Сегментация рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель – наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей покупателей, а как следствие, успешное функционирование и процветание фирмы.
Известный маркетолог С. Маджаро отметил, что специалист по маркетингу, который способен предложить новый способ сегментации рынка для своего товара, может дать возможность фирме избежать острой конкуренции. Следовательно, успех фирмы в конкурентной борьбе будет во многом зависеть от того, насколько правильно выбран сегмент рынка.

Оглавление

1. Понятие и сущность сегментирования
2. Этапы сегментирования
3. Виды сегментации
4. Критерии сегментации рынка
5. Стратегия и возможности сегментации рынка
6. Понятие сегмента и ниши рынка
7. Множественная сегментация
8. Выбор целевых сегментов
9. Классификация потребителей
10. Характеристики покупателей, влияющие на их поведение при покупке
11. Личностные и психологические факторы
12. Модель покупательского поведения
13. Направления изучения потребителей
Литература

Файлы: 1 файл

сегментация рынка.docx

— 37.46 Кб (Скачать)
ign="justify">          Выделяют несколько ролей, которые играет человек в процессе принятия решения о приобретении товара:

     1) инициатор предложения;

     2) лицо, принимающее решение;

     3) лицо, оказывающее влияние;

     4) покупатель;

     5) пользователь.

     Так, в процессе решения о приобретении компьютера предложение может исходить от ребенка (подростка). Каждый член семьи  может оказывать определенное влияние  на решение или какую-либо его  составляющую. Муж и жена принимают  окончательное решение и, собственно, становятся покупателями. Пользователями могут быть все члены семьи.

     Для определения ролей покупателей  специалисты службы по маркетингу проводят исследования различных участников процесса принятия решения. В основном используется опрос. Важно определить относительное влияние различных  членов семьи на процесс совершения покупки. Например, Дж. Хербст выделяет четыре типа семей.

     1. Каждый член семьи принимает  равное количество самостоятельных  решений.

     2. Семьи, где муж принимает большую  часть решений.

     3. Доминирование решений жены.

     4. Совместное принятие решений  (синкретические).

     На  рынке имеют место все четыре типа семей, однако со временем их соотношение  меняется. В современном обществе в связи с ростом доходов, образованием все больше становится синкретических семей и все меньше с доминированием «мужского начала». Данное обстоятельство необходимо учитывать при выборе и разработке стратегии маркетинга.

     Также важной характеристикой покупателя является период жизненного цикла семьи. Выделено семь периодов:

     1) холостяцкий период, незамужний;

     2) молодые семьи;

     3) молодые семьи с ребенком в  возрасте до 6 лет;

     4) молодые семьи с детьми в  возрасте до 6 лет;

     5) супружеские пары, проживающие с  несовершеннолетними детьми;

     6) пожилые пары, живущие отдельно  от своих детей;

     7) престарелые одиночки.

     Любая семья в определенный момент своего жизненного цикла имеет определенные потребности. Например, молодая семья  с несовершеннолетним ребенком в  возрасте до 10 лет является основным покупателем стиральных машин, телевизоров, кухонной техники, игрушек, в то время  как семья с совершеннолетними  детьми приобретает дорогостоящую  видео-, аудиоаппаратуру. В зависимости  от жизненного цикла семьи роли отдельных  членов семьи могут меняться, а  соответственно, меняется и их влияние  на принимаемые решения.

     11. Личностные и психологические  факторы 

     Существует  четыре группы факторов, которые оказывают  прямое воздействие на покупательское поведение: личностные, психологические, социальные и культурные.

     Остановимся на подробном рассмотрении первых двух.

     К личностным факторам относятся: возраст, пол, доход человека, стадия жизненного цикла семьи, национальность, профессия, стиль жизни, тип личности и т. д.

     Под стилем жизни понимаются жизненные  стереотипы человека (его интересы, убеждения, собственные мнения). Порой  достаточно трудно маркетологам изучить данный фактор. Для этого специально разрабатываются специальные маркетинговые программы, в рамках которых проводятся исследования.

     Человек – это личность, поэтому на протяжении относительно длинного интервала времени  его реакции на воздействие внешней  среды практически постоянны. Тип  личности характеризуют такие черты, как уверенность в себе, независимость, социальность, активность (либо пассивность) поведения, адаптивность и т. д. Например, при проведении исследований производители кофе обнаружили, что активные потребители кофе являются достаточно высокосоциальными личностями.

     К психологическим факторам относятся: мотивация человеческого поведения, восприятие окружающего мира.

     Изучение  мотиваций (или побуждений) необходимо, так как именно это побуждает  человека совершить покупку.

     Маркетологи ищут ответ на такие вопрос, как: «Почему совершается данная покупка?», «Какую основную потребность покупатель хочет удовлетворить данным товаром?» и т. п. Мотив – это та потребность, которая побуждает человека удовлетворить ее. При исследовании мотивов поведения человека применяется мотивационный анализ, основанный на теории З. Фрейда и А. Маслоу.

     З. Фрейд изучал процесс принятия решений  о покупке потребителем. Считал, что важные потребительские мотивы заложены в подсознании и что  покупатель не всегда может обосновать тот или иной свой выбор.

     По  З. Фрейду человек с рождения находится  под прессом многих желаний, которые  он не в состоянии осознать и проконтролировать, т. е. индивидуум никогда до конца  не осознает мотивов своего поведения.

     А. Маслоу в своей теории мотиваций разработал иерархическую систему потребностей и объяснил, почему люди в определенный момент времени имеют разные потребности.

     Систему потребностей он выстроил по принципу важности:

     1) физиологические (потребность в питании, одежде, жилье);

     2) самосохранение (защита, безопасность);

     3) социальные (принадлежность к определенной  социальной группе, в любви);

     4) в уважении;

     5) в самоутверждении (потребность  в саморазвитии, самореализации).

     Человек удовлетворяет потребности по степени  их важности. Например, голодный человек  в первую очередь старается удовлетворить  свою потребность в еде, нежели потребность  в его уважении и любви окружающих. И лишь удовлетворив свою важную потребность, он переходит к удовлетворению следующей  менее важной потребности. Данные знания используются при оценке возможного поведения разных групп потребителей, а также при мотивации труда  сотрудников.

     Восприятие  – это то, как человек интерпретирует получаемую информацию из вне. Необходимо учитывать внутренние побудительные мотивы покупателей, подсказки других потребителей при процессе стимулирования спроса.

     Убеждения – это представление человека о чем-либо. Он основывается на знании, вере, опыте, мнении. Это одно из важных знаний, которым маркетологам необходимо обладать.

     Отношения – это различные оценки, чувства  по отношению к конкретным предметам  и идеям. Имеют сильные воздействия  на поведение человека, их трудно изменить, но необходимо принимать в расчет при формировании маркетинговой  политики фирмы, стараясь максимально  их приблизить к определенным отношениям.

     12. Модель покупательского поведения 

     Модель  покупательского поведения включает в себя следующие категории:

     1. Побудительные факторы маркетинга (товар, его цена, методы распространения  и стимулирование сбыта).

     2. Прочие раздражители (экономические,  политические, культурные, социальные, научно-технические).

     3. Сознание покупателя (его характеристики  и процесс принятия им решения  о покупке).

     4. Ответные реакции покупателя (выбор  товара, торговой марки, поставщика, времени совершения покупки).

     Процесс приобретения того или иного товара включает в себя нижеперечисленные  этапы:

     1. Возникновение потребности: потребность возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Для предприятия конкретных действий человеком его потребность должна достичь определенного уровня интенсивности, т. е. вытеснить или подавить другие желания. Специалист по маркетингу должен выяснить, какие свои потребности покупатель удовлетворяет, приобретая данный товар, а также с помощью каких мероприятий может быть повышена интенсивность потребности.

     2. Поиск информации: для удовлетворения возникшей потребности человеку необходима соответствующая информация о конкретном товаре. В зависимости от интенсивности потребности выделяют два состояния человека: состояние повышенного внимания (обострение внимания к той информации, которая связана с удовлетворением его потребности) и состояние активного поиска информации (при обострении интенсивности потребности человек намеренно начинает искать информацию об интересующем его товаре).

     Источники информации:

     а) персональные (друзья, семья, знакомые, соседи);

     б) коммерческие (выставки товаров, реклама, продавцы, упаковка);

     в) публичные (СМИ);

     г) эмпирические (использование товара, эксперимент, испытание).

     3. Оценка информации:полученную информацию человек соотносит со своими возможностями и формирует соответствующее отношение к данному товару.

     4. Принятие решения о покупке:  оценка полученной информации  о товаре, а также учет влияния  различных факторов на поведение  покупателя относительно покупки.  Специалист по маркетингу должен  обеспечить потребителя необходимой  информацией и обратить его  внимание на те факторы, которые помогут мотивировать на покупку, т. е. помочь ему купить конкретный товар.

     5. Впечатления после покупки. Впечатление  от приобретения товара может  быть различным: от полного  удовлетворения до совершенного  негатива к данной покупке.  Маркетолог должен сделать все, чтобы покупатель не разочаровался в своем выборе.

     13. Направления изучения потребителей 

     Выделяют  основные направления изучения потребителей:

     1) отношение потребителя к конкретной  компании;

     2) отношение к различным аспектам  ее деятельности;

     3) уровень удовлетворения потребностей;

     4) намерения покупателей;

     5) принятие решения о покупке  (см. в предыдущем разделе);

     6) поведение покупателя в процессе  совершения покупки и после;

     7) мотивы поведения потребителей.

     Оценка  потребителя о полученной информации о товаре складывается либо на основе имеющихся знаний, либо на основе вызванных  эмоций.

     С помощью различных методов маркетинга маркетологи изучают отношение к своему товару. Это необходимо, чтобы вовремя скорректировать действия фирмы на рынке.

     Применяются два главных подхода при определении  типа отношений покупателей к  товару:

     1) выявление предпочтений;

     2) выявление склонностей к покупке  того или иного товара.

     Например, на рынке представлены две модели товара: А и Б. С помощью вопроса «Какая модель более для вас предпочтительна?» можно выявить предпочтение покупателя. Выявить склонность к покупке можно, задав вопрос «Какую модель вы скорее всего приобретете?». Потребитель может предпочитать модель А, но из-за отсутствия нужной суммы денег (или других факторов) купить модель Б.

     Также, важным направлением в изучении потребителей является система ценностей, на которую  они ориентируются при выборе товара.

     Необходимо  проводить глубокий анализ степени  удовлетворенности потребителей, с  помощью составления карты удовлетворенности. Для этого рассчитывают усредненное  значение уровня удовлетворенности  по заданным показателям и среднеквадратическое отклонение по каждому из них. И проводят анализ путем сравнения полученных данных. С помощью данного приема можно получить достаточно полную картину  восприятия рынком качества товара, его  цены, уровня сервиса и т. п.

Информация о работе Сегментация рынка