Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 06:49, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотреть эти два феномена – лидерства и руководства, - как отличные друг от друга. Руководитель может не быть лидером, и лидер может не быть руководителем.
Для достижения поставленной цели надо решить задачи:
Выявить сущность лидерства, функции, выполняемые лидером в организации;
Найти сущность руководства, выделить функции, выполняемые руководителем;
Сравнить явления «лидерство» и «руководство», показать различия между ними и выделить их общие черты.
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно предприятие не может обойтись без руководителей и лидеров. Именно они задают направление развития организации, координируют деятельность её отделов, мотивируют работников, планируют будущие мероприятия, обеспечивают сплоченность и целостность фирмы.
Одним словом, лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организацией.
Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что в учебной литературе довольно таки мало информации, дающей сравнительные характеристики данных понятий, таким образом, «лидерство» и «руководство» ошибочно воспринимаются синонимами, как они обычно и употребляются в контексте.
Целью данной работы является рассмотреть эти два феномена – лидерства и руководства, - как отличные друг от друга. Руководитель может не быть лидером, и лидер может не быть руководителем.
Для достижения поставленной цели надо решить задачи:
При написании данной работы наиболее полезна была монография Парыгина Б.Д. «Основы социально-психологических теорий», в которой дан полный, развернутый список сходств и различий исследуемых явлений.
Так же, был очень интересен материал книги Веснина В.Р. «Менеджмент для всех», особенно объяснением того, почему и лидер, и руководитель одинаково важны для организации.
1 ЛИДЕРСТВО: ПРИРОДА И ФУНКЦИИ
1.1
Сущность лидерства
Лидерство (англ. leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [1, c. 83].
Выделяют
формальное и неформальное лидерство.
В первом случае влияние на подчиненных
оказывается с позиций
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. [1, c. 85]
Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
видение ситуации в целом;
Таким
образом, следует сделать вывод,
что лидер является доминирующим лицом
любого общества, организованной группы,
организации.
1.2
Функции лидера в управлении
организацией
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем некоторые из них.
Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.
Лидер
предлагает обществу свою программу
и по существу вырабатывает ее совместно
с обществом и лучшими
Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.
Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.
Интегративная
функция - сплочение единомышленников,
окружения, общества вокруг программы
лидера [7, c. 114].
2
РУКОВОДСТВО: ПРИРОДА И ФУНКЦИИ
2.1
Сущность руководства
Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность» [4, c. 76]. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.
Главной
задачей руководителя любого уровня
является достижение целей организации
путем умножения своих
В
наше время руководить – это значит
постоянно подтверждать свое соответствие
занимаемой должности, постоянно держать
экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим
начальством [4, c. 79].
2.2 Функции
руководителя в управлении
Существует несколько точек зрения на то, какие функции выполняет руководство. По одной из них, функции управления состоят из планирования, организации, регулирования, мотивации, контроля и учета [5, c. 90]
По другой, функции руководителя рассматриваются через управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:
Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.
Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.
Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.
Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации, как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.
Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов [2, c. 58].
Существуют следующие требования к контролю: постоянность; оперативность; объективность; открытость; экономичность.
При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.
3 ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО:
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно, двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные (руководство); отношения второго типа — психологические, эмоциональные (лидерство) [1, c. 102]. Роль руководителя заранее определена, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании предприятия ее нет.
Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу.
Лидер - воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина: