Руководство и лидерство в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Неудачно выбранная модель управления персоналом приводит к разного рода конфликтам, которые часто разрушают коллектив и создают напряжённую атмосферу на предприятии, мешают работе. Но полное отсутствие конфликтов тоже плохо, иногда они являются стимулом к разрешению многих проблем. Поэтому очень важно руководителю правильно оценить существующие условия работы на предприятии, особенности подобранного персонала, специфику поставленной задачи и, основываясь на этом, построить свою модель управления.
Цель данной работы на основе конкретных ситуаций попытаться проанализировать существующие модели руководства, их “плюсы” и “минусы”, достоинства и недостатки.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть
Что такое управление?
Руководство и лидерство
Стили управления
Факторы, влияющие на стиль управления.
Практическая часть
Анализ стилей управления на примере
Стиль управления в кафе «Африка»
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СПБГУКИ11.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

СПБГУКИ

 

 

Курсовая работа по основам  менеджмента на тему:

«Руководство и лидерство  в менеджменте»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                               студентка 3 курса заочного отделения     

                                                                 факультета Менеджмента и Экономики

                                                                                                               Моргун В.А.

Научный руководитель:                                                           доц. Евланов В.Н.

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

Введение 

Теоретическая часть

Что такое управление?

Руководство и лидерство 

Стили управления

Факторы, влияющие на стиль управления.

Практическая часть 

Анализ стилей управления на примере

Стиль управления в кафе «Африка»

Выводы

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Успех любого предприятия  зависит от многих факторов, таких  как решение финансовых вопросов, организация производственного  процесса, подбор персонала, но не менее  важное значение имеет стиль управления, выбранный руководителем.

От того, сможет ли руководитель организовать людей на то, чтобы  добиться необходимых результатов  и одновременно, чтобы подчинённые  были удовлетворены своей работой, своим положением на фирме зависит  конечный результат работы.

Неудачно выбранная модель управления персоналом приводит к разного рода конфликтам, которые часто разрушают коллектив и создают напряжённую атмосферу на предприятии, мешают работе. Но полное отсутствие конфликтов тоже плохо, иногда они являются стимулом к разрешению многих проблем. Поэтому очень важно руководителю правильно оценить существующие условия работы на предприятии, особенности подобранного персонала, специфику поставленной задачи и, основываясь на этом, построить свою модель управления.

Цель данной работы на основе конкретных ситуаций попытаться проанализировать существующие модели руководства, их “плюсы” и “минусы”, достоинства и недостатки.

 

Теоретическая часть

 

Что такое  управление?

 

Прежде чем говорить о  стилях управления, необходимо рассмотреть, что собой представляет понятие  управление .

Управление  представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.

Ли Якока, американский менеджер

Социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

Система управленческих отношений  опирается на два социально-психологических  феномена:собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. Исследователи выделяют три типа подчинения:

строптивое  подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;

равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;

инициативное  подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

 

Руководство и лидерство

 

Эффективность процесса управления определяется тем, кто конкретно  и как руководит. Всегда актуальны  проблемы индивидуального стиля  управления.: здесь и голое администрирование, и попытки выступить в роли некоего просителя, и стремление за напускной грубостью скрыть свое неумение управлять людьми.

Опыт показывает, что низкая управленческая культура серьезно сказывается на всей жизнедеятельности организации. Одним из важных условий успешного выполнения стоящих перед организацией задач является наличие определенных личностных и деловых качеств руководителя, а также выбор оптимального стиля управления. Во всяком деле 80% успеха зависит от руководителя и только 20%— от подчинённых. Руководство и лидерство – эти понятия имеют различия:

Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается).

Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения.

Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова  может осуществлять не только руководитель, но и лидер.

 

 Стили  управления

 

Каждому руководителю присущ определённый стиль управления.

Стиль управления — это относительно устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с целями совместной деятельности. Это своеобразный психологический почерк работы с подчиненными. Известный немецкий психолог К. Левин описал три основных стиля управления:

1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления.

Этот стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность подчиненных носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Ориентирован на решение алгоритмизуемых задач.

2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу.

Этот стиль наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач.

3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Этот стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой деятельности.

Авторитарный  стиль : Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание

субъективны. Эмоции не принимаются  в расчет. Позиция лидера — вне  группы. Дела группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. Голос  руководителя —решающий.

Демократический стиль: Распоряжения и запреты — с советами. Позиция лидера — внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются.

 

Либеральный стиль: Тон — конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.


Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от складывающейся конкретной ситуации чаще всего наблюдается сочетание черт различных стилей с доминированием какого-то одного. Какой-то из трех стилей находит свое реальное воплощение в индивидуальном стиле управления.

 

Параметры стилей управления

Виды стилей управления

 

Авторитарный

Демократический

Либеральный

1. Принятие решения и  определение задач

Лично руководителем

Сучетом предложений подчиненных

Одобрение и согласие с  мнением подчиненных

2. Способ доведения решения

Приказ, категоричное требование

Совет, рекомендация, намек

Просьба, упрашивание

3.Степень регламентации  действия подчиненных

Высокая

Оптимальная

Низкая

(максимальная свобода  подчиненных)

4. Характер общения руководителя  с подчиненными

Короткое, деловое, сухое

Более продолжительное, не только деловое, но и личностное

Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к  нему

5. Характер регуляции  поведения и деятельности подчиненных

Делает упор на взыскания

Делает упор на поощрения

Воздерживается от регуляции  поведения и деятельности подчиненных

6. Мнение руководителя  о подчиненных

Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую практически не делает

Считает всех подчиненных  изначально хорошими, гибкость в изменении  оценок

Оценок подчиненным практически  не дает

7. Отношение руководителя  к инициативе подчиненных

Недоверчивое, негативное

Поощрение проявления инициативы

Переоценка возможностей инициативы подчиненных

8 Морально-

психологический климат в

организации

Напряженный

Оптимальный

Крайне изменчив

9. Показатели

деятельности

организации

Высокие

количественные,

средние

качественные

Средние

количественные,

высокие

качественные

Нестабильные

показатели

10 Контроль

руководителя

за

деятельностью

подчиненных

Повышенный

Средний

Отсутствует


 

Выделим ряд важных замечаний  в связи с этим:

- в чистом виде изложенные  стили руководства встречаются  крайне редко. Как правило,  наблюдается совмещение различных стилей, но преобладают все же признаки какого-то одного стиля;

- среди изложенных стилей  управления нет универсального, годного на все случаи жизни, нет плохого или хорошего. Все стили обладают определенными преимуществами и порождают свои проблемы;

- эффективность руководства  зависит в первую очередь от гибкости в использовании положительных сторон того или иного стиля и умения нейтрализовать его слабые стороны.

Например, в экстремальных  условиях жизненно необходим авторитарный стиль руководства. В условиях же повседневной жизнедеятельности, когда имеется дружный и подготовленный коллектив, удачен демократический стиль руководства. Условия творческого поиска диктует целесообразность использования элементов либерального стиля.

 

Факторы, влияющие на стиль управления.

 

Выбор руководителем того или иного стиля руководства определяется рядом объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы:

-тип организации

-специфика основной деятельности  организации 

-специфика решаемых задач 

- условия выполнения задач

-способы и средства  деятельности организации 

- уровень развития организации

- стиль руководства, формы  и методы работы вышестоящего руководителя;

- ступень управленческой  иерархии, на которой находится руководитель.

-совпадение стиля руководства  руководителя с теми ожиданиями, которые выказывают подчиненные. 

Субъективные  факторы:

- индивидуально-психические  особенности личности руководителя (характер, темперамент, способности,  волевые качества и др.);

- наличие у руководителя  авторитета. Авторитетный руководитель, как правило, более демократичен, потому что авторитет является той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными действиями;

- уровень общей и управленческой  культуры, образования

-имеющийся общий и  управленческий опыт. Таким образом,  факторов, влияющих на выбор стиля  управления организацией, много,  все они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, а иногда и вступают в противоречия между собой. Вот почему нет единого правила, позволяющего руководителю определить, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Практическая  часть

 

Анализ  стилей управления на примере

 

 

Стиль управления в кафе ”Африка ”

 

Сначала рассмотрим структуру предприятия. Основной вид деятельности – это общественное питание, т.е. наличие 3-х кафе-бистро, в каждом из которых работают 3 кухонные работницы, 2 повара и 3 продавца, а также на фирме есть кладовщик, бухгалтер и менеджер по закупкам. В коллективе работают 27 человек и ими руководит одна единственная женщина по имени Елена Евгеньевна.

Кладовщик, бухгалтер и  менеджер по закупкам имеют 8-ми часовой  рабочий день с выходными по субботам и воскресеньям, остальные работники  работают 6 дней в неделю по скользящему  графику.

Поскольку на фирме довольно часто увольняются и принимаются  люди (это частично связано с достаточно тяжёлой и низкооплачиваемой  работой низшего состава фирмы), начнём, с приёма людей на работу.

Собеседование с будущими работниками проводит лично сама Елена Евгеньевна, очень долго разговаривая с каждым, причём подробно обсуждается как тема прошлых трудовых отношений, так и личная жизнь человека (как живёт, чем интересуется, есть ли проблемы с детьми, мужем/женой, со здоровьем).

Решение о приёме на работу принимает также лично Еленой Евгеньевной и очень часто её решение противоречит мнению коллектива: если человек всем понравился и люди высказались об этом, то Елена Евгеньевна выскажется о нём негативно, но на работу, скорее всего примет (т.к., как правило, работники нужны срочно и нет времени на долгие поиски), но будет очень придирчиво следить за работой этого сотрудника. И, наоборот, если человек не понравился коллективу, то Елена Евгеньевна найдёт массу реальных и мнимых достоинств у него и на работу обязательно примет.

Предпочтение отдаётся людям  с разного рода проблемами в жизни, которые Елена Евгеньевна помогает решить – устроить ребёнка в садик, “закодировать” пьющего мужа, снять недорогое жильё, посоветовать хорошего врача, дать денег в долг, в счёт будущих заработков.

Все решения в кафе «Африка  »принимает лично руководитель и они тоже очень часто противоречат мнению коллектива. Например, очень часто на этой фирме имеет место быть один и тот же инцидент: работник (это, как правило, кухонная работница или продавец) вдруг не выходит на работу по разным причинам (иногда после требовательных замечаний Елены Евгеньевны, иногда из своих личных соображений), а затем появляется с просьбой денежного расчёта и немедленного увольнения. В этих случаях Елена Евгеньевна, как правило, увольняет человека, но в качестве наказания за невыход на работу отказывается выплачивать деньги за последнюю отработанную неделю.

Многие, таким образом, уволенные работники, анонимно жалуются в проверяющие инстанции, после чего фирму сотрясают различные проверки, которые держат в нервном напряжении всю фирму. И в связи с тем, что работников, которые контролируют правильность работы фирмы с точки зрения юридического и бухгалтерского оформления документов мало, то, как правило, эти проверки заканчиваются штрафами. После этого фирма находится в состоянии конфликта ещё какое-то время, т.к. Елена Евгеньевна выясняет, кто виноват в тех нарушениях, за которые наложен штраф.

Информация о работе Руководство и лидерство в менеджменте