Лидерство и руководство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:42, контрольная работа

Краткое описание

Демократизация этих стран, изменение социально-экономических условий жизни приводит к появлению новых видов групп и группировок, нуждающихся в новых лидерах. И прежнее традиционное руководство также претерпевает изменения в новых условиях. Многие современные исследования лидерства направлены на повышение эффективности новых видов управления в различных сферах общественной жизни.

Оглавление

Введение.
Лидерство и руководство.
Признаки и функции лидерства в теориях лидерства.
Теории лидерства.
Стиль руководства
Этапы и функции руководства.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр.Соц .псих4,7.docx

— 37.28 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Лидерство и руководство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание.

      Введение.

  1. Лидерство и руководство.
  2. Признаки и функции лидерства в теориях лидерства.
  3. Теории лидерства.
  4. Стиль руководства
  5. Этапы и функции руководства.

       Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 

Введение. 

Проблема  лидерства в социальной психологии является одной из наиболее важных и дискуссионных проблем на протяжении сотни лет, по специфике функционирования которой до сих пор нет единого  мнения. Феномен лидерства как  междисциплинарный привлекает внимание социологов, психологов, политологов  и др. своей исключительной значимостью  для современного общества. Данная проблема особенно актуальна на данном временном этапе, когда происходит переход к информационному обществу и формируется новая корпоративная  культура путём приобретения новых  совокупных моделей поведения лидеров  в процессе адаптации к внешней  среде. Особенно актуальна эта проблема для современного постсоветского пространства - России и стран ближнего зарубежья.

Демократизация  этих стран, изменение социально-экономических  условий жизни приводит к появлению  новых видов групп и группировок, нуждающихся в новых лидерах. И прежнее традиционное руководство  также претерпевает изменения в  новых условиях. Многие современные  исследования лидерства направлены на повышение эффективности новых  видов управления в различных  сферах общественной жизни.  
 
 
 
 
 
 

1. Лидерство и руководство. 

     Рассмотрим понятия «лидер» и «лидерство» в справочной литературе.

«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или  общества в целом, личностное влияние  которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.  

Лидерство - один из механизмов интеграции групповой  деятельности, когда индивид или  часть социальной группы выполняет  роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его  действия».  

«Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия». 

 « Лидерство  - это естественный социально-психологический  процесс в группе, построенной  на влиянии личного авторитета  человека на поведение членов  группы. Лидер не только направляет  и ведет своих последователей, но и хочет вести их за  собой, а последователи не просто  идут за лидером, но и хотят  идти за ним». 

        Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся по целому ряду оснований. 

Первое отличие - это происхождение. Лидерство возникает  естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых  процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может  не принадлежать к данной группе людей. 

Второе важное отличие касается способов осуществления  лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения. 

Третье отличие  связано со сферами влияния лидеров  и руководителей. Как правило, граница  влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника. 

Три указанных  отличия можно подытожить с помощью  различения понятий формальный» и «неформальный» аспекты группы. Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры, которые могут совпадать или не совпадать. Для каждой из названных структур есть лицо или лица, осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода «цементом», удерживающим других людей в составе группы. Для формальной структуры таковым является руководитель, а для неформальной - лидер. Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают. В этом случае можно говорить о руководителе-лидере. Быть таким человеком - большая удача и для него, и для членов подобной группы. Такой руководитель-лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо лучше управляема.

На практике, однако, чаще всего бывает иначе. Формальные и неформальные аспекты не совпадают, и более компетентный руководитель нуждается в установлении и поддержании хороших отношений с неформальными лидерами групп, входящих в руководимую им организацию. Менее компетентный руководитель вынужден наиболее полно использовать властные полномочия, предоставленные ему сверху, для того чтобы добиваться решения внешних по отношению к группе и ее членам управленческих задач. Это приводит к разным стилям руководства. 
 

                     2. Признаки и функции лидерства в теориях лидерства 

     Лидерство, как и руководство стало объектом исследований в начале 20-х годов  ХХ столетия, когда начал проявляться  интерес к управлению как к  науке. Ранние исследования имели целью  выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.

     Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором фигурировали – инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта. Позднее Р. Стокдилл добавил  еще популярность, красноречие и  пр. Хотя ни одна из черт не занимает значительного  места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.

     Согласно  Максвеллу, потенциальный лидер  обязан иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь  потенциал роста и быть последовательным и отданным делу: быть гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, придерживаться дисциплины и проявлять благодарность  организации и людям. Однако, руководствуясь одним из основных положений социальной психологии о значении социальной ситуации, рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности , недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и  ситуации, в которой он действует. Это ситуационные теории лидерства.

     Согласно  ситуационным теориям лидерства, лидерство  – это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является необходимой в данный момент, человек становиться лидером. Одной из наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера, которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр.

     Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером  становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого  подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и  разработаны их классификации.

     Исходя  из различных теорий лидерства, в  современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

  • более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
  • большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;
  • более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.

     Основные  функции лидерства – организация  совместной жизнедеятельности в  различных ее сферах, выработка и  поддержание групповых норм, внешнее  представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

     Феномен лидерства определяется взаимодействием  ряда переменных, основными из которых  являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические  характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа. 

        

        3.Теории лидерства в социальной психологии 

     Существует  три теории (подхода) в происхождении  лидерства:

     1. "Теория черт  лидера";

     2. "Ситуационная  теория лидера";

     3. "Системная теория  лидера".

     "Теория черт лидера" - так же она называется харизматической теорией, и состоит в том, что качества и задатки лидера являются врожденными и образуют счётное множество.

     К примеру, можно привести те качества, которые без сомнения должны быть в любом человеке который является лидером. В первую очередь это  способность управлять, как ситуацией, так и коллективом, вести его к общей цели не взирая на трудности. Во-вторых, это убеждение, убеждение в правоте своих мыслей людей, которые нуждаются в руководстве. В-третьих, это способность общения с любыми категориями людей, как с подчиненными, партнёрами, или же конкурентами.

     "Ситуационная теория лидера" - согласно этой теории, лидерство - это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер - это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других), "оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил". Здесь полностью снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер.

     "Системная теория лидерства" - согласно этой теории, лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием. 

                      4.Стили руководства и лидерства 

     “Стиль  управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов  решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий  в своей практической деятельности”. В современной литературе встречаются  множество определений стиля  управления. Есть в них что-нибудь общее? Общим в определениях стиля  управления является трактовка его  как способа воздействия руководителя на подчинённых.

Информация о работе Лидерство и руководство