Руководство и лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 06:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть эти два феномена – лидерства и руководства, - как отличные друг от друга. Руководитель может не быть лидером, и лидер может не быть руководителем.
Для достижения поставленной цели надо решить задачи:
Выявить сущность лидерства, функции, выполняемые лидером в организации;
Найти сущность руководства, выделить функции, выполняемые руководителем;
Сравнить явления «лидерство» и «руководство», показать различия между ними и выделить их общие черты.

Файлы: 1 файл

7 Руководство и лидерство.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ни  одно предприятие не может обойтись без руководителей и лидеров. Именно они задают направление развития организации, координируют деятельность её отделов, мотивируют работников, планируют будущие мероприятия, обеспечивают сплоченность и целостность фирмы.

     Одним словом, лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организацией.

     Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что в учебной литературе довольно таки мало информации, дающей сравнительные характеристики данных понятий, таким образом, «лидерство» и «руководство» ошибочно воспринимаются синонимами, как они обычно и употребляются в контексте.

     Целью данной работы является рассмотреть эти два феномена – лидерства и руководства, - как отличные друг от друга. Руководитель может не быть лидером, и лидер может не быть руководителем.

     Для достижения поставленной цели надо решить задачи:

  • Выявить сущность лидерства, функции, выполняемые лидером в организации;
  • Найти сущность руководства, выделить функции, выполняемые руководителем;
  • Сравнить явления «лидерство» и «руководство», показать различия между ними и выделить их общие черты.

      При написании данной работы наиболее полезна  была монография Парыгина Б.Д. «Основы социально-психологических теорий», в которой дан полный, развернутый список сходств и различий исследуемых явлений.

      Так же, был очень интересен материал книги Веснина В.Р. «Менеджмент для всех», особенно объяснением того, почему и лидер, и руководитель одинаково важны для организации.

 

      1 ЛИДЕРСТВО: ПРИРОДА И ФУНКЦИИ 

     1.1 Сущность лидерства 

      Лидерство (англ. leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [1, c. 83].

     Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных  оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей  через личные способности, умения и  другие ресурсы получил название неформального лидерства.

     Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

     Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей  цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;

уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. [1, c. 85]

     Наиболее  характерными чертами эффективного лидера являются:

видение ситуации в целом;

  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений. [3, c. 225]

     Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. 

     1.2 Функции лидера в управлении  организацией 

     Карьера лидера зависит не только от общих  условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении  ряда функций. Назовем некоторые из них.

     Конструктивная  функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного  большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

     Лидер предлагает обществу свою программу  и по существу вырабатывает ее совместно  с обществом и лучшими выразителями его интересов. [7, c. 112]

     Организационная функция включает создание кадров и  системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов  и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует  аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.

     Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

     Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера [7, c. 114]. 

     2 РУКОВОДСТВО: ПРИРОДА И ФУНКЦИИ 

     2.1 Сущность руководства 

     Определяющая  роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность» [4, c. 76]. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

     Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации  путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.

     В наше время руководить – это значит постоянно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством [4, c. 79]. 

2.2 Функции  руководителя в управлении организацией 

     Существует  несколько точек зрения на то, какие функции выполняет руководство. По одной из них, функции управления состоят из планирования, организации, регулирования, мотивации, контроля и учета [5, c. 90]

     По  другой, функции руководителя рассматриваются через управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

  • административная (прежде всего этап контроля);
  • стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);
  • экспертно-консультативная;
  • представительская;
  • воспитательная;
  • коммуникативно-регулирующая;
  • инновационная;
  • дисциплинарная [2, c. 50]

     Важную  роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

     Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

     Каждый  руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.

     Говоря  о коммуникации, нельзя не затронуть  проблему мотивации, как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.

     Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого  процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов [2, c. 58].

     Существуют  следующие требования к контролю: постоянность; оперативность; объективность; открытость; экономичность.

     При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.

 

      3 ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО: СХОДСТВА  И РАЗЛИЧИЯ 

     Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно, двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные (руководство); отношения второго типа — психологические, эмоциональные (лидерство) [1, c. 102]. Роль руководителя заранее определена, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании предприятия ее нет.

     Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу.

     Лидер - воодушевляет людей и вселяет  энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

     Наиболее  полно различия между этими понятиями  отражены в работе Б.Д.Парыгина:

  1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.
  2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.
  3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но, так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.
  4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.
  5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.
  6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.
  7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе. [6, c. 153]

Информация о работе Руководство и лидерство