственные менеджеры получают значительную самостоятельность;

 Задачей высшего руководства при разрешении кризиса контроля -- вернуть управляемость компании как единого целого.

ФАЗА 4. РОСТ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ Во время периода эволюционного развития в фазе 4 удается за счет использования формальных систем достичь высокой степени координации внутри подразделений корпорации, а именно так можно назвать компанию, достигшую этой фазы.   Выход из ситуации и разрешение кризиса взаимопонимания лежит в области развития методов сотрудничества.

ФАЗА 5. Преодолеть кризис взаимопонимания возможно только за счет развития сотрудничества и совершенствования межличностных отношений путем использования работы в командах.

Если корпорации удается это  сделать, она переходит в следующую фазу роста.корпорация переходит на матричную структуру для концентрации необходимых сил для решения определенных задач;

 для решения проблем формируются  команды из работников разных  функциональных подразделений; 

РОСТ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

11) Стратегии вертикальной и горизонтальной интеграции, их преимущества.

Горизонтальная интеграция - объединение  предприятий, налаживание тесного  взаимодействия между ними “по горизонтали”, с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию  и применяющих сходные технологии.

Горизонтальная интеграция. Наиболее типичным образом стратегия горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма  приобретает или сливается с  основным конкурентом или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке  создания стоимости. Однако при этом две организации могут обладать различными сегментами рынка. Объединение  сегментов рынка вследствие слияния  придает фирме новые конкурентные преимущества, а в долговременной перспективе сулит существенное увеличение дохода. Можно привести ряд характерных причин, которые  способствуют избранию стратегии горизонтальной интеграции, среди них отметим  следующие:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"